Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Профессиональные ожидания педагогов по отношению к психологу
Нередко учитель обращается к психологу, отчаявшись добиться выполнения своих учебных или воспитательных требований в работе с каким-либо отдельным учеником или классом: «Они совсем не хотят учиться и никого не слушают!» Иногда обращения педагогов выглядят как попытки снять с себя ответственность за происходящее: «Сделайте с ним что-нибудь!», «Вот сами придите в класс и наведите порядок!». Такие запросы могут вызвать у психолога естественное затруднение. Ведь в этих случаях на него рассчитывают, как на кудесника, по мановению волшебной палочки которого (или после произнесения тайного психологического заклинания) дети станут послушными и начнут при-чежно учиться. Очевидно, что подобные ожидания свидетельствуют не только о ситуативной профессиональной несостоятельности обратившегося педагога, но и отражают неверное или недостаточно полное представление о возможностях специалиста-психолога, да и психологии в целом. 140 Как же психолог должен поступить с таким запросом? Ведь каждый учитель вправе получить от него профессиональную помощь. Для того чтобы адекватно и профессионально вести себя в подобной ситуации, сам школьный психолог должен иметь четкое представление о границах своей компетентности И помочь разобраться в этом педагогу. Важно понять, что в школе нет чисто педагогических проблем, все они — психолого-педагогические (и это по меньшей мере, есть еще медико-психолого-педагогические и т. д.). Поэтому психолог и учитель могут и должны работать вместе. Психолог с помощью своих профессиональных методов и инструментов (психодиагностика, наблюдение и беседа) выясняет возможные причины возникновения проблемы. Ведь зная причину проблемы, понимая ее происхождение, можно подобрать наиболее верные пути ее решения. Далее совместно с педагогом они анализируют сложившуюся ситуацию и намечают пути ее решения, которые учитель затем реализует в непосредственной работе с детьми, опираясь на свою профессиональную интуицию и используя педагогические приемы и методы воздействия. Таким образом, взаимодействие с психологом позволяет учителю полнее осознать накопленный профессиональный опыт, актуализировать свое мастерство Проблема собственных профессиональных ожиданий к коллегам по школе важна и для самого психолога. Ему также необходимо осознать, что он ожидает от учителей, с чем может к ним обратиться, на какую помощь рассчитывать Профессиональные запросы психолога к педагогу могут быть такими1: Битянова М Чего психолог ждет от педагога // Шкочьныи психолог, 2003 — № 10 • педагог помогает психологу увидеть ребенка как ученика, как субъекта учебной деятельности, в которую ребенок погружен большую часть своей жизни в школе и в которой ему приходится реализо вывать себя, • психологу необходима поддержка и помощь педагога в реализации коррекционно-развивающих программ; • школьному психологу, как правило, не хватает педагогических знаний, не владея которыми трудно понять специфику работы учителя, ориентироваться в вопросах современного образования просветить психолога в этой области могут педагоги; 141 • психологу может быть полезен эмпирический опыт учителя («А как вы это делаете?») как методический ресурс его собственной работы; • организационная помощь учителя психологу (собрать детей, оповестить родителей и т. д.). Проблема взаимодействия психолога с педагогами и его вхождение В педагогический коллектив, помимо уже обозначенных, имеет и множество других аспектов. Кратко отметим лишь некоторые из них, которые также важно принять во внимание школьному психологу. Учитель, получивший второе психологическое образование и вступивший в должность психолога, по сути является начинающим специалистом. Если он продолжает работать в составе прежнего педагогического коллектива, проблемы его адаптации будут связаны не С выстраиванием новых отношений, а со значительной перестройкой ужесложившихся. Это может быть сопряжено с возникновением определенных трудностей во взаимопонимании и взаимодействии с коллегами как в профессиональном, так и личном плане. '' Может ли психолог, отстаивая свое профессиональное решение, идти на Конфликт с педагогом? Если все другие способы исчерпаны, то конфронтация возможна. Однако затяжной конфликт — это уже свидетельство профессиональной некомпетентности психолога Трудно рассчитывать, что учителя впоследствии будут воспринимать такого специалиста как потенциального посредника в разрешении возникающих в школе конфликтов. По этой же причине психолог должен занимать нейтральную позицию в конфликтах, возникающих внутри педагогического коллектива (даже если он не принимает участия в их улаживании). Может ли школьный психолог профессионально включаться в решениеличных и семейных проблем учителя? Однозначного ответа здесь рКет, но предпочтительнее этого избегать и рекомендовать педагогу Зратиться к другому психологу, имеющему специальную практику (в психологическую консультацию и т. д.). Учитель в школе — тот специалист, от которого во многом зависит нетолько уровень обученности детей, но также их психологическое здоровье. Профессионализм педагога, его психологическая грамотность, собственное психическое и психологическое здоровье являются Важнейшими условиями для полноценного познавательного и лично-. стного развития тех детей, которых он учит Учитывая это, школьный Психолог (особенно если он единственный специалист в школе) нередко смещает акценты в своей деятельности, сосредоточивая внимание на работе с педагогическим коллективом. 142 Глава 2 РАБОТА ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Период обучения в младших классах справедливо считается одним из наиболее ответственных и значимых в школьной жизни ребенка. С него начинается сложный и длительный этап социализации, связанный с систематическим школьным обучением, в процессе которого ребенок приобщается к основам научных знаний, овладевает важнейшими достижениями человеческой культуры. Возникшие в начальной школе и вовремя не разрешенные с помощью взрослых проблемы и трудности маленького ученика не исчезают сами собой по мере его взросления и зачастую самым непосредственным образом отражаются в дальнейшем на учебной успеваемости ребенка, его интересах и склонностях, отношении к школе и учению, взаимоотношениях со сверстниками, родителями и пр. Нередко трудности, с которыми сталкиваются в школе учащиеся средних и старших классов, — это отголоски их нерешенных, «запущенных» проблем, возникших в первые школьные годы. Работа психолога в начальной школе направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития детей младшего школьного возраста. Усилия психолога в начальной школе направлены на решение задач, определяемых спецификой данного возрастного этапа, его сензитивностью. Это, прежде всего: • адаптация первоклассников к школе; • формирование продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»; • развитие познавательной сферы ребенка (произвольного восприятия, памяти, мышления («память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» (Л. С. Выготский)); • развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, умения управлять своим поведением и эмоциями; • развитие коммуникативных навыков, умения жить в коллективе сверстников; • развитие мотивационно-эмоциональной сферы; • развитие детской индивидуальности, интересов и склонностей творческого потенциала каждого ребенка. 143 Для успешного выполнения этой работы психологу важно знать ос-вные закономерности психического развития младших школьников, внзитивные возможности возраста, учитывать своеобразное преломление общих возрастных закономерностей в индивидуальном развитии каждого ребенка. Важно также хорошо представлять себе специфику ачальной школы, ее основные задачи, приемы и методы учебно-воспитательной работы в младших классах. Развитие ребенка младшего школьного возраста решающим образом зависит от окружающих его взрослых. Именно поэтому усилия психолога в начальной школе в значительной степени адресованы взрослым, неоторые обучают и воспитывают детей — учителям и родителям. С помощью психолога они получают возможность правильно организовать жизнь и деятельность ребенка, построить свои отношения с ним, обеспечивая тем самым благоприятные условия для его нормального психического развития, становления и раскрытия детской индивидуальности. В свою очередь, направленная на ребенка деятельность самого психолога вряд ли может быть достаточно успешной и эффективной, если она не найдет отклика и не будет поддержана учителями и родителями. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 475. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |