Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вхождение в педагогический коллектив
Смысловым центром в работе и педагогов, и школьных психологов является ребенок. Однако не секрет, что профессиональные установки, позиции, взгляды этих специалистов могут заметно расходиться. Это несовпадение вполне закономерно, поскольку обусловлено спецификой основных целей и задач профессиональной деятельности педагога и психолога. Объективно существующее расхождение профессиональных позиций не означает, что педагоги и психологи не могут найти общего языка. Опыт показывает, что в целом педагогическое сообщество готово к сотрудничеству с психологами И даже если учителя не спешат сразу реализовывать психологические рекомендации в своей работе, мнение коллег-психологов им, как правило, бывает небезразлично. В представлении педагогов важными составляющими образа психолога являются: профессиональная компетентность и такие человеческие качества, как доброта, внимательность, чуткость, отзывчивость и т. п. Профессиональное и личное в образе психолога слиты воедино. Из этого следует, что вхождение психолога в педагогический коллектив сопряжено не только с его оценкой и признанием как профессионала, но и его принятием как личности. Доброжелательное отношение учителей особенно важно для начинающего психолога, профессионализм которого еще только складывается. Более того, оно может стать своеобразным «авансом» молодому специалисту, давая ему возможность нарабатывать опыт, рассчитывая на определенное снисхождение в случае каких-либо просчетов и неудач, неизбежных у любого психолога в начале его профессиональной деятельности. Процесс принятия имеет взаимный характер: психолог принимается педагогическим коллективом тогда, когда он сам принимает этот коллектив. Поэтому в построении взаимоотношений молодого специалиста с педагогическим коллективом и отдельными учителями все зависит от того, как поведет себя сам психолог. 138 Накопленный школьными психологами опыт показывает, что особое значение имеет позиция психолога по отношению к педагогам,которая позволяет эффективно строить взаимодействие с ними. Рассмотрим основные компоненты позиции психолога1. Изначальная установка на взаимодействие с педагогом Установка на эмоциональное принятие педагогов такими, какие они есть. Для психолога неконструктивным является отвержение педагога ине взаимодействие с ним («Он такой, что взаимодействовать с ним бесполезно»); обесценивание педагога («Да он все равно не поймет»); агрессивное обоснование своей правоты («Я знаю больше, и он должен слушать, что я говорю»; «Его следовало убедить, что он не прав»). Профессионально верная позиция принятия выражается в доброжелательном отношении к педагогу, стремлении понять причины его действий, готовности к диалогу («Он давно работает в школе и привык так делать, думать и т. п.», «Ему сложно сразу понять меня. Мне нужно провести дополнительные беседы, разъяснения и т. д.»). Установка на субъект-субъектные отношения, равенство и партнерство при осознании психологом своей направляющей роли (при решении психологических проблем и задач). Только такая позиция может обеспечить конструктивное сотрудничество с педагогами. Успешное вхождение психолога в педагогический коллектив не происходит само собой, для этого требуется собственная активность психолога, специально организованная им деятельность. Молодому специалисту необходимо познакомиться с педагогами (представиться на педсовете, рассказать о себе, своих профессиональных задачах); направить усилия на формирование своих запросов к психологу, сориентироваться в специфике этих запросов, соотнести их со своими профессиональными возможностями; с учетом этого разработать программу своей деятельности (на ближайший месяц, полугодие, учебный год), согласовать ее с педагогическим коллективом, администрацией школы и приступить к ее осуществлению. Важно, чтобы педагоги (а также учащиеся и их родители) знали, что в школе работает психолог, с какими вопросами и проблемами к нему можно обращаться. Леей Т. С. Психологические условия принятия практического психолога педагогическим коллективом дошкольного учреждения: Автореф. канд. дис. — М., 1995. 139 Конечно, было бы неправильно думать, что с появлением в школе психолога все педагоги начнут сверять свою деятельность с его рекомендациями. Это не так. Психолог должен быть готов к тому, что он столкнется с очень разным отношением к себе со стороны учителей: от полного игнорирования до стремления получить совет при малейшем затруднении в работе. Замечено, что учителя с большим стажем работы реже обращаются к психологу (да еще к начинающему), тогда как молодые и неопытные педагоги с большей готовностью идут на сотрудничество с молодым психологом и принимают его помощь. Активность в обращении к психологу может быть связана также с личностными особенностями учителей: коммуникабельностью, любознательностью, открытостью новому опыту, творческим подходом к работе или же тревожностью, недостаточной уверенностью в себе. При этом частота и характер поступающих от учителей запросов далеко не всегда будут свидетельствовать об их умении видеть психо-югические проблемы, достаточно полно и адекватно представлять себе Функциональную нишу психолога, его профессиональные возможности. И здесь мы подходим к проблеме профессиональных ожиданий педагогов по отношению к психологу.С ней сталкивается и вынужден для себя решать каждый работающий в школе психолог. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |