Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вхождение в педагогический коллектив




Смысловым центром в работе и педагогов, и школьных психологов является ребенок. Однако не секрет, что профессиональные установки, позиции, взгляды этих специалистов могут заметно расходиться. Это несовпадение вполне закономерно, поскольку обусловлено специфи­кой основных целей и задач профессиональной деятельности педагога и психолога.

Объективно существующее расхождение профессиональных пози­ций не означает, что педагоги и психологи не могут найти общего язы­ка. Опыт показывает, что в целом педагогическое сообщество готово к сотрудничеству с психологами И даже если учителя не спешат сразу реализовывать психологические рекомендации в своей работе, мнение коллег-психологов им, как правило, бывает небезразлично.

В представлении педагогов важными составляющими образа пси­холога являются: профессиональная компетентность и такие челове­ческие качества, как доброта, внимательность, чуткость, отзывчивость и т. п. Профессиональное и личное в образе психолога слиты воедино. Из этого следует, что вхождение психолога в педагогический коллектив сопряжено не только с его оценкой и признанием как профессионала, но и его принятием как личности.

Доброжелательное отношение учителей особенно важно для начи­нающего психолога, профессионализм которого еще только складыва­ется. Более того, оно может стать своеобразным «авансом» молодому специалисту, давая ему возможность нарабатывать опыт, рассчитывая на определенное снисхождение в случае каких-либо просчетов и не­удач, неизбежных у любого психолога в начале его профессиональной деятельности.

Процесс принятия имеет взаимный характер: психолог принима­ется педагогическим коллективом тогда, когда он сам принимает этот коллектив. Поэтому в построении взаимоотношений молодого спе­циалиста с педагогическим коллективом и отдельными учителями все зависит от того, как поведет себя сам психолог.

138

Накопленный школьными психологами опыт показывает, что особое значение имеет позиция психолога по отношению к педагогам,которая позволяет эффективно строить взаимодействие с ними. Рассмотрим основные компоненты позиции психолога1.

Изначальная установка на взаимодействие с педагогом

Установка на эмоциональное принятие педагогов такими, какие они есть. Для психолога неконструктивным является отвержение педагога ине взаимодействие с ним («Он такой, что взаимодействовать с ним бесполезно»); обесценивание педагога («Да он все равно не поймет»); агрессивное обоснование своей правоты («Я знаю больше, и он должен слушать, что я говорю»; «Его следовало убедить, что он не прав»). Про­фессионально верная позиция принятия выражается в доброжелатель­ном отношении к педагогу, стремлении понять причины его действий, готовности к диалогу («Он давно работает в школе и привык так делать, думать и т. п.», «Ему сложно сразу понять меня. Мне нужно провести дополнительные беседы, разъяснения и т. д.»).

Установка на субъект-субъектные отношения, равенство и партнер­ство при осознании психологом своей направляющей роли (при реше­нии психологических проблем и задач).

Только такая позиция может обеспечить конструктивное сотрудни­чество с педагогами.

Успешное вхождение психолога в педагогический коллектив не происходит само собой, для этого требуется собственная активность психолога, специально организованная им деятельность. Молодому специалисту необходимо познакомиться с педагогами (представиться на педсовете, рассказать о себе, своих профессиональных задачах); на­править усилия на формирование своих запросов к психологу, сориен­тироваться в специфике этих запросов, соотнести их со своими профес­сиональными возможностями; с учетом этого разработать программу своей деятельности (на ближайший месяц, полугодие, учебный год), согласовать ее с педагогическим коллективом, администрацией школы и приступить к ее осуществлению. Важно, чтобы педагоги (а также уча­щиеся и их родители) знали, что в школе работает психолог, с какими вопросами и проблемами к нему можно обращаться.

Леей Т. С. Психологические условия принятия практического психолога педагогиче­ским коллективом дошкольного учреждения: Автореф. канд. дис. — М., 1995.

139

Конечно, было бы неправильно думать, что с появлением в школе психолога все педагоги начнут сверять свою деятельность с его реко­мендациями. Это не так. Психолог должен быть готов к тому, что он столкнется с очень разным отношением к себе со стороны учителей: от полного игнорирования до стремления получить совет при малейшем затруднении в работе.

Замечено, что учителя с большим стажем работы реже обращаются к психологу (да еще к начинающему), тогда как молодые и неопытные педагоги с большей готовностью идут на сотрудничество с молодым психологом и принимают его помощь.

Активность в обращении к психологу может быть связана также с личностными особенностями учителей: коммуникабельностью, лю­бознательностью, открытостью новому опыту, творческим подходом к работе или же тревожностью, недостаточной уверенностью в себе.

При этом частота и характер поступающих от учителей запросов далеко не всегда будут свидетельствовать об их умении видеть психо-югические проблемы, достаточно полно и адекватно представлять себе Функциональную нишу психолога, его профессиональные возможности. И здесь мы подходим к проблеме профессиональных ожиданий педагогов по отношению к психологу.С ней сталкивается и вынужден для себя решать каждый работающий в школе психолог.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...