Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолог и администрация школы




Самое главное лицо в школе (из числа взрослых) — это директор. От него как руководителя во многом зависит царящая в учреждении атмосфера, условия работы всех сотрудников школы, в том числе и пси­холога.

Установление конструктивных отношений психолога с директором и другими представителями школьной администрации важно (а неред­ко имеет решающее значение) для вхождения психолога в педагогиче­ский коллектив, утверждения его статуса как специалиста.

Современный директор школы достаточно хорошо представляет себе, зачем школе нужен психолог и в решении каких проблем он мо­жет помочь. С заинтересованным, просвещенным, психологически гра­мотным, открытым для нового опыта руководителем психологу будет работать легко. Приведем пример первой встречи психолога с таким директором (из заметок начинающего психолога):

«Директор школы оказался очень доброжелательным человеком, весьма заинтересованным в появлении нового специалиста. Его не пришлось убеждать в необходимости психолога в школе. Напротив, он сам на­чал рассказывать мне, как много в школе острых проблем и как важ­но участие специалиста-психолога в их разрешении: это и прием детей в школу, и работа с так называемыми "трудными" классами, и прием детей в специализированные классы, и профориентационная работа со старшеклассниками, и взаимодействие школы с родителями, и проблемы учительского коллектива, и пр.

Я, безусловно, соглашалась с директором, но в голове лихорадочно билась мысль: "Как же я сумею со всем этим справиться?" Мои невы­сказанные сомнения неожиданно разрешил сам директор. Перечислив разнообразные школьные трудности, он признал, что для единственного психолога работы, пожалуй, слишком много. Я же, в свою очередь, помня одно из первых правил школьного психолога — "начинай с того, что лучше всего знаешь и умеешь", — предложила заняться проблемами начальной школы, поскольку уже имела определенный опыт работы с младшими школьниками.

135

Отдав приоритет младшим классам, мы с директором решили и проблему моего участия в жизни средней и старшей школы: я подключаюсь к решению наиболее острых ситуаций по специальному запросу администрации. Во время первой встречи были оговорены вопросы о ставке и графике моей работы. Итак, устный договор о моих обязанностях был заключен, и я, написав заявление о приеме на работу в качестве педагога-психолога, могла приступить к выполнению своих функций».

Опыт показывает, что большинство сотрудников школьной администрации — люди разумные и грамотные, радеют за дело образования и в целом благорасположены к психологам.

Однако вполне возможно, что взаимопонимание между психологом и администрацией школы будет установлено далеко не сразу или, что случается реже, так и не будет установлено. Причиной этого зачастую является несовпадение взаимных ожиданий и требований, неадекватно ивышенных как с той, так и с другой стороны. Например, перед пси­хологом ставится задача решить сразу все накопившиеся в школе проблемы, причем заметных сдвигов и изменений ждут уже после первой недели работы. Психолог же, считающий себя знающим специалистом, полагает, что с его приходом в школе должна начаться новая жизнь, потому что он, психолог, знает, «как нужно и как правильно». Но, увы, как те, так и другие ожидания остаются несбыточными. В итоге — оппозиция психолога по отношению к администрации, результат которой иг трудно предсказать.

Возможен и другой вариант неудачного сотрудничества. Среди руководства школы сложилось устойчивое мнение, что психолог в школе занимается непонятно чем». Соответственно, услуги психолога остаются невостребованными, результаты его работы и предложения не учитываются, рекомендации игнорируются, а принимаемые решения по-прежнему носят чисто административный характер. В общем, пси­хологу в школе не доверяют.

Конечно, начинающего специалиста такое отношение может расстраивать, задевать, приводить в отчаяние. Однако это эмоции. Что же можно предпринять в такой ситуации? Прежде всего, ее проанализировать. И для начала ответить на вопрос: все ли я сам(а) делаю верно? Что еще не учтено?

Нельзя исключить, что администрация вашей школы уже имеет опыт и иимодействия с психологом, и опыт этот, скорее всего, негативный. Тогда вам придется настраиваться на последовательную и кропотливую работу по реабилитации школьного психолога, восстановлению доверия к нему как специалисту и организации сотрудничества с руководством школы.

136

Возможно и другое: администрация школы предпочитает работать по старинке, без особенного внимания к психологическим тонкостям, о которых все время говорят «эти психологи». В таком случае перед вами раскрывается широкое поле для работы по психологическому просвещению сотрудников школы.

В любом случае важно помнить, что психолог в школе трудится не ради того, чтобы получить признание директора и школьной адми­нистрации (хотя расположение с их стороны существенно облегчает решение многих вопросов его жизни в школе). Прежде всего, есть дети, учителя, родители, которые нуждаются в психологической помощи и готовы ее принять На работу с ними психологу в первую очередь и следует направить свои усилия. Только компетентность психоло­га, его профессиональный подход ко всем ситуациям, с которыми он сталкивается в школе, может служить основанием для его признания со стороны сотрудников школы и доверия к нему.

Важно понимать, что контактировать с руководством школы необ­ходимо. В установлении позитивных контактов как с администраци­ей, так и с педагогическим коллективом, а главное — в ходе дальней­шего развития этих контактов, очень многое зависит в первую очередь от самого психолога. И дело здесь не только в квалификации, наличии практического опыта (хотя это, конечно, тоже важно, поскольку по­могает, например, обстоятельно и со знанием дела ответить на один из первых и главных вопросов, обращенных к психологу: «А что вы умеете делать? Какую пользу можете принести школе?»). Квалифика­ция и опыт при желании могут быть приобретены со временем. Более важно, даже необходимо, — умение психолога общаться и строить конструктивные отношения с самыми разными людьми. В этом очень помогает установка на сотрудничество и взаимодействие с теми, кто в этой школе уже давно (значительно дольше, чем сам психолог) и в целом весьма неплохо работает. Понадобятся также: тактичность, выдержка, спокойная уверенность в себе, умение обоснованно и кор­ректно выражать (а если необходимо, то и отстаивать) свою точку зрения.

Учитывая, что психолог по долгу службы подчиняется директору и администрации школы, он обязан оперативно реагировать на их рас­поряжения и исходящие от них запросы, включая соответствующую работу в свой план. Каждый психолог вправе самостоятельно решать, насколько он готов удовлетворить обращенный к нему запрос админи­страции, исходя из своей профессиональной подготовки, а также имея в качестве общего руководства «Положение о психологической службе

137

образования», где изложены основные цели и задачи деятельности психолога в учреждениях образования, его профессиональные права и обязанности, этический кодекс. Если распоряжения руководства шко­лы вступают в противоречие с профессиональным этическим кодексом, психолог вправе отказаться от их выполнения.

Психолог и учителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...