Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел II Психолог в общеобразовательной школе




Глава 1 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАК МЕСТО РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Общеобразовательная школа является одним из наиболее распространенных мест работы начинающих психологов, получивших специализацию в области практической психологии образования (или обучающихся по данной специализации). Для современной школы психолог стал вполне привычной фигурой, и необходимость его работы не требуется специально доказывать (как это было еще лет 15 -20 назад). Образованный, квалифицированный, культурный психолог школе нужен, и такого психолога здесь ждут.

Напомним, что в школе детский практический психолог (школьный психолог, педагог-психолог) реализует главные цели и задачи психологической службы образования и как специалист отвечает за психическое и психологическое здоровье школьников; способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации

130

заложенных на соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Главный ориентир в его работе — интересы ребенка как формирующейся личности.

Что должен знать, понимать и уметь начинающий психолог, чтобы соответствовать своему профессиональному предназначению? Как начинающий специалист может ответить на требования и ожидания современной школы? Что ему непременно следует учесть? Что ждет в школе самого психолога? К чему он должен быть готов?

Это мы и обсудим далее.

Адаптация психолога в школе

С развитием психологической службы образования профессия практического психолога образования (школьного психолога) приобрела массовый характер. Целый ряд документов регламентирует деятельность психолога в учреждении образования, определяет его цели и задачи, права и обязанности. Однако положение этого специалиста в школе во многом остается двойственным. Он обслуживает учебный процесс, но непосредственно в него не включен. Имеет определенные цели, но их далеко не всегда понимают и принимают другие участники образовательного процесса. Решает свои профессиональные задачи, с которым кроме него, никто в школе справиться не может (диагностирует, консультирует и пр.), но при этом ему необходимо тесное взаимодействие с учителями, воспитателями (в отличие, например, от педагога, которы не может учить детей без участия психолога). К тому же психолог имеет двойное подчинение: по профессиональной линии он отвечает перед методическим центром (ОМЦ), по административной — перед директором своей школы.

Такая двойственность осложняет адаптацию начинающего психоло га в школе и приводит к тому, что ее успешность во многом определи ется не столько объективными обстоятельствами (например, профессиональным мастерством, для достижения вершин которого молодому специалисту еще потребуется немало времени), сколько целым рядом субъективных факторов, такими как способность наладить взаимодеп ствие с педагогическим коллективом; его умение и желание согласи вать собственные профессиональные ожидания с ожиданиями педагогов и администрации; заинтересованность администрации школы в работе психолога. Немаловажное значение имеют также личностные особенности самого психолога, уровень его психологической и общей культуры.

131

Считается, что период адаптации начинающего психолога в школе одолжается примерно 1 год. За это время молодому специалисту предстоит понять особенности того учебного заведения, в котором теперь работает; согласовать круг своих профессиональных обязанностей и приступить к их выполнению; наладить конструктивные взаимоотношения с администрацией школы и педагогами, учащимися их родителями; по возможности установить контакты с другими Специалистами, занимающимися проблемами развития и воспитания детей.

По существу, на этапе адаптации начинающему психологу предстоит решить две взаимосвязанные задачи, каждая из которых сама по себе очень непроста:

• утвердить себя как профессионала;

• стать полноправным членом педагогического коллектива школы. От того, как будет решена эта двуединая задача, зависит успешность всей дальнейшей работы психолога в школе, его профессиональный статус, его удовлетворенность самим собой, своей работой, избранной профессией.

Что за школа предо мною?

Современная общеобразовательная школа многолика. В зависимо­сти от целого ряда причин школы могут существенно различаться по составу и количеству учащихся, содержанию учебных программ, орга­низации учебно-воспитательной работы, особенностям педагогического коллектива, сложившимся традициям и пр. Сочетание этих и множе­ства других характеристик делает каждую школу особым социальным организмом, который живет по определенным законам, решает опреде­ленные задачи, имеет свои проблемы, перспективы развития. Исходя из этого, каждое учебное учреждение формирует свой запрос психо­логу. Школе нужен уже не просто психолог, а специалист, который готов решать проблемы и задачи, стоящие перед конкретной школой, конкретными детьми, учителями, родителями.

Поэтому психологу необходимо понять, в какую школу он пришел, в каких условиях ему предстоит реализовывать основные цели и задачи своей профессиональной деятельности.

Приходя на работу в ту или иную школу, важно получить представ­ление об особенностях данного учебного заведения, поскольку именно они во многом будут определять специфику основных запросов и круг

132

профессиональных обязанностей специалиста. На что важно обратить внимание.

1. Состав учащихся(кого учит данная школа: всех детей, проживаю­щих в близлежащем микрорайоне и желающих в ней учиться, или при поступлении ведется отбор будущих школьников; примерный социальный, национальный состав учащихся и т. п.). В школе, обу­чающей любых детей (особенно если это большая школа в «спаль­ном» районе мегаполиса), как правило, сравнительно велика доля учащихся, испытывающих трудности в обучении и поведении (дети из неблагополучных семей, дети с плохим знанием русского языка, дети с проблемами в развитии и др.). От психолога в такой школе потребуется прежде всего оказание специализированной помощи учащимся, имеющим трудности в развитии, а также консультатив­но-методическая помощь педагогам в работе с такими детьми.

2. Общее количество учащихся(менее 500 человек, более 1000 че­ловек); их возрастной состав(общеобразовательная школа, вклю­чающая 1-11 классы; школа включает классы только начального звена, только классы среднего и старшего звена и др.). В неболь­шой школе шире возможности для индивидуальной психолого-пе­дагогической работы с детьми. Возрастные же особенности школь­ников напрямую определяют характер их потенциальных проблем и, соответственно, специфику форм и методов работы психолога с учащимися, родителями и педагогами.

3. Наличие в школе коррекционных классов(классов выравнива­ния, классов психолого-педагогической поддержки и т. п.). Такие классы нуждаются в пристальном внимании психолога и предъяв­ляют к его работе особые требования. Здесь обязательно понадо­бится знание специальной психологии, нейро- и патопсихологии, владение основами дефектологии и коррекционной педагогики. Работа психолога в коррекционных классах тесно переплетается с усилиями педагога и логопеда-дефектолога, постоянное сотруд­ничество с которыми необходимо для выработки общего подхода в работе с ребенком.

4. Содержание учебных программ(школа работает по базовым учебным планам и программам; школа ориентирована на исполь­зование усложненных программ обучения; введено профильное обучение и т. п.). Наличие в школе усложненных и профильных учебных программ делает особенно актуальными запросы к пси­хологу, связанные с определением индивидуальных способностей и склонностей учащихся, выбора для школьников индивидуальных

133

образовательных маршрутов и пр. Психолог в такой школе должен быть хорошим диагностом, владеть аналитико-исследо-вательскими навыками, хорошо разбираться в современном обра­зовании, иметь представление о новых программах, технологиях, методиках обучения.

5. Ведется ли в школе инновационно-экспериментальная дея­тельность(внедрение новых подходов, методов и технологий обучения). Требования к специалисту-психологу в такой школе особенно высоки. От него потребуется владение навыками на­учно-исследовательской работы, проведение психологической экспертизы содержания и методов обучения, проектирование психологических составляющих образовательной среды и т. п. Не каждый начинающий психолог готов к осуществлению такой деятельности.

6. Особенности педагогического коллектива(соотношение опыт­ных и молодых педагогов, степень сплоченности коллектива шко­лы, практика наставничества и пр.).

7 Сложившиеся в данной школе традиции.Адаптация нового чле­на коллектива проходит успешнее, если он знает существующие в школе традиции и правила (например, вновь принятые сотруд­ники школы участвуют в организации и проведении Дня учителя и готовят свое выступление) и старается следовать им.

8 Наличие в школе психологической службы, основные направ­ления ее деятельности.Молодой специалист может стать единст­венным психологом в данной школе или же присоединиться к уже работающим педагогам-психологам. От этого на первых порах во многом будет зависеть характер и объем его профессиональной деятельности, распределение обязанностей с учетом его интересов, склонностей, знаний и умений, возможность оперативно получить советы и рекомендации более опытных коллег и пр.

Перечисленные выше особенности непосредственно связаны с задачами, стоящими перед конкретной школой. В их решение и должен будет включиться начинающий психолог. Конечно, в любой общеобразовательной школе круг проблем, требующий участия психолога, очень широк. В каждой школе обязательно есть неуспевающие учащиеся, дети с трудностями в поведении и развитии, дети-инвалиды, дети-сироты, одаренные дети, время от времени возникают различные конфликты между учениками, детьми и родителями, детьми и учителями, проблемы внутри педагогического коллектива и т. д.

134

Начинающему психологу важно учесть приоритетные направления деятельности школы, в осуществлении которых от него будут ждать профессионального участия прежде всего. И соотнести этот общий запрос со своими актуальными возможностями, знаниями, умениями, интересами. Учесть также перспективы собственного профессионального роста, свою готовность глубже овладевать профессией, учиться новому. Ведь научиться можно всему, было бы желание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...