Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа с родителями и воспитателями
Диагностическая работа психолога с теми взрослыми, которые находятся рядом с ребенком, — его родителями и воспитателями — не сводится только к получению от них информации, необходимой для интерпретации результатов обследования и составления психологического заключения. Перед психологом стоит задача научить родителей и педагогов не просто смотретьна ребенка, но и видетьего, замечать достижения и разумно реагировать на неизбежные проблемы. Что может сделать в этом направлении психолог, работающий вДДУ? Одним из существенных компонентов работы психолога является психологическое просвещение родителей и воспитателей. Рассказывая о возрастных закономерностях психического развития детей, о присущих каждому возрастному этапу особенностях этого развития, о наиболее часто встречающихся трудностях и путях преодоления возникающих проблем, психолог вводит близких ребенку взрослых в область собственно диагностической работы. Психологическое здоровье и благополучие ребенка во многом зависит от того, насколько правильно окружающие его взрослые сумеют интерпретировать и оценить те изменения в его поведении, которые начинают их тревожить, а такие периоды бывают в жизни каждого ребенка. Ласковый и покладистый малыш вдруг становится строптивым и упрямым, вспыльчивым и даже агрессивным. Солидный и разумный дошкольник начинает капризничать по любому поводу и требовать к себе внимания ничуть не меньшего, чем его новорожденный братик. А веселый, подвижный, любознательный первоклассник почему-то никак не может включиться в учебу: и ведет себя плохо, и тетради у него грязные и мятые, и усваивает все кое-как. Чаще всего родители не готовы к подобным переменам в поведении ребенка и, что вполне естественно, пугаются: а все ли у него в порядке с психикой? Родители должны знать, что те или иные осложнения психического развития встречаются достаточно часто и в большинстве 123 своем являются лишь отклонением от нормы, а вовсе не симптомом психического заболевания. Однако одного лишь только «успокоительного» знания недостаточно; взрослые, ухаживающие за ребенком, должны иметь распознавать внешние поведенческие проявления наиболее распространенных трудностей развития детей первых семи лет жизни. Понятие «трудный возраст» чаще всего ассоциируется у родителей с подростками. Люди, далекие от психологии, не знают, что гораздо большее число «трудных возрастов» приходится именно на дошкольное детство и что появление этих сложных, кризисных периодов свидетельствует о нормальном ходе развития ребенка, несмотря на то, что мп действительно становится «трудным». Что же важно и необходимо знать родителям и воспитателям о трудностях нормального взросления дошкольника? Приведем примерную схему лекции для родителей и воспитателей, посвященной кризисам возрастного развития дошкольника. Знакомя родителей и педагогов с особенностями «трудных» воз-i истов, психолог должен акцентировать их внимание на следующих моментах: • внешние поведенческие проявления кризиса развития; • возросшие возможности ребенка, незамеченные взрослыми; • изменения, которые необходимо внести в сложившуюся систему взаимоотношений взрослого и ребенка. Первый такой период наступает приблизительно в возрасте 1 года, вчерашний младенец, полностью зависевший от мамы, которая сама знает, что ему надо и что не надо, что полезно, а что вредно, встает на ноги и начинает ходить. Границы его самостоятельности резко раздвигаются, он уже сам может добраться до всех интересных мест в квартире, прийти к маме на кухню или убежать от нее в комнату, он такой же человек, как и все! Возросшие возможности малыша порождают у него массу новых желаний, совершенно не зависимых от желаний мамы. Родителям не приходит в голову, что точно так же и изменившиеся обстоятельства их собственной жизни пробуждают в них множество новых потребностей. Но мама психологически не поспевает за ребенком: что он там может хотеть, ведь он еще такой маленький?! Капризы и истерики малыша являются протестом против такого непонимания и упорного стремления взрослых управлять им. Очаровательный, спокойный и покорный карапуз неожиданно для родителей превращается в неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни, означающий, что младенчество закончилось. 124 Конечно, эта независимость годовалого ребенка весьма относительна. Он действительно нуждается в помощи и поддержке взрослого, а еще больше — в его одобрении и похвале. Малыш впервые что-то сделал сам, а его за это ругают и даже наказывают. Но ведь он еще не знает, что хорошо, а что плохо, он просто радуется своему успеху. Можно себе представить, каких трудов ему стоило вытащить из шкафа чашки, разбив при этом всего 2-3 штуки? Понимание переживаний ребенка и истинных причин его «проказ» и капризов поможет близким взрослым найти верный тон в общении с ним, избежать опасности несправедливых наказаний и чрезмерного потакания его прихотям. Второй кризисный период в развитии ребенка — это 3 года, хотя первые его проявления можно заметить и раньше, уже в 2,5 года. Ребенок все настойчивее говорит «Я сам», отталкивает помощь взрослых, доходя в своем упорстве до настоящих истерик. Многие родители отмечают, что малыш стал «жадным», не позволяет другим детям дотрагиваться до своих игрушек, даже если сам в них не играет. Упрямство, строптивость, своеволие и даже грубость становятся главными чертами поведения трехлетнего ребенка. Кажется, что он настаивает на своем только из нелепого принципа и желания досадить родителям. Родителям трудно поверить, что все эти выходки ребенка свидетельствуют вовсе не о его испорченности и зловредности, а как раз о благополучном развитии его психики и личности. Дело в том, что младенец еще как бы растворен в матери, слит с ней в одно целое. Он не различает границ собственного и материнского существования. Постепенно, по мере роста его физических и умственных возможностей он начинает выделять себя из окружающего мира, осознавать себя не только отдельным от других, но и вполне самостоятельным существом. К трем годам он уже многое может сделать сам, умеет говорить, играть с детьми, слушать сказки и смотреть мультфильмы, у него есть свой собственный жизненный опыт. Малыш чрезвычайно горд своими достижениями и, стремясь к новым успехам, хочет все делать сам. Обостренная чувствительность к своему «Я» порождает у ребенка и избыточное с нашей, взрослой, точки зрения чувство собственности: все вокруг мое — и мама, и игрушки, и желания. Противопоставляя себя окружающим, он яснее ощущает самого себя. Без этого ощущения невозможно полноценное развитие самосознания человека, его личности. Именно этот, такой трудный и для ребенка, и для его родителей возраст дает мощный толчок бурному развитию детского самосознания. 125 В этот период очень важно поддержать ребенка, укрепить его веру в свои возможности. Он остро нуждается в похвале и положительной оценке своих успехов. Мудрые родители чувствуют это и, выстраивая со своим ребенком новую систему взаимоотношений, основанную на разумном доверии и уважении его желаний, сглаживают острые проявления кризиса трех лет. К сожалению, не всем взрослым удается избежать соблазна проявить свою власть над ребенком, «переломить строптивца», показать ему, кто В доме главный. Зачастую такие родители по-настоящему воюют со своим малышом, настаивая на своем там, где можно было бы и уступить, Ломают душу ребенка, думая, что делают ему добро. Пройдет еще примерно три относительно спокойных года, и поведение ребенка вновь начнет вызывать устойчивое недовольство взрослых. Он игнорирует простые просьбы или замечания родителей, спорит И возражает по любому поводу, демонстративно делает то, что неприятно или нежелательно для родителей, влезает в разговоры взрослых, Становится привередлив в выборе одежды. Ко всему этому ребенок Начинает еще и кривляться, манерничать, говорит несвойственным ему Писклявым голосом. Выглядит все это довольно неприятно и, естественно, раздражает взрослых. Что же опять случилось с ребенком, откуда взялисъ эти новые проблемы? А случилось то, что к семи годам он сильно повзрослел и утратил ту Милую сердцу каждого родителя непосредственность, которая делала его Поведение таким понятным и очевидным. Маленький ребенок почти не Ощущает разницы между своей внутренней и внешней жизнью: он ведет Себя в полном соответствии со своими чувствами, желаниями и пережи ваниями. Можно сказать, что «снаружи» он такой же, как и «внутри». Однако к семи годам малыш начинает понимать собственные чувства, которые он порой хочет скрыть или представить окружающим в каком-то ином виде. Кривляясь и манерничая, сопротивляясь устоявшемуся отношению взрослых к себе как к несмышленышу, семилетний ребенок как бы отгораживает мир своих чувств и переживаний от окружающих. Это вовсе не означает, что он стал скрытным, а значит, Плохим. Он просто взрослеет. Ведь взрослый человек, ведущий себя С непосредственностью ребенка, вызывает у нас недоумение и насмешки. Да и любому из нас не очень-то хочется выставлять свой внутренний мир на всеобщее обозрение, наше поведение тоже далеко не всегда отражает истинные чувства и переживания. Важно помнить, что все столь неприятные для родителей особенности поведения детей, переживающих кризисные периоды своего 126 развития, являются лишь теневой, оборотной стороной очень важных, совершенно нормальных изменений его личности. Внимательные родители, интересующиеся проблемами детского развития (а популярной литературы по всем вопросам сейчас великое множество), с пониманием отнесу гея ко всем этим трудностям в поведении своего малыша. Не надо бить тевогу и поднимать панику, искать виноватых в «плохом» воспитании или, что еще хуже, «переламывать» ребенка своим взрослым автори гетом и родительской властью. Кризис, не пережитый вовремя, спустя годы даст о себе знать такими искажениями личности, справиться с которыми будет очень и очень трудно Знание и понимание окружающими ребенка взрослыми сути кризисов детского развития поможет смягчить их протекание, сгладить острогу момента, избежать опасности превратиться из союзника и защитника ребенка в его противника. Главная задача родителей состоит не в перевоспитании ставшего вдруг «неудобным» ребенка, а в перестройке собственного отношения к нему, привычного стиля отношений с ним. Ведь на самом деле это мы, взрослые, не поспеваем за ребенком, создаем преграды на пути естественного и нормального хода развития его личности, ч го вызывает у него вполне справедливый протест. Заключение Начиная работу в детском дошкольном учреждении, психолог должен иметь четкое представление о целях, задачах и структуре данного образовательного учреждения. Не менее важно учитывать и социально-психологическую характеристику детского сада: особенности района, в котором он расположен, наполняемость групп, квалифицированность персонала, наличие специалистов (логопед, социальный педагог и др.), материально-техническую оснащенность, стиль руководства. Это поможет психологу более точно определить свое место в педагогическом коллективе, понять, какие виды психологической работы окажутся наиболее востребованными, найти верный тон во взаимодействии с администрацией, воспитателями, родителями. Массовость профессии психолога еще не означает того, что люди ясно понимают функции, которые он выполняет Во многом это связано с низкой психологической культурой, отсутствием традиции прибегать 127 К помощи психолога при решении личностных проблем, неосведомленностью о деятельности психолога. Поэтому первое, что должен сделать психолог на новом рабочем Месте, это познакомить педагогический коллектив и родителей де-Тей со своими функциями, кругом профессиональных обязанностей И возможностей, этическими нормами и принципами психологической службы. Психологическая работа в детском дошкольном учреждении имеет свою специфику, отличающую ее от деятельности школьного психолога. В школе функции психолога чегко отделены от функций учителя, отвечающего за усвоение детьми учебной программы. В детском саду Программы обучения и воспитания направлены, в первую очередь, на Социальное, познавательное, эмоциональное, нравственное развитие детей, поэтому практически все виды деятельности психолога пересекаются с профессиональной деятельностью воспитателя. Психолог Должен определить сферу своей ответственности за психологическое благополучие воспитанников, выделить те задачи, которые никто, кро-Ме него, решить не может. Это позволит избежать профессиональных Конфликтов с педагогическим персоналом, помочь всем участникам Образовательного пространства увидеть в психологе незаменимого и необходимого помощника. Литература 1. АркинА. Е. Ребенок в дошкольные годы. — М., 1968. 2. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991. 3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. Т. 2,4. 4. Гарбузов В. И. Нервные дети. — Л., 1990. 5. Готовность к школе: Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995. 6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. 7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986. 8. КорчакЯ. Педагогическое наследие. — М., 1991. 9. Лупан С. Поверь в свое дитя. — М., 1993. 10. МайерсД. Психология. — Минск, 2001. 128 11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб, 2004-2007. 12. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические peкомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М, 1996. 13. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. 14. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М., 2001. 15. Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982. 16. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. 17. Я работаю психологом... / Под ред. И. В. Дубровиной. — М, 1999. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |