Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с родителями и воспитателями




Диагностическая работа психолога с теми взрослыми, которые на­ходятся рядом с ребенком, — его родителями и воспитателями — не сводится только к получению от них информации, необходимой для интерпретации результатов обследования и составления психологиче­ского заключения. Перед психологом стоит задача научить родителей и педагогов не просто смотретьна ребенка, но и видетьего, замечать достижения и разумно реагировать на неизбежные проблемы.

Что может сделать в этом направлении психолог, работающий вДДУ?

Одним из существенных компонентов работы психолога является психологическое просвещение родителей и воспитателей. Рассказывая о возрастных закономерностях психического развития детей, о прису­щих каждому возрастному этапу особенностях этого развития, о наибо­лее часто встречающихся трудностях и путях преодоления возникаю­щих проблем, психолог вводит близких ребенку взрослых в область собственно диагностической работы. Психологическое здоровье и бла­гополучие ребенка во многом зависит от того, насколько правильно ок­ружающие его взрослые сумеют интерпретировать и оценить те измене­ния в его поведении, которые начинают их тревожить, а такие периоды бывают в жизни каждого ребенка. Ласковый и покладистый малыш вдруг становится строптивым и упрямым, вспыльчивым и даже агрес­сивным. Солидный и разумный дошкольник начинает капризничать по любому поводу и требовать к себе внимания ничуть не меньшего, чем его новорожденный братик. А веселый, подвижный, любознательный первоклассник почему-то никак не может включиться в учебу: и ведет себя плохо, и тетради у него грязные и мятые, и усваивает все кое-как.

Чаще всего родители не готовы к подобным переменам в поведении ребенка и, что вполне естественно, пугаются: а все ли у него в порядке с психикой? Родители должны знать, что те или иные осложнения психического развития встречаются достаточно часто и в большинстве

123

своем являются лишь отклонением от нормы, а вовсе не симптомом психического заболевания. Однако одного лишь только «успокоительного» знания недостаточно; взрослые, ухаживающие за ребенком, должны иметь распознавать внешние поведенческие проявления наиболее рас­пространенных трудностей развития детей первых семи лет жизни.

Понятие «трудный возраст» чаще всего ассоциируется у родителей с подростками. Люди, далекие от психологии, не знают, что гораздо большее число «трудных возрастов» приходится именно на дошколь­ное детство и что появление этих сложных, кризисных периодов свидетельствует о нормальном ходе развития ребенка, несмотря на то, что мп действительно становится «трудным».

Что же важно и необходимо знать родителям и воспитателям о труд­ностях нормального взросления дошкольника?

Приведем примерную схему лекции для родителей и воспитателей, посвященной кризисам возрастного развития дошкольника.

Знакомя родителей и педагогов с особенностями «трудных» воз-i истов, психолог должен акцентировать их внимание на следующих моментах:

• внешние поведенческие проявления кризиса развития;

• возросшие возможности ребенка, незамеченные взрослыми;

• изменения, которые необходимо внести в сложившуюся систему взаимоотношений взрослого и ребенка.

Первый такой период наступает приблизительно в возрасте 1 года, вчерашний младенец, полностью зависевший от мамы, которая сама знает, что ему надо и что не надо, что полезно, а что вредно, встает на ноги и начинает ходить. Границы его самостоятельности резко раздвигаются, он  уже сам может добраться до всех интересных мест в квартире, прийти к маме на кухню или убежать от нее в комнату, он такой же человек, как и все! Возросшие возможности малыша порождают у него массу новых желаний, совершенно не зависимых от желаний мамы. Родителям не приходит в голову, что точно так же и изменившиеся обстоятельства их собственной жизни пробуждают в них множество новых потребностей.

Но мама психологически не поспевает за ребенком: что он там может хотеть, ведь он еще такой маленький?! Капризы и истерики малыша являются протестом против такого непонимания и упорного стремления взрослых управлять им. Очаровательный, спокойный и покорный карапуз неожиданно для родителей превращается в неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни, означающий, что младенчество закончилось.

124

Конечно, эта независимость годовалого ребенка весьма относитель­на. Он действительно нуждается в помощи и поддержке взрослого, а еще больше — в его одобрении и похвале. Малыш впервые что-то сделал сам, а его за это ругают и даже наказывают. Но ведь он еще не знает, что хорошо, а что плохо, он просто радуется своему успеху. Можно себе представить, каких трудов ему стоило вытащить из шкафа чашки, разбив при этом всего 2-3 штуки?

Понимание переживаний ребенка и истинных причин его «проказ» и капризов поможет близким взрослым найти верный тон в общении с ним, избежать опасности несправедливых наказаний и чрезмерного потакания его прихотям.

Второй кризисный период в развитии ребенка — это 3 года, хотя пер­вые его проявления можно заметить и раньше, уже в 2,5 года. Ребенок все настойчивее говорит «Я сам», отталкивает помощь взрослых, дохо­дя в своем упорстве до настоящих истерик. Многие родители отмечают, что малыш стал «жадным», не позволяет другим детям дотрагиваться до своих игрушек, даже если сам в них не играет. Упрямство, строптивость, своеволие и даже грубость становятся главными чертами поведения трехлетнего ребенка. Кажется, что он настаивает на своем только из нелепого принципа и желания досадить родителям.

Родителям трудно поверить, что все эти выходки ребенка свидетель­ствуют вовсе не о его испорченности и зловредности, а как раз о благо­получном развитии его психики и личности. Дело в том, что младенец еще как бы растворен в матери, слит с ней в одно целое. Он не различает границ собственного и материнского существования. Постепенно, по мере роста его физических и умственных возможностей он начинает выделять себя из окружающего мира, осознавать себя не только от­дельным от других, но и вполне самостоятельным существом. К трем годам он уже многое может сделать сам, умеет говорить, играть с детьми, слушать сказки и смотреть мультфильмы, у него есть свой собственный жизненный опыт. Малыш чрезвычайно горд своими достижениями и, стремясь к новым успехам, хочет все делать сам.

Обостренная чувствительность к своему «Я» порождает у ребенка и избыточное с нашей, взрослой, точки зрения чувство собственности: все вокруг мое — и мама, и игрушки, и желания. Противопоставляя себя окружающим, он яснее ощущает самого себя. Без этого ощу­щения невозможно полноценное развитие самосознания человека, его личности. Именно этот, такой трудный и для ребенка, и для его родителей возраст дает мощный толчок бурному развитию детского самосознания.

125

В этот период очень важно поддержать ребенка, укрепить его веру в свои возможности. Он остро нуждается в похвале и положительной оценке своих успехов. Мудрые родители чувствуют это и, выстраивая со своим ребенком новую систему взаимоотношений, основанную на разумном доверии и уважении его желаний, сглаживают острые про­явления кризиса трех лет.

К сожалению, не всем взрослым удается избежать соблазна проявить свою власть над ребенком, «переломить строптивца», показать ему, кто В доме главный. Зачастую такие родители по-настоящему воюют со своим малышом, настаивая на своем там, где можно было бы и уступить, Ломают душу ребенка, думая, что делают ему добро.

Пройдет еще примерно три относительно спокойных года, и поведе­ние ребенка вновь начнет вызывать устойчивое недовольство взрослых. Он игнорирует простые просьбы или замечания родителей, спорит И возражает по любому поводу, демонстративно делает то, что непри­ятно или нежелательно для родителей, влезает в разговоры взрослых, Становится привередлив в выборе одежды. Ко всему этому ребенок Начинает еще и кривляться, манерничать, говорит несвойственным ему Писклявым голосом. Выглядит все это довольно неприятно и, естествен­но, раздражает взрослых. Что же опять случилось с ребенком, откуда взялисъ эти новые проблемы?

А случилось то, что к семи годам он сильно повзрослел и утратил ту Милую сердцу каждого родителя непосредственность, которая делала его Поведение таким понятным и очевидным. Маленький ребенок почти не Ощущает разницы между своей внутренней и внешней жизнью: он ведет Себя в полном соответствии со своими чувствами, желаниями и пережи ваниями. Можно сказать, что «снаружи» он такой же, как и «внутри».

Однако к семи годам малыш начинает понимать собственные чув­ства, которые он порой хочет скрыть или представить окружающим в каком-то ином виде. Кривляясь и манерничая, сопротивляясь усто­явшемуся отношению взрослых к себе как к несмышленышу, семилет­ний ребенок как бы отгораживает мир своих чувств и переживаний от окружающих. Это вовсе не означает, что он стал скрытным, а значит, Плохим. Он просто взрослеет. Ведь взрослый человек, ведущий себя С непосредственностью ребенка, вызывает у нас недоумение и насмеш­ки. Да и любому из нас не очень-то хочется выставлять свой внутрен­ний мир на всеобщее обозрение, наше поведение тоже далеко не всегда отражает истинные чувства и переживания.

Важно помнить, что все столь неприятные для родителей особен­ности поведения детей, переживающих кризисные периоды своего

126

развития, являются лишь теневой, оборотной стороной очень важных, совершенно нормальных изменений его личности. Внимательные ро­дители, интересующиеся проблемами детского развития (а популярной литературы по всем вопросам сейчас великое множество), с понима­нием отнесу гея ко всем этим трудностям в поведении своего малыша. Не надо бить тевогу и поднимать панику, искать виноватых в «пло­хом» воспитании или, что еще хуже, «переламывать» ребенка своим взрослым автори гетом и родительской властью. Кризис, не пережитый вовремя, спустя годы даст о себе знать такими искажениями личности, справиться с которыми будет очень и очень трудно

Знание и понимание окружающими ребенка взрослыми сути кри­зисов детского развития поможет смягчить их протекание, сгладить острогу момента, избежать опасности превратиться из союзника и за­щитника ребенка в его противника. Главная задача родителей состоит не в перевоспитании ставшего вдруг «неудобным» ребенка, а в пере­стройке собственного отношения к нему, привычного стиля отно­шений с ним. Ведь на самом деле это мы, взрослые, не поспеваем за ребенком, создаем преграды на пути естественного и нормального хода развития его личности, ч го вызывает у него вполне справедливый протест.

Заключение

Начиная работу в детском дошкольном учреждении, психолог дол­жен иметь четкое представление о целях, задачах и структуре данного образовательного учреждения. Не менее важно учитывать и социально-психологическую характеристику детского сада: особенности района, в котором он расположен, наполняемость групп, квалифицированность персонала, наличие специалистов (логопед, социальный педагог и др.), материально-техническую оснащенность, стиль руководства. Это по­может психологу более точно определить свое место в педагогическом коллективе, понять, какие виды психологической работы окажутся наиболее востребованными, найти верный тон во взаимодействии с ад­министрацией, воспитателями, родителями.

Массовость профессии психолога еще не означает того, что люди ясно понимают функции, которые он выполняет Во многом это связано с низкой психологической культурой, отсутствием традиции прибегать

127

К помощи психолога при решении личностных проблем, неосведомлен­ностью о деятельности психолога.

Поэтому первое, что должен сделать психолог на новом рабочем Месте, это познакомить педагогический коллектив и родителей де-Тей со своими функциями, кругом профессиональных обязанностей И возможностей, этическими нормами и принципами психологической службы.

Психологическая работа в детском дошкольном учреждении имеет свою специфику, отличающую ее от деятельности школьного психолога. В школе функции психолога чегко отделены от функций учителя, отвечающего за усвоение детьми учебной программы. В детском саду Программы обучения и воспитания направлены, в первую очередь, на Социальное, познавательное, эмоциональное, нравственное развитие детей, поэтому практически все виды деятельности психолога пере­секаются с профессиональной деятельностью воспитателя. Психолог Должен определить сферу своей ответственности за психологическое благополучие воспитанников, выделить те задачи, которые никто, кро-Ме него, решить не может. Это позволит избежать профессиональных Конфликтов с педагогическим персоналом, помочь всем участникам Образовательного пространства увидеть в психологе незаменимого и не­обходимого помощника.

Литература

1. АркинА. Е. Ребенок в дошкольные годы. — М., 1968.

2. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. Т. 2,4.

4. Гарбузов В. И. Нервные дети. — Л., 1990.

5. Готовность к школе: Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986.

8. КорчакЯ. Педагогическое наследие. — М., 1991.

9. Лупан С. Поверь в свое дитя. — М., 1993. 10. МайерсД. Психология. — Минск, 2001.

128

11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб, 2004-2007.

12. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические peкомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М, 1996.

13. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

14. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М., 2001.

15. Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982.

16. Элъконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

17. Я работаю психологом... / Под ред. И. В. Дубровиной. — М, 1999.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...