Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игры и занятия для подготовки к обучению чтению




Слова, написанные самыми разными способами, окружают нас по-всюду. Это и вывески, и дорожные знаки, и различные указатели, эмблемы, товарные этикетки. Дорожный знак или указатель — эквивалент устной речи, в образной форме заменяющий нам целое распоряжение. В этом смысле они по своей функции ничем не отличаются от буквы, которая тоже является результатом договоренности между людьми.

Обращая внимание детей на всевозможные печатные символы, окружающие их на улице и дома, объясняя их значение, мы постепенно по­могаем им осознать, что устная, звучащая речь имеет свой письменный эквивалент. Можно слово или фразу произнести, а можно и написать или нарисовать условным значком. Это очень существенный момент почготовки ребенка к обучению чтению.

Полезной может оказаться и игра «Путешествие по городу». Для этой игры потребуется набор картинок-вывесок: их можно вырезать из лото или нарисовать. На каждой картинке-вывеске должен быть изо­бражен какой-нибудь предмет: ножницы, расческа, буханка хлеба, иголка с ниткой, автомобиль, письмо в конверте, пузырек с лекарством, бутылка молока и т. п.

Воспитатель рассказывает детям историю о том, как они вместе как будто бы попали в незнакомый город, где говорят на неизвестном языке. Как узнать, где в этом городе находятся магазины, мастерские, аптеки и пр.? Детям показывают первую картинку, например, с бутылкой моло­ка, и спрашивают, что может означать вывеска с таким рисунком. Когда дети уже хорошо научатся «читать» предлагаемые воспитателем вывес­ки, можно предложить им другой вариант игры: пусть теперь они сами придумают, как можно обозначить дом, в котором находится аптека или мастерская по ремонту обуви и т. п. Рисовать такие вывески несложно, они должны быть совсем простыми и схематичными; не надо рисовать

114

большие красочные картинки, важно, чтобы было понятно, что нарисо­вано: яблоко, грибок или таблетка.

Не менее важно научить детей выделять в речевом потоке отдель­ные слова. В восприятии ребенка младшего и даже среднего дошколь­ного возраста звучащая речь — это сплошной поток: мы говорим быстро и плавно, не делая пауз между каждым словом. Дети зачастую не могут разделить фразу на составляющие ее элементы — отдельные слова, не говоря уже о том, чтобы разделить на элементы (то есть слоги и отдельные звуки) слово. Непонимание воспитателем этой особенности детского восприятия и приводит к выбору неадекватных или несвоевременных методов обучения чтению, снижает качество его работы.

Необходимо играть с детьми в самые разные игры, помогающие понять, что наша речь состоит из отдельных слов. Можно, например, научить детей рассказывать хорошо знакомое им стихотворение, про­износя сначала каждую фразу, а потом каждое слово по очереди друг с другом или воспитателем.

Следующим шагом может стать уже игра с самими словами. Например, воспитатель начинает произносить слово «коро...», а дети за­канчивают «...ва». Немного позже задачу можно усложнить. Воспитатель начинает слово только первым слогом, а дети его заканчивают, причем слова, предложенные детьми, могут и не совпадать с задуманным воспита­телем, но этого и не требуется. Воспитатель может предложить детям свои варианты слов, начинающиеся с одного и того же слога, это расширит их словарный запас. Следует только помнить, что дети еще не знают, что не всегда слова пишутся так же, как и слышатся, поэтому они могут произ­нести «мароженое», «малако» и т. п., и это будет вполне соответствовать правилам игры. Попытки поправлять детей не принесут успеха, а лишь поселят в них чувство неуверенности в своих силах и возможностях.

Убедившись, что дети научились узнавать слово по первому слогу, можно переходить к следующему этапу. Воспитатель выделяет голосом только первый звук, произнося его нараспев: «а-а-апельсин», «у-у-улица». Ребенок должен сказать, что он услышал в самом начале слова и попы­таться произнести слово так же, как его произносит воспитатель. Посте­пенно он научиться выделять первый звук в слове. Много позже появится способность слышать последний звук слова и только потом — средние. Знакомство с буквами можно начать лишь после того, когда дети научаться уверенно вычленять в слове отдельные звуки. Теперь буква будет для них не бессмысленным иероглифом, а письменным обозна­чением того звука, который они слышат и произносят. К этому времени дети уже хорошо знают, что все слова можно не только произносить, но и писать.

115

Чаще всего родители покупают «Азбуку» или кубики с буквами и показывают ребенку, как выглядят буквы, настойчиво призывая его и помнить их внешний вид. Однако у детей 4-5 лет еще слабо развито сематическое мышление (а графическое, письменное, изображение муквы — это тоже схема), поэтому они с трудом запоминают буквы и часто путают их. Гораздо большую пользу принесет магнитная азбука: ребенок запоминает вид буквы не только глазами, но и руками. Нa данный момент этот способ познания наиболее адекватен возраст­ным особенностям его мышления: оно у него пока еще по преимуществу наглядно-действенное.

Очень хороша такая игра. Ребенка просят закрыть глаза, дают ему и руки одну из тех букв из магнитной азбуки, которые он уже знает, и просят на ощупь узнать букву и назвать ее. Кстати, ощупывание букв широко используется в системе обучения М. Монтессори.

Если ребенок знает уже достаточное количество букв, можно предло-кить ему складывать из них слова под диктовку взрослого по буквам. Не надо только заставлять малыша читать эти слова, этого он пока еще не умеет. Главное, чтобы он сам находил буквы и выстраивал их друг ia другом, получая первые навыки «письменного» воспроизведения слова.

Интересно, что сначала ребенку легче самому сложить слово по буквам, чем прочитать его. Это совершенно естественно, ибо находится и полном соответствии с активным, действующим в мире реальных предметов мышлением детей 4-5-летнего возраста. Незнание взрослы­ми этих особенностей превращает обучение чтению в малоуспешное, мучительное и противоестественное для дошкольников занятие.

Не надо спешить и хвататься за новомодные методики ускоренного обучения детей, ибо эффективность их зачастую весьма сомнительна.

Обучая детей чтению, ни в коем случае нельзя торопиться и подго­нять их, ведь каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Очень многое зависит от того, в каком возрасте ребенок научился говорить: рано заговорившие дети обычно осваивают чтение быстрее, чем те, у кого речь появилась позже. Хорошо известно, что раннее речевое развитие не дает никаких авансов в плане будущих интеллектуальных иозможностей. Расценивая умение дошкольника читать как показатель высокого умственного развития, взрослые порой переоценивают его реальные возможности, рискуя необоснованно завысить его притяза­ния на успех. Важно помнить, что уважительное отношение к каждому, 1лже самому маленькому достижению малыша является залогом его успешного продвижения в любом обучении.

116










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...