Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Развитие мышления и речи дошкольников




Практически на любом учебном или развивающем занятии от детей тре­буется выполнение действий, в которых активно участвуют два важней­ших психических процесса, неразрывно связанных друг с другом, — речь и мышление. При этом, как правило, занятия строятся по принципу доступности, то есть используется тот уровень развития речи и мышления, которого дети уже достигли. Данный раздел программы направлен на специальное развитие этих процессов в необходимом единстве.

Развитие речи предполагает расширение активного словаря, разви­тие связной речи и формирование речевого мышления. Большую роль в развитии мышления ребенка играет умение выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, уста­навливать смысловые связи и отношения и передавать их посредством связной речи.

1 занятие: развитие у детей пространственных представлений и их словесного обозначения.

2 занятие: овладение навыками самостоятельного выделения функций предмета и обозначения их словом.

3 занятие: развитие у детей целостных представлений об окружающих предметах.

4 занятие: овладение навыками элементарного анализа и синтеза отличительных особенностей объектов, установления их то­ждества и различия.

Работа с воспитателями и родителями

Воспитатели детских дошкольных учреждений (ДДУ) работают с детьми по стандартным программам обучения и воспитания, предусматривающим всестороннее развитие личности, социальных умений, познавательной сферы, моторных навыков. Это сфера их профессио­нальной ответственности, вмешиваться вкоторую психолог не должен, за исключением тех случаев, когда воспитатель сам обращается к психологу за помощью. Уважительное отношение к профессиональ­ным обязанностям, умениям и знаниям педагога — залог гармоничных отношений между психологом и воспитателем.

Известно, что нередко воспитатели старших и подготовительных групп детских садов по собственной инициативе организуют занятия по обучению детей грамоте, считая, что готовят их к школе. Для этой цели нередко даже приобретаются учебные пособия для первоклассников – «Букварь» или «Азбука» прописи и т. п. Администрация ДДУ и родители склонны положительно оценивать подобную инициативу, не принимая во внимание не только степень психологической неготовности

112

детей к такому обучению, но и отсутствие у большинства воспитателей соответствующей методической подготовки. Такое доморощенное обу­чение приносит больше вреда, чем пользы, тем более, что порой прихо­дится встречаться с откровенной безграмотностью «учителей».

Так, например, в одном из детских садов детей учили делить на слоги такие слова как «дождь», «гвоздь», «мост», объясняя, что они состоят из двух слогов: «дож-дь», «гвоз-дь», «мо-ст». Хорошо, если дети не усвоят такой урок, а как быть тем, кто прилежно выполнит задание и научится находить в односложных словах два-три слога?

Немалый вклад в формирование у детей некачественных навыков чтения и письма вносят и сами родители, которым почему-то не терпится как можно раньше научить ребенка читать. Многие расценивают это как показатель высокого умственного развития малыша и боятся отстать от соседей или друзей, хвастающих тем, что их дети уже умеют читать или, на худой конец, знают все буквы.

Мама умненького и вполне развитого 4-летнего малыша жалуется: «Мы уже по второму разу проходим с ним "Букварь", а он все не хочет читать. Я на него кричу, он плачет, я переживаю, и ничего у нас не получается!» На вопрос о том, зачем она так «старается», мама отвечает, что соседский ребенок даже помладше ее мальчика, а уже может по слогам прочитать слова.

Мы уже говорили о бессмысленности подобных занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Ни к чему, кроме устой­чивого отвращения к чтению, они не приведут. Ведь сам ребенок пока еще не испытывает ни малейшего желания учиться читать, он даже не в состоянии понять, зачем ему это: мама же всегда может почитать ему сказку, а родительские амбиции ему и вовсе неведомы. Многие родите­ли убеждены в том, что, научив ребенка читать и писать, они облегчат ему обучение в школе, и отчасти их мнение оправдано.

К сожалению, в программе сегодняшней начальной школы практи­чески не отведено места отработке азов школьной премудрости — все это теперь перенесено на старший дошкольный возраст. Нравится нам это или нет, но мы вынуждены учить дошкольника чтению, элементам письма и счету. Такова действительность. Но эта учеба ни в коем случае не должна заменять собой настоящую развивающую (а не обучающую!) работу с малышом, не должна становиться самоцелью.

Задача психолога, работающего в ДДУ, — помочь воспитателям и ро­дителям психологически грамотно подготовить ребенка к началу школь­ного обучения. К сожалению, многие педагоги и родители начинают знакомить детей-дошкольников с азбукой, никоим образом их к этому не подготовив. Требуя от ребенка запомнить, с какой буквы начинается то

113

или иное слово, взрослые порой даже не подозревают о том, что он еще попросту не готов к этому. В результате ребенок очень долго осваивает и пилки чтения, не любит читать самостоятельно, медленно овладевает письменной речью. Напомним еще раз, что ни один этап в развитии и обучении ребенка не может быть пропущен, ибо каждый из них создает базу и основу для перехода на следующий, более высокий уровень развития.

О)бучение дошкольника чтению пойдет значительно успешнее, если ному будет предшествовать определенный подготовительный этап. Такая подготовка к чтению может быть естественным образом вплетена и повседневную жизнь ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...