Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа развивающих занятий в детском саду




Предлагаемая программа направлена на развитие у детей дошколь­ного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых, навыков общения), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка.

Данная программа базируется на представлении о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благо­приятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра.

Конкретные игры могут быть подобраны из различных книг и пособий для воспитателей детских садов. Важно, чтобы они соответствовали указанным в программе целям и задачам каждого занятия.

Большую помощь в подборе игр окажут следующие книги.

Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. - М., 1991.

Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. — М., 1986.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.

Многие игры, рекомендованные авторами пособий для работы с млад­шими дошкольниками, вполне могут быть использованы и на занятиях с более старшими детьми — достаточно усложнить их за счет введения дополнительных правил и условий. Точно так же и сложные для млад­ших детей игры можно облегчить снятием ряда правил и ограничений таким образом, чтобы не затронуть тематической направленности самих игр.

Тема 1. Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Все игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Игры должны быть подобраны таким образом, чтобы их содержание и правила исключали поводы для конфликтов и вза­имного отталкивания, способствовали освоению детьми таких навыков

109

общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодейст-иовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

1 занятие: освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.

2 занятие: развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.

3 занятие: развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.

4 занятие: овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражения симпатии и приязни к сверстнику.

Тема 2. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного воз­раста

Слабость волевой сферы является одной из основных причин трудностей поведения дошкольников, медленного освоения ими социальных норм и правил, принятых в детских учреждениях. Школьные психологи от­мечают, что именно низкий уровень развития произвольности зачастую лежит в основе неуспеваемости ребенка в школе; развитие произвольного поведения является одним из основных критериев готовности ребенка к школьному обучению.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития нолевой сферы личности ребенка не только вследствие его высокой сензитивности к развивающим воздействиям, но и с точки зрения временной перспективы, ибо является периодом активной подготовки к переходу на следующий, очень важный этап жизни — поступлению в школу.

Выбираемые игры должны быть направлены на воспитание у детей произвольного поведения. В принципе, любые игры с правилами требуют от ребенка волевых усилий для их соблюдения и таким образом косвенно способствуют развитию произвольности.

1 занятие: развитие у детей способности к сознательной мобилизации своих усилий в достижении желаемой цели.

2 занятие: формирование у детей волевых качеств личности и способности к произвольному управлению своим поведением.

3 занятие: развитие у детей организованности и способности к волевому управлению своим поведением при взаимодействии со сверстниками.

4 занятие: развитие выдержки, умения преодолевать непосредственные побуждения.

Тема 3. Развитие целенаправленного слухового восприятия у детей до­школьного возраста

Почти все, что ему известно, дошкольник узнает на слух. Этим же спо­собом он будет усваивать существенную часть того, чему предстоит нау­читься в школе, где ребенок 70 % времени проводит слушая.

110

Ребенок должен научиться не только слышать, но и слушать, то есть воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном. Способность слушать нужно целенаправленно развивать у ребенка с ран­них лет его жизни, сама по себе она не возникает. Именно на неумение детей слушать часто жалуются воспитатели детских садов, особенно при проведении занятий с младшими дошкольниками. На развитие этой спо­собности и должны быть направлены игры.

1-2 занятие: развитие умения прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их.

3 занятие: развитие умения различать и воспроизводить звуки.

4 занятие: развитие умения выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события.

 Тема 4. Формирование целенаправленного вниманияу дошкольников

Внимание — необходимое условие успешного выполнения любой деятель­ности: игровой, учебной, познавательной. Между тем внимание дошколь­ников, как правило, развито очень слабо. Неорганизованность поведения детей, их импульсивность и неусидчивость являются следствием неуме­ния управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может пре­одолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Внимания требует любая игра, однако обыч­но этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

1 занятие: овладение навыками одновременного выделения и учета нескольких различных условий решения задачи.

2 занятие: развитие целенаправленного внимания.

3 занятие: развитие устойчивого внимания.

4 занятие: развитие устойчивого сосредоточенного внимания.

Тема 5. Развитие памятиу детей дошкольного возраста

Хорошая или плохая память не дана ребенку от рождения, она развивает­ся, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Важнейшим условием развития памяти ребенка являются его собственные специальные усилия — запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Для этого необходимо дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

1 занятие: развитие у детей целенаправленного запоминания и припоминания.

2 занятие: обучение детей навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания.

3 занятие: расширение объема памяти и внимания.

4 занятие: развитие вербальной памяти.

111










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...