Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Программа развивающих занятий в детском саду
Предлагаемая программа направлена на развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых, навыков общения), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка. Данная программа базируется на представлении о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра. Конкретные игры могут быть подобраны из различных книг и пособий для воспитателей детских садов. Важно, чтобы они соответствовали указанным в программе целям и задачам каждого занятия. Большую помощь в подборе игр окажут следующие книги. • Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. - М., 1991. • Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. — М., 1986. • Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988. Многие игры, рекомендованные авторами пособий для работы с младшими дошкольниками, вполне могут быть использованы и на занятиях с более старшими детьми — достаточно усложнить их за счет введения дополнительных правил и условий. Точно так же и сложные для младших детей игры можно облегчить снятием ряда правил и ограничений таким образом, чтобы не затронуть тематической направленности самих игр. Тема 1. Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста Все игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Игры должны быть подобраны таким образом, чтобы их содержание и правила исключали поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствовали освоению детьми таких навыков 109 общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодейст-иовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности. 1 занятие: освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения. 2 занятие: развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы. 3 занятие: развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения. 4 занятие: овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражения симпатии и приязни к сверстнику. Тема 2. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста Слабость волевой сферы является одной из основных причин трудностей поведения дошкольников, медленного освоения ими социальных норм и правил, принятых в детских учреждениях. Школьные психологи отмечают, что именно низкий уровень развития произвольности зачастую лежит в основе неуспеваемости ребенка в школе; развитие произвольного поведения является одним из основных критериев готовности ребенка к школьному обучению. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития нолевой сферы личности ребенка не только вследствие его высокой сензитивности к развивающим воздействиям, но и с точки зрения временной перспективы, ибо является периодом активной подготовки к переходу на следующий, очень важный этап жизни — поступлению в школу. Выбираемые игры должны быть направлены на воспитание у детей произвольного поведения. В принципе, любые игры с правилами требуют от ребенка волевых усилий для их соблюдения и таким образом косвенно способствуют развитию произвольности. 1 занятие: развитие у детей способности к сознательной мобилизации своих усилий в достижении желаемой цели. 2 занятие: формирование у детей волевых качеств личности и способности к произвольному управлению своим поведением. 3 занятие: развитие у детей организованности и способности к волевому управлению своим поведением при взаимодействии со сверстниками. 4 занятие: развитие выдержки, умения преодолевать непосредственные побуждения. Тема 3. Развитие целенаправленного слухового восприятия у детей дошкольного возраста Почти все, что ему известно, дошкольник узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему предстоит научиться в школе, где ребенок 70 % времени проводит слушая. 110 Ребенок должен научиться не только слышать, но и слушать, то есть воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном. Способность слушать нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет его жизни, сама по себе она не возникает. Именно на неумение детей слушать часто жалуются воспитатели детских садов, особенно при проведении занятий с младшими дошкольниками. На развитие этой способности и должны быть направлены игры. 1-2 занятие: развитие умения прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. 3 занятие: развитие умения различать и воспроизводить звуки. 4 занятие: развитие умения выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события. Тема 4. Формирование целенаправленного вниманияу дошкольников Внимание — необходимое условие успешного выполнения любой деятельности: игровой, учебной, познавательной. Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Неорганизованность поведения детей, их импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Внимания требует любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. 1 занятие: овладение навыками одновременного выделения и учета нескольких различных условий решения задачи. 2 занятие: развитие целенаправленного внимания. 3 занятие: развитие устойчивого внимания. 4 занятие: развитие устойчивого сосредоточенного внимания. Тема 5. Развитие памятиу детей дошкольного возраста Хорошая или плохая память не дана ребенку от рождения, она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Важнейшим условием развития памяти ребенка являются его собственные специальные усилия — запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Для этого необходимо дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию. 1 занятие: развитие у детей целенаправленного запоминания и припоминания. 2 занятие: обучение детей навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания. 3 занятие: расширение объема памяти и внимания. 4 занятие: развитие вербальной памяти. 111 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 374. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |