Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с детьми и их родителями




Психолог, работающий в детском учреждении, старается помочь де­тям научиться жить среди других людей. Он проводит с ними игровые занятия, учит принимать и соблюдать правила, терпимо и уважительно относиться друг к другу, консультирует родителей, воспитателей и весь персонал детского сада.

Но наиболее сложной оказывается работа с теми детьми и роди­телями, которые испытывают трудности в отделении друг от друга, им необходима особая психологическая поддержка, оказать которую может только профессиональный психолог. Банальные рассуждения о том, что все дети рано или поздно привыкают к детскому саду — нуж­но лишь запастись терпением — неприемлемы. Нервные расстройства, соматические заболевания не должны стать платой ребенка за право научиться жить в обществе.

Чем же может помочь психолог такой семье? Здесь будет полезно обратиться к опыту известного педиатра и детского психоаналитика Франсуазы Дольто. Ею впервые была поставлена задача профилактики и практического преодоления адаптационного синдрома, возникаю­щего у детей, впервые поступивших в детское дошкольное учреждение и психологически к этому не готовых В 1979 году Ф. Дольто открыла в Париже своеобразный клуб для детей раннего возраста и их родите­лей, получивший впоследствии название «Зеленый дом». Здесь ребе­нок отделяется от родителей постепенно, в том индивидуальном темпе, с которым происходит его адаптация к новой ситуации, и таким образом острота предстоящей разлуки несколько сглаживается. С 1995 года аналогичный клуб с официальным названием Центр ранней социализации детей «Зеленая дверца» работает и в Москве.

Знание основных принципов решения этой проблемы поможет ра­ботающему в детском саду психологу так организовать свою работу, чтобы свести к минимуму негативные последствия адаптации ребенка и его родителей к новым условиям жизни Остановимся на них более подробно.

Принцип 1. Первые шаги вместе с мамой. «Зеленая дверца» — это место, куда ребенок приходит вместе с близким ему взрослым для того, чтобы поиграть, пообщаться с ним и другими детьми в наиболее ком­фортных условиях, ибо здесь мама (а чаще всего дети приходят именно с мамами) малыша свободна от повседневных забот и может полностью посвятить свое время ребенку. Встречи родителей друг с другом позво­ляют увидеть сходство переживаемых ими трудностей или проблем,

91

обменяться опытом их разрешения, снять напряжение и чувство не­уверенности в своих силах, что, безусловно, благотворно сказывается На эмоциональном самочувствии ребенка.

Здесь можно все, кроме одного — нельзя уйти, оставив своего малыша под присмотром персонала, то есть чужих для ребенка людей. Сцена прощания ребенка с родителями здесь исключается. Первый опыт Пребывания в детском учреждении ребенок приобретает под защитой близкого человека. У некоторых родителей это вызывает недоумение: трудно избавиться от мысли, что детское учреждение не является ка­мерой хранения.

Принцип 2. Мы рады всем детям. Сотрудники Центра выступают • качестве радушных хозяев, принимающих гостей в своем доме. Они так и называются — «принимающие», что означает не только функцио­нальные обязанности сотрудников, но и их позицию по отношению К ребенку и его родителям, позицию полного принятия человека таким, Какой он есть, без какой бы то ни было критики или осуждения Это тре­бование связано с одной из основных задач «Зеленой дверцы» — ранним Предупреждением возможных нарушений в психическом и личностном развитии ребенка

Принимающий персонал не занимается ни воспитанием детей, ни ор­ганизацией игр и занятий с ними (это делают сами родители), не читает Лекций родителям и не ведет консультаций в привычном для мно­гих понимании Родители, если у них возникнет такое желание, могут Проговорить здесь свои самые сложные и наболевшие проблемы, их внимательно и с пониманием выслушают, в мягкой и не директивной форме помогут разобраться в трудной ситуации и осознать ее суть, найти выход из создавшегося положения

Существенное отличие Центра от психологических консультаций И медицинских учреждений состоит в том, что здесь не проводится Никакой диагностической или планомерной коррекционной работы Даже в том случае, если принимающие специалисты (а в «Зеленой дверце» работают психологи, педагоги и педиатры) заметят какие-либо отклонения в развитии или поведении ребенка, они не выскажут своих наблюдений до тех пор, пока родитель сам не захочет поговорить об этом. Ведь может случиться и так, что мама, прекрасно зная о проблеме своего ребенка, приходит с ним в «Зеленую дверцу» именно потому, что здесь она надеется найти средства помощи своему малышу в особенно Трудном для него деле установления контактов с незнакомыми людь­ми. Кроме того, это может оказаться единственным местом, где никто не указывает ей на имеющиеся у ребенка отклонения, а принимают

92

его именно таким, какой он есть, человеком со своими особенностями, отнюдь не делающими его менее ценным и желанным, чем другие дети.

Не менее важно и то, что сотрудников не интересует социальный или экономический статус семьи. Здесь соблюдается принцип анонимно­сти: знакомясь с ребенком, спрашивают только его имя и возраст.

Принцип 3. Ребенок все понимает. С ребенком необходимо разго­варивать обо всем, что касается его лично. Ребенок имеет право знать, что с ним случилось, что происходит в настоящий момент, что ему пред­стоит в будущем. Мир, в который входит ребенок, сложен и непонятен, а все непонятное пугает его, порождает тревогу, страх, неуверенность в своих силах. Своевременное получение информации, даже негатив­ной, снимает напряжение, предотвращает развитие неврозов.

Естественно, встает вопрос о том, с какого возраста ребенок ока­зывается способным к восприятию и пониманию обращенной к нему речи?

На каждом этапе развития ребенка, начиная с внутриутробного, обра­щенное к нему слово имеет свою особую ценность. В этот период важно то, что ребенок слышит голос матери, ощущает ее эмоциональное состоя­ние, переживает вместе с ней минуты покоя и комфорта. Это первые ни­точки эмоциональной, духовной, человеческой связи матери и ребенка.

В момент появления на свет, когда рушится все его привычное и ком­фортное бытие, заполненное приглушенными звуками, мягким светом, плавными колебаниями и теплом — единственным свидетельством того, что жизнь продолжается, — оказывается голос матери, который ребенок хорошо знает и который является единственным знакомым ему атрибутом нового пугающего мира. Слова матери, обращенные к ребенку в первые минуты жизни, само их звучание, а не смысл, играют прежде всего психотерапевтическую роль.

По мере того, как ребенок растет, мать все чаще задается вопросами:

• понимает ли он ее?

• когда наступает этот момент — в месяц, полгода, год?

Ф. Дольто очень точно отвечает на них: «Неизвестно, в каком возрасте мы становимся разумными, но очень важно не пропустить этот момент, ведь у каждого ребенка он наступает в разное время».

Уловить его почти невозможно, и всегда есть риск, что ребенок ос­танется без очень нужной для него информации. Мир, в который он входит, нов, чужд и непонятен, он пугает малыша, вызывает у него страх и тревогу. Поэтому-то с целью профилактики неврозов Ф. Дольто и предлагает мамам говорить с ребенком о том, что его касается,  с самых

93

первых минут его жизни. В конце концов не так важно, понимает нас ребенок или еще нет. Важнее то, что мы, принимая эту тактику, гарантируем ребенку, что в критический момент он не останется без | Поддерживающего слова матери.

Принцип 4. Жить надо по правилам. В «Зеленой дверце» ребенок Имеет возможность приобрести необходимый для жизни в обществе опыт соблюдения и уважения установленных норм поведения. Принимающий персонал сообщает ребенку и его маме, что в «Зеленой Дверце» существуют несложные и немногочисленные, но обязательные ДЛЯ исполнения правила. В частности нельзя на велосипеде пересекать Красную линию на полу (за ней находится «пешеходная зона»); играя С водой, необходимо надевать непромокаемый плащик; нельзя расхаживать с едой по игровой комнате — перекусить можно в отведенном для этого месте за столиком. Мама помогает ребенку соблюдать эти Правила. Даже совсем маленькие дети демонстрируют способность освоить их, хотя делают это совершенно по-разному.

Например, полуторагодовалые братья-близнецы Толя и Юра очень бы­стро усвоили, что для игры с водой положено надевать плащик. Юра, подходя к фонтанчику, первым делом тянулся к плащику, в то время как Толя, упорно не желавший надевать его, предпочел вообще не подходить к воде. Очевидно, что оба они хорошо поняли и приняли предложенное им правило, но каждый соблюдал его по-своему.

Когда малыш придет в ясли или детский сад, на него обрушится «несравненно большее число правил и ограничений, основанных на Многолетнем опыте педагогов, работающих в детских учреждениях, Но смысл которых ребенку не всегда ясен. Приобретая в максимально щадящих условиях опыт уважительного отношения к принятым в обществе нормам поведения, ребенок окажется защищенным от многих стрессовых ситуаций периода адаптации к детскому саду.

Познакомиться с системой Ф. Дольто более подробно можно, обратившись к ее книге «На стороне ребенка». Мы же рассказали только о тех принципах работы детского учреждения, которые могли бы в тех или иных формах быть использованы психологом детского сада. Конечно, речь не идет о буквальном воплощении идей «Зеленой дверцы» в стенах обычного детского сада — для этого у него нет ни средств, ни возможностей, — но какие-то элементы системы вполне могут быть реализованы. Не следует воспроизводить первый принцип «Зеленой дверцы» «Первые шаги вместе с мамой», разрешая маме малыша в первые дни находиться вместе с ним в группе, как это делают в некоторых  детских садах. Это может нарушить душевное равновесие других детей,

94

уже адаптировавшихся к детскому саду, но по-прежнему скучающих без мамы. Лучше делать это на базе групп кратковременного пребыва­ния и им подобных, открытых во многих детских садах.

Можно посоветовать родителям целенаправленно расширять соци­альный опыт ребенка, посещая с ним самые разные культурно-развле­кательные мероприятия: сходить в цирк, театр, музей, спортивно-раз­влекательный комплекс и пр., то есть походить с ним по тем местам, где ребенок не остается без родителей и в то же время несомненно приобретает новый опыт, способствующий развитию его социальных потребностей.

Многолетний опыт работы «Зеленого дома» Ф. Дольто убедительно показал, что дети, посещавшие его, впоследствии не переживают того самого синдрома адаптации к яслям и детскому саду, проявления кото­рого так хорошо знакомы всем родителям и воспитателям. Психологи­ческая работа с детьми и их родителями, направленная на подготовку семьи к поступлению ребенка в детское дошкольное учреждение и по­строенная с учетом изложенных выше представлений об особенностях социализации детей раннего и дошкольного возраста, поможет сгладить острые проявления адаптационного синдрома.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...