Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что такое «хороший воспитатель»?




Психологу, помогающему детям и их родителям войти в новую со­циальную среду — детское дошкольное учреждение, необходимо иметь ясное представление и о следующем.

• Чего же именно ждут дети и взрослые от детского сада?

• Чем руководствуются при выборе того или иного детского учре­ждения?

• Каковы их представления о хорошем воспитателе и как меняются эти ожидания по мере адаптации семьи к новым условиям жизни?

Принимая решение отдать своего ребенка в детское дошкольное учреж­дение, родители сегодня руководствуются самыми разными сообра­жениями: местоположением садика, мерой его удаленности от дома, бытовыми условиями, количеством и наполняемостью групп, перечнем образовательных и развивающих программ, наличием или отсутствием бассейна либо спорткомплекса, размером оплаты и, соответственно, собственными финансовыми возможностями. Возможность выбирать — одно из главных достижений нашего времени. Скучной и убогой кажется сейчас жизнь детсадовцев прежних поколений, воспитывавшихся по единой для всей страны программе, практически не менявшейся на протяжении

95

 всей советской эпохи, предъявлявшей к воспитанникам весьма умеренные требования, но тем не менее благополучно подводившей их обучению в школе.

Но вот что интересно. В условиях отсутствия выбора родители, обсуждая достоинства того или иного детского учреждения, на одно из первых мест ставили, как правило, профессиональные качества воспитателей, общую атмосферу учреждения (то, что сейчас мы называем Психологическим климатом). Беседуя с родителями, нередко можно было услышать такую фразу: «В нашем саду воспитатели такие хорошие, добрые, внимательные».

Нынешние родители, выбирая для своего ребенка детский сад, этим опросом практически не задаются, полагая, что в хорошем по внешним параметрам детском саду работают только хорошие воспитатели. Между тем этот ореол витает над педагогами весьма непродолжительное время. Ежедневные встречи с воспитателями, впечатления ребенка, его рассказы о прожитом дне, настроение и внешний яд в конце дня, перед уходом домой формируют у родителей теперь вполне определенное представление как о самом садике, так и о его персонале. Именно достоинства воспитателя становятся для них главным показателем удачности сделанного выбора. Так кто же такой хороший воспитатель?

Критерии оценки могут быть достаточно разнообразными, в зависи­мости от выбранной позиции.

Так, с точки зрения ребенка хорошим является тот воспитатель, который не очень сильно ругает, многое разрешает, наказывает только по справедливости, много времени проводит с детьми, играет с ними в шумные подвижные игры, читает книжки, мастерит поделки. Интересно, что бытовые аспекты, качество ухода, обслуживания и присмотра детьми во внимание не принимаются. Наиболее значимым для них является эмоциональный, душевный комфорт, обеспечивающий ощущение уверенности в благорасположении и заинтересованности воспитателя, чувство личной и психологической защищенности. Причем чем младше ребенок, тем сильнее выражена у него потребность в эмоциональном контакте с тем взрослым, с которым он проводит целый день. Ведь малыш уходит из родного гнезда на 8-10 часов ежедневно и прожить их без мамы ему очень нелегко. Это для нас, взрослых, рабочий день проходит быстро, а для ребенка время течет гораздо медленнее.

Хорошим с точки зрения родителей является тип «воспитателя-наседки». Выбрав детский сад по критериям образовательных услуг и ма­териально-технической обеспеченности, мамы с удивлением замечают,

96

что главным для них оказывается не то, чему ребенок там учится, а то, насколько спокойно и охотно он отправляется туда по утрам. Выпустив ребенка из своих любящих рук, родители отчетливо осознают, насколько он еще мал, беспомощен, несамостоятелен и беззащитен. Передавая ма­лыша воспитателю, они хотят быть уверенными в том, что он попал в не менее заботливые, теплые, надежные руки. Сами воспитатели говорят, что мам больше всего тревожат бытовые моменты: как ребенок ел, спал ли в «тихий час», не плакал ли, сумел ли как следует одеться на прогулку, помогли ли ему застегнуть курточку и завязать шнурки, не замерз ли он на улице, не остаются ли дети надолго одни в группе, без присмотра. Важным для родителей является и эмоциональный настрой воспитате­ля, его приветливость, доброжелательность, терпимость и терпеливость, уверенность в собственных силах и профессиональных умениях.

Мать, доверяющая воспитателю, со спокойной душой оставляет ре­бенка в детском саду, и это ее спокойствие передается ребенку, делая ежедневное расставание менее болезненным и пугающим. Замечено, что дети излишне мнительных и тревожных матерей, постоянно выска­зывающих опасения по поводу качества ухода в детском саду, дающих воспитателям бесчисленные наставления и указания относительно своего ребенка, долго и мучительно адаптируются к саду: им, как и их мамам, трудно преодолеть недоверие и установить полноценный эмо­циональный контакт с новым взрослым. Можно сказать, что эти дети и их мамы психологически не готовы к первому, социально обуслов­ленному разрыву.

Высоко оценивая «опекунские» достоинства воспитателя, родители зачастую весьма снисходительны к уровню развивающих и обучающих занятий, проводимых в детском саду, охотно берут на себя заботы по развитию детей и подготовке их к школе.

Несколько иными являются критерии администрации детского до­школьного учреждения. Хороший воспитатель должен строго соблю­дать установленный распорядок дня, обеспечивать чистоту и порядок в группе, поддерживать строгую дисциплину, показателем которой является возможность оставлять детей одних на довольно продолжи­тельное время (дети должны уметь чинно сидеть на стульчиках, тихо разговаривать, без разрешения не трогать и не разбрасывать игруш­ки), уметь хорошо и грамотно проводить занятия, особенно «откры­тые». Воспитатель, отдающий предпочтение эмоциональному климату в группе, психологическому комфорту детей в ущерб дисциплинарным требованиям нередко вызывает нарекания со стороны заведующей или методиста, оказывается в ситуации профессионального конфликта.

97

'Как мы видим, каждый из участников данного образовательного пространства имеет свои приоритеты в системе требований к профессиональным качествам воспитателя. Сам же воспитатель, как правило, придерживается того стиля педагогической деятельности, который (Называется более близким его личностным особенностям, собствен­ным установкам на воспитание детей дошкольного возраста, уровню Педагогического мастерства.

Выбор воспитателем той или иной педагогической стратегии про­исходит практически неосознанно и стихийно, определяясь его психологическими особенностями, профессиональными и житейскими Представлениями. Воспитатель детского сада— массовая и, к сожалению, не слишком престижная профессия. Ее ряды дополняются не только юными выпускницами педагогических колледжей, но и женщинами, которые по семейным обстоятельствам не могут работать по основной специальности; их устраивает график работы детского сада, его близость к дому и пр. Существующая на сегодняшний день система краткосрочной переподготовки кадров и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений позволяет дать им лишь поверхностное представление об основных закономерностях психического и личностного развития гей дошкольного возраста и познакомить с общими приемами методической и дидактической работы. Профессионализм подменяется человеческими, душевными качествами взрослого, пришедшего работать в детский сад.

А между тем дошкольное детство — один из самых важных этапов человека. Именно здесь закладывается основа его будущих достижений, неудач и поражений.

Закономерно возникает вопрос: а возможно ли вообще реальное единство заявленной педагогической позиции детского образовательного учреждения и индивидуального понимания, принятия и воплощения в жизнь воспитателями? А если реально, то чем оно должно обеспечиваться? Ведь именно на это надеются родители при выборе детского да для своего ребенка.

Ответ на этот вопрос лежит в плоскости профессионализма педагога, включающегося, прежде всего, в умении сознательно выбирать ту или другую педагогическую стратегию и последовательно ее придерживаться, го требует от воспитателя умения дистанцироваться от конкретной ситуации, встать над ней, увидеть возникающие препятствия и трудности как бы со стороны. Такая позиция отнюдь не означает равнодушия Или безразличия, она скорее сродни профессиональной участливости

98

и сострадательности врачей Способность к сознательному выбору и комбинированию педагогических стилей и приемов снижает психологическую зависимость воспитателя от настроения и эмоциональных всплесков детей и их родителей, препятствует так называемому «профессиональному выгоранию», появлению профессиональной усталости и апаши В лом вое ми и юлю необходима помощь психолога










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...