Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные виды деятельности педагога-психолога
Круг задач, который решает педагог-психолог, широк и многообразен, качество решения этих задач в значительной степени зависит от уровня профессиональной и личностной культуры психолога. Основными видам деятельности педагога-психолога являются: • психологическое просвещение; • психологическая профилактика; • психологическая диагностика; • психологическая коррекция; • психологическое консультирование. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в настоящий момент, и от специфики, профиля учреждения, где он работает. ' Содержание и методическое обеспечение всех видов деятельности весьма полно представлено в научной и научно-методической литературе (см., например, «Практическая психологиязвания» — СПб., 2007). Подчеркнем лишь несколько моментов. 'Психологическое просвещение. В нашем обществе пока еще существует определенный дефицит психологических знаний, недостаточно развита психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр. 'Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас раполагают скупыми и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. Это можно сказать | о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко Плохо знают его внутренний мир и не могут его понять. В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — «психологическая глухота» Взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, Понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. 68 Поэтому практическому психологу очень важно повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми. Психологическое просвещение — это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, роди гелей) и детей к психологическим знаниям. Его основной смысл заключаемся в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении. Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу — можно приглашать других специалистов. Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данной школы, данного контингента детей, то есть наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем. Психологическая профилактикастановится главным направлением профессиональной деятельности практического психолога. Не бесконечная диагностика детей, а анализ всех воздействий на них, условий их жизни, воспитания, обучения с целью заранее предупредить или предохранить от чего-то нежелательного, опасного для развития и жизни детей. Хотелось бы подчеркнуть, что, к сожалению, мы сейчас скорее готовы решать уже появившиеся проблемы, нежели предупреждать их появление. Последнее, конечно, труднее, ведь чтобы предупредить, надо выявить, понять причины возникновения проблемы и попытаться, 69 прежде всего, ликвидировать эти причины. Поэтому умение интегрировать и грамотно интерпретировать все данные о ребенке является важным показателем профессиональной подготовки психолога и его психологической культуры. Психологическая коррекция.Необходимость в коррекционной работе появляется тогда, когда своевременно не реализуются возрастные И индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому в случаях возникновения различных проблем с детьми возникает необходимость в корректировке развивающей среды, имеющей свои специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого ребенка, вступившего В этот период. Психологическая диагностикав работе педагога-психолога, во-первых, направлена на контроль динамики психического развития детей И школьников с целью создания оптимальных условий развития как для «слабых», так и для «сильных» детей, а также для детей, обнаруживающих особые способности. А во-вторых, она позволяет осуществить сравнительный анализ эффективности различных образовательных программ, вариативных систем воспитания и обучения с целью определения их развивающих возможностей и выработки рекомендаций для их использования. Диагностика в работе практического психолога не может быть самоцелью, она необходима и допустима для решения конкретной психологической проблемы. Данные, полученные в диагностическом обследовании ребенка, необходимо сопоставить с данными, полученными В результате наблюдений за ребенком, бесед с воспитателями или учителями, родителями и пр. Очень важно умение психолога грамотно интерпретировать все полученные данные, выявить существенные связи между ними. Высокий профессиональный уровень психолога включает безусловное знание научных основ психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, психологическую культуру, развитой ум и незаурядность личности. Это проявляется в самостоятельности мышления, в желании и умении работать не По стандарту, не по шаблону, не на основе прописных истин, в безукоризненном владении родной речью, в (античности поведения и общения. Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании 70 этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса, устанавливать с ними профессиональное эффективное взаимодействие. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 603. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |