Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные виды деятельности педагога-психолога




Круг задач, который решает педагог-психолог, широк и многообразен, качество решения этих задач в значительной степени зависит от уровня профессиональной и личностной культуры психолога. Основными видам деятельности педагога-психолога являются:

• психологическое просвещение;

• психологическая профилактика;

• психологическая диагностика;

психологическая коррекция;

• психологическое консультирование.

Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в настоящий момент, и от специфики, профиля учреждения, где он работает. ' Содержание и методическое обеспечение всех видов деятельности весьма полно представлено в научной и научно-методической литературе (см., например, «Практическая психологиязвания» — СПб., 2007). Подчеркнем лишь несколько моментов. 'Психологическое просвещение. В нашем обществе пока еще существует определенный дефицит психологических знаний, недостаточно развита психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

'Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас раполагают скупыми и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. Это можно сказать | о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко Плохо знают его внутренний мир и не могут его понять.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — «психологическая глухота» Взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, Понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.

68

Поэтому практическому психологу очень важно повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Психологическое просвещение — это приобщение взрослых (воспи­тателей, учителей, роди гелей) и детей к психологическим знаниям. Его основной смысл заключаемся в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными зако­номерностями и условиями благоприятного психического разви­тия ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологи­ческих исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достичь понимания необходимости практической психологии и ра­боты психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разны­ми: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому пси­хологу — можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения кон­кретные проблемы данного детского сада, данной школы, данного кон­тингента детей, то есть наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Эффект от психологического просвещения больше, если психоло­гические знания давать в качестве средства решения жизненных про­блем.

Психологическая профилактикастановится главным направлением профессиональной деятельности практического психолога. Не беско­нечная диагностика детей, а анализ всех воздействий на них, условий их жизни, воспитания, обучения с целью заранее предупредить или пре­дохранить от чего-то нежелательного, опасного для развития и жизни детей. Хотелось бы подчеркнуть, что, к сожалению, мы сейчас скорее готовы решать уже появившиеся проблемы, нежели предупреждать их появление. Последнее, конечно, труднее, ведь чтобы предупредить, надо выявить, понять причины возникновения проблемы и попытаться,

69

прежде всего, ликвидировать эти причины. Поэтому умение интегри­ровать и грамотно интерпретировать все данные о ребенке является важным показателем профессиональной подготовки психолога и его психологической культуры.

Психологическая коррекция.Необходимость в коррекционной ра­боте появляется тогда, когда своевременно не реализуются возрастные И индивидуальные возможности, не создаются условия для формиро­вания возрастных психологических новообразований и ярких инди­видуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому в случаях возникновения различных проблем с детьми возникает необходимость в корректиров­ке развивающей среды, имеющей свои специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого ребенка, вступившего В этот период.

Психологическая диагностикав работе педагога-психолога, во-пер­вых, направлена на контроль динамики психического развития детей И школьников с целью создания оптимальных условий развития как для «слабых», так и для «сильных» детей, а также для детей, обнаружи­вающих особые способности. А во-вторых, она позволяет осуществить сравнительный анализ эффективности различных образовательных программ, вариативных систем воспитания и обучения с целью опре­деления их развивающих возможностей и выработки рекомендаций для их использования.

Диагностика в работе практического психолога не может быть само­целью, она необходима и допустима для решения конкретной психо­логической проблемы. Данные, полученные в диагностическом обсле­довании ребенка, необходимо сопоставить с данными, полученными В результате наблюдений за ребенком, бесед с воспитателями или учи­телями, родителями и пр. Очень важно умение психолога грамотно ин­терпретировать все полученные данные, выявить существенные связи между ними.

Высокий профессиональный уровень психолога включает безуслов­ное знание научных основ психологии, безупречное владение самыми разнообразными психологическими техниками, методиками, психоло­гическую культуру, развитой ум и незаурядность личности. Это проявляется в самостоятельности мышления, в желании и умении работать не По стандарту, не по шаблону, не на основе прописных истин, в безукориз­ненном владении родной речью, в (античности поведения и общения.

Только все вместе взятое позволяет ему грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании

70

этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и призна­ках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка, нахо­дить общий язык со всеми участниками образовательного процесса, уста­навливать с ними профессиональное эффективное взаимодействие.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 496.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...