Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая культура в образовательном пространстве школы




Психолог в школе может и должен использовать разные способы применения своих профессиональных знаний и умений. Одной из ак­туальных сфер деятельности педагога-психолога является преподава­ние учащимся психологии. Уроки психологии позволяют приобщить школьников к психологической культуре.

Известно, что школа — один из важнейших социальных институтов. Влияние школы распространяется на все другие социальные институ­ты — семью, детский сад, вуз и пр. и на общество в целом. Все эти инсти­туты, так или иначе, входят в образовательное пространство школы.

Во-первых, школа оказывает влияние на воспитание детей до­школьного возраста в семье и в дошкольных образовательных учрежде­ниях. Именно она задает определенные требования к уровню и характеру их развития, чем способствует тому, что нередко семейное воспитание и воспитание в дошкольном образовательном учреждении превращается в простой подготовительный период к воспитанию школьному, что со­вершенно искажает дошкольное воспитание, лишает его самостоятель­ности и существенно вредит правильному и всестороннему развитию личности.

Во-вторых, школа «выпускает» молодых людей, получивших общее среднее образование, в самостоятельную жизнь. К моменту окон­чания школы у каждого выпускника формируется своя, внутренняя готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней в лично­стном, профессиональном и социальном плане. В вузы, на работу в лю­бые учреждения приходят молодые люди уже со сформировавшимся мировоззрением, сложившимися ценностными ориентациями, уровнем общей и психологической культуры, представлениями о смысле жизни и пр. В настоящее время справедливо отмечается, что общественное сознание стало терять главное — понимание ценности человека, его жизни. Определенную ответственность за это несет и современная школа, где постоянно снижается доля гуманитарного образования. Еще К. Д. Ушинский обращал внимание на то, что при отборе содер­жания школьных дисциплин необходимо руководствоваться выбором

71

тех, которые развивают мировоззрение и действуют не только в на­правлении увеличения объема знаний, но и в направлении формирования убеждений человека. Особую роль в этом процессе выполняют > гуманитарные науки, которые помогают ученику осознать назначение человеческой жизни и деятельности.

Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре. Именно в детстве «сокрыта универсальная генети­ческая программа развития как совершенствования» (Р. Быков). Взаи­модействуя, культура и образование определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают глубокое влияние накаждого человека, на перспективы его личностного и социального развития.

Любая образовательная программа в школе включает в себя много учебных предметов — литера гуру, математику, историю, физику, биоло­гию и др. Каждый учебный предмет представляет собой область опреде­ленной науки и дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребенка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребенка, создает условия для его развития, предоставляет ему возмож­ность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни.

Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном об­разовательном пространстве сегодня не представлена, и среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Современное школьное образование не приобщает ребенка к психологической культуре чело­веческих отношений.

Между тем мэтры отечественной философии, психологии, педаго­гики, культурологии (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, К. Д. Ушин­ский и др.) не только придавали решающее значение культуре как ус­ловию развития человека, но подчеркивали психологический контекст постижения культуры. Духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (это язык, знания, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отноше­ния, способы и формы общения людей).

Психология вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из спе­цифических особенностей психологической культуры состоит в том,

72

что индивидуально неповторимое в человеке она принимает как дан­ность. Очевидно, что без исходного представления о неповторимо­сти, масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей

Ученые выделяют такое присущее человеку психологическое свой­ство, как интеллигентность. Свойство интеллигентности, по словам Ю. М. Лотмана, является определенным культурным достижением че­ловечества, принадлежит человечеству в целом.

Личностными качествами интеллигентного человека являются чело­веческое отношение к миру и людям, привязанность к своему народу, к своей Родине, к своей культуре и уважение культуры других народов; развитое чувство справедливости, чести, совести, чувство независимости, в частности, социально независимая позиция и способность отстаивать эту позицию. Можно предположить, что интеллигентность — это выс­шая форма проявления сущности психологической культуры человека. Основу психологической культуры личности составляют психологиче­ские знания, оплодотворенные общепсихологическими, гуманистиче­скими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляет­ся с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно, яв­ляются сутью психологической (внутренней) культуры личности.

Психологическая культура не только проявляется во взаимодейст­вии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением со­беседников. Она исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (пиар, реклама, политика, средства массовой информации, различные предсказатели, мошенники и пр.).

Воспитание психологической культуры личности невозможно без определенного уровня психологической грамотности, важным содержа­тельным аспектом которой, по справедливому замечанию Е. А. Климова, является собственно научная — пусть элементарная, но истинная — ос­ведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъ­ективный мир человека. Проблема преподавания психологии в школе не нова. П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, А. П. Нечаев, Б. М. Теплов, Г. А. Фортунатов, Г. И. Челпанов и др. рассматривали преподавание

73

Психологии в школе как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования. Они утверждали, что психоло­гия необходима как предмет общего образования, так как она формирует целостное мировоззрение ребенка: учит его взаимодействию не только С окружающей действительностью, но и с людьми и с самим собой.

Изучение психологии может помочь школьнику многое понять как В себе самом, так и в окружающих людях, мире, почувствовать богатство душевной жизни человека.

Школьник, достигнув определенного возраста, познает себя в фи­зическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А понимание себя как личности — процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как о человеке школьник не располагает. Учащиеся разного воз­раста пытаются как-то ра-юбра гься в самих себе. Но их интерес к само­познанию превышает их возможное! и. Отсюда неадекватные способы Познания себя и других, неудовлепюренность этим познанием, неоп­ределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т. п. Неумение понять личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивные отноше­ния школьников к себе и другим, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально не одобряемым формам поведения.

Психология должна стать в сознании выпускников средней школы Необходимым компонентом научной картины мира. Она может дать ребенку знания о самом себе как человеке, о законах развития психики, личности, человеческого взаимодействия. Уроки психологии могут не Только помочь школьнику в решении его проблем, но и вооружить его знаниями о причинах их возникновения и культурных способах их предупреждения или преодоления.

Целью психологического образования в школе можно считать овладе­ние школьниками основами психологической культуры. Эта цель предпо­лагает развитие психологической готовности молодого человека к полно­ценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром. Специальной задачи на профессиональную opueiнацию в области психологии не ставится. Знания психологии нужны каждому молодому человеку, какую бы про­фессию он ни выбрал — врача, учителя, продавца, милиционера, банкира, политика и пр. А если кто-то ил школьников серьезно заинтересуется пси­хологией, его выбор будет более осознанным, нежели в настоящее время. Чем глубже ученик осознает самого себя, тем более четкими становятся у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.

74

На уроках психологии внимание школьников обращается на такие психические явления и особенности личности, которые не являются предметом специального рассмотрения и обсуждения на других уроках. Здесь школьники изучают, что такое сознание и самосознание, нравст­венные чувства и установки, направленность личности (цели, идеалы, желания, потребности, ценностные ориентации) и др. Они обсуждают вопросы о том, что такое отношение к другим как к людям, что такое чувство совести и человеческого достоинства, содержание и богатство эмоциональной сферы (чувства, переживания, настроения, эмоциональ­ные состояния и пр.), способности, которые в целом определяют станов­ление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности, и др.

Уроки психологии помогают детям постепенно понимать, как сложен и уникален внутренний мир человека. Важно при этом, чтобы школьник осознал и помнил, что такой сложный внутренний мир имеет не только он, но и каждый из людей. И если какой-то человек отличается от него, то это не значит, что он хуже. Он просто другой, и нужно научиться уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями.

Представляется, что учебный предмет «Психология» может в какой-то степени пониматься как «зона ближайшего развития» личности школь­ника — это постепенное введение взрослым ребенка (в соответствии с возрастом) в мир ответственных и все более усложняющихся челове­ческих и социальных отношений, в мир человеческих чувств и пережи­ваний, в мир знаний и культуры.

Психологическое образование в школе можно рассматривать в кон­тексте профилактики, предупреждения асоциального поведения школь­ников, негативных моментов в их отношении к людям разных нацио­нальностей, разного социального статуса, дружбе, любви, к созданию в будущем своей семьи, к рождению и воспитанию своих детей и пр.

Главное, чтобы в процессе изучения психологии у школьников не образовалась смысловая пропасть между психологическим знанием о человеке вообще и о себе как человеке.

Литература

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.; М., 2003.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

75

3. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Человек — Стиль — Социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. — Пермь, 2007.

4. Дубровина И. В. Психологическая служба образования: организа­ция и управление // Вестник практической психологии образова­ния, январь-март 2007. — № 1 (10).

5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная ком­петентность человека // Высшее образование сегодня — 2005. — №11.

6. Исаева Н. И. Профессиональная культура психолога образова­ния. — М.; Белгород, 2002.

7. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1998.

8. Коновалова И. В. О некоторых принципах организации управле­ния психологической службой // Вестник практической психоло­гии образования, 2006. — №2.

9. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии // Педагоги­ческая психология: интеграция теории и практики. — Ставрополь, 2007.

10. Лотман Ю. М. Воспитание души. — СПб., 2003.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

12. Мацумото Д. Психология и культура. — СПб., 2003.

13. Петровский А. В. Психология и время. — СПб., 2007.

14. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дуброви­ной. - М.; СПб., 2007.

15. Преподавание психологии в школе / Под ред. И В. Дубровиной. — М.; Воронеж, 2007.

16. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологи­ческой службы. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М , 2003, 2007.

17. Психологические центры. Организация. Содержание деятельно­сти, документация / Под ред. С. Б. Малыха. — М., 2007.

18. Психология (учебные пособия для 3,4,5,6,7,8,9,10,11 классов)/ Под ред. И. В Дубровиной - М.; Воронеж, 2005-2008.

19. Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной .экспертизы / Под ред. Б. Г. Юдина. — М., 2003.

20. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании. — СПб., 2002.

21. Смирнов А. А. Психология ребенка и подростка. — М., 1930.

22. Хребина С. В. Организационная психология образования: феноме­нология и концепция развития. — Пятигорск, 2007.

23. Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.; Во­ронеж, 1999.

24. Я работаю психологом... / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.

Часть вторая СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНОГО ТИПА

78

I. Психолог в дошкольном учреждении

Раздел I










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...