Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация взаимодействия психологических служб округа со всеми субъектами образовательного процесса




Проблема взаимодействия психологических служб — центральная Проблема в психолого-педагогической практике Ее решение в значительной степени определяет эффективность как самого процесса образования, так и психологического обслуживания .этого процесса. Важнопомнить, что не только педагоги нуждаются в помощи психологов. Психологи сами по себе мало что могут сделать в образовательном уч­реждении. Успех их деятельности напрямую зависит от позитивного

58

взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, педагогами, администрацией, родителями, работниками спе­циализированных психолого-медико-педагогических центров, руково­дителями окружного отдела психологической службы и пр.

Иногда можно слышать странное противопоставление в вопросе: с кем должен работать психолог — с детьми или с педагогами? Это неправильная постановка вопроса. Еще раз подчеркнем, что центром внимания и смыслом деятельности педагога-психолога является ребе­нок, его интересы как растущего человека и развивающейся личности и индивидуальности. Но чтобы помочь ребенку, психолог работает и с ним, и с педагогами, и с социальными работниками, и с другими взрослыми и детьми, которые окружают ребенка и создают ему те или иные условия жизни и развития. Психолог работает со всеми субъек­тами образовательного пространства, в которое включен ребенок. Чем шире и многоаспектней это пространство, тем с большим количеством самых разных взрослых и детей сотрудничает психолог.

Взаимодействие людей — это сложное психологическое явление, в основе которого лежат целостные системы взаимных действий и ре­акций, между которыми возникает причинная зависимость. Взаимодей­ствие включает в себя ряд необходимых компонентов:

1) обмен мыслями, знаниями, идеями, то есть информацией (комму­никативный компонент взаимодействия);

2) обмен действиями (деятельностный компонент);

3) процесс восприятия партнерами друг друга (перцептивно-эмоциональный компонент).

Только в совокупности все эти компоненты обеспечивают взаимопо­нимание людей. А это и есть главное: именно взаимопонимание опреде­ляет полноценное взаимодействие. Если люди не понимают друг друга, ни о каких взаимных действиях не может быть и речи.

При взаимодействии психолога с родителями, воспитателями, учи­телями надо учитывать не только возраст ребенка, по поводу которого происходят совместные размышления и ведется совместная работа, но и возраст тех взрослых, с кем мы взаимодействуем.

Взаимодействие участников и сотрудников образовательного про­цесса предполагает понимание каждым из них того факта, что любой другой человек прошел свой определенный жизненный путь. Этот путь неизбежно включает историю формирования, становления и развития личности в определенном обществе, и этот человек всегда современник определенной эпохи, сверстник определенного поколения, участник значимых для его поколения политических, общественных, культурных

59

событий. Не понимая этого, трудно найти общий язык со всеми взрослыми и найти пути решения проблемы ребенка, приемлемые для всех. Поэтому организовать продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, научить их взаимодействию друг с другом и со всеми вместе — сложнейшая задача психологического отдела окружного управления образованием.

Взаимодействие или сотрудничество возможно лишь при условии ясного понимания и четкого выполнения всеми специалистами своих функциональных и профессиональных обязанностей. Полноценность взаимодействия, а следовательно, и эффективность психологической службы достигается тогда, когда психолог, педагог (учитель, воспита­тель), родитель (родители), с одной стороны, становятся единомыш­ленниками, а с другой — четко различают свои функции и возможности: Педагог не подменяет ни родителя, ни психолога, психолог — педагога, родителя, социального работника и пр.

Профессиональное взаимодействие взрослых в образовательном пространстве не только способствует их личностному взаимообогащению и развитию, но и составляет основу психологической поддержки Личностного становления ребенка (в дошкольном и школьном воз­расте). Позитивное взаимодействие взрослых создает условия развития, превышающие сиюминутные собственные возможности ребенка в области становления и укрепления его личности. Поэтому такое взаимодействие можно рассматривать как «зону ближайшего развития Личности» ребенка.

Именно взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний Психолога и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на равных на всех стадиях работы и с отдельными детьми, и с детскими Коллективами — необходимое условие для успешной работы учебно-воспитательного учреждения. Такое взаимодействие взрослых в образовательном пространстве во многом зависит от позиции руководителей: Сотрудников психологического отдела окружного управления и адми­нистрации конкретного учреждения. Мудрость руководителей состоит в том, чтобы помогать тем и другим специалистам, ни в коем случае не Противопоставляя их друг другу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...