Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Психолог, работающий в детском саду, должен иметь четкое представление о целях и задачах своей профессиональной деятельности. Однако начинающий психолог образования теряется среди таких пространных определений своих задач, как «создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка». Масштабность цели и отсутствие практического профессионального опыта нередко создают у него неверное представление о своей роли в деятельности образовательного учреждения. Молодой психолог приходит в детский сад с чрезмерными ожиданиями своей востребованности и переоценкой собственных возможностей. Отсюда и нередкая поучающая тональность первых профессиональных шагов, отнюдь не способствующая принятию педагогическим коллективом нового специалиста. Практика показывает, что поучающая, наставляющая позиция психолога по отношению к персоналу детского дошкольного учреждения ведет к отторжению его от педагогического коллектива, неприятию всего того нужного и полезного, что он может внести в работу детского учреждения. Детский сад имеет свои цели и задачи и располагает средствами для их достижения и решения. Группа детского сада — это не психотерапевтическая группа, и воспитатель не должен менять свою профессиональную позицию на несвойственную ему роль детского психолога. Организация жизнедеятельности 15-20 детей в течение целого 81 дня требует от воспитателя не только гуманистических установок, и владения дисциплинарными приемами, умения подчинять детей ритму жизни группы. Воспитатель обладает собственными профессиональными знаниями и навыками, опытом работы, которые позволяют ему чувствовать себя компетентным в данной сфере. Это Нормальное продуктивное в профессиональном отношении состояние. Вполне естественно, что психолог, пытающийся не столько помочь воспитателю, сколько переучить его, оказывается лишним. Еще одной профессиональной дилеммой становится для молодого специалиста утверждение о том, что психолог приходит в учреждение образования для того, чтобы представлять интересы ребенка, быть «на Стороне» ребенка. Естественно, что здесь возникают такие вопросы: • а разве педагог против ребенка? • может ли вообще детское учреждение работать против интересов ребенка? • в чем же здесь противоречие и где сходятся профессиональные позиции педагога и психолога? Педагог «представляет» образовательную программу, которая должна быть усвоена всеми детьми. Его в меньшей степени интересуют индивидуальные особенности детей, хотя он и старается по мере возможностей их учитывать. Психолог «представляет» интересы ребенка, чьи индивидуальные особенности не всегда позволяют в полной мере принять программу педагога, и задача психолога — помочь ребенку найти свое место в этой Программе. Педагог и психолог имеют разные профессиональные задачи, которые дополняют, а не вытесняют друг друга. В детском дошкольном учреждении, в отличие от школы, несколько (Труднее выделить специфику работы психолога, уяснить, чем его функции отличаются от функций воспитателя. Деятельность воспитателя, как и деятельность психолога, направлена на всестороннее развитие психики и личности дошкольника, на поддержку его социального развития, коррекцию поведенческих отклонений посредством целенаправленных f воспитательных воздействий, на формирование у ребенка готовности к переходу на следующий этап жизни. И педагог, и психолог проводят развивающие занятия с детьми в игровой форме (причем нередко играют с ними в одни и те же игры), помогают овладеть различными социальными навыками, преодолеть негативные проявления поведения. Разница состоит в том, что воспитатель, реализующий определенную образовательную и воспитательную программу, работает со всеми детьми 82 своей группы, а психолог, как правило, с теми из них, кто переживает те или иные трудности развития и в силу этого не может успешно вписаться в программу педагога. Воспитатели и родители зачастую не в силах уделить таким детям достаточного количества внимания, не всегда правильно понимают причину испытываемых ребенком затруднений, не находят адекватных путей и способов их преодоления. Задача психолога — диагностировать возникшую у ребенка проблему и составить специальную программу работы с ним, к которой он привлекает родителей и воспитателей. Эту задачу никто, кроме психолога, не выполнит, это сфера его профессиональных знаний и умений. Кроме того, психолог может реализовать собственную развивающую программу, не входящую в общую программу обучения и воспитания в детском саду. Ею может стать, например, развивающая программа подготовки детей к обучению чтению, о которой речь пойдет в соответствующем разделе данной главы. В контексте решения этой задачи психолог взаимодействует с педагогическим коллективом и с родителями детей. В этом своем качестве он нужен и полезен детскому учреждению, его место не может занять никто — пи воспитатель, ни логопед, ни социальный педагог. Другая функция психолога в детском саду - профилактика возможных нарушений психического развития детей и связанная с ней работа по психологическому просвещению педагогического коллектива и родителей. Традиционно просветительская деятельность психолога образования строится в форме лекций для родителей и педагогов. Это мероприятие порой носит формальный характер, плавно перетекая в индивидуальные консультации слушателей. Зачастую тема лекции мало трогает родителей, которым не слишком интересно слушать про детей вообще, им важнее узнать что-то о своем ребенке, о значимой для них проблеме развития и воспитания. Отсутствие мотивации приобретения психологических знаний — главный барьер на пути психологического просвещения. Поэтому темы лекций должны выбираться психологом не с точки зрения того, что он знает лучше всего и о чем умеет рассказать или считает наиболее важным, а с точки зрения распространенности и остроты детских проблем. Пусть на лекцию придут не все родители, а лишь те, кого волнует данная проблема; тогда и заинтересованность слушателей будет выше, и польза от лекции ощутимее. Общими могут быть лишь лекции, посвещенные знакомству с психологом, с кругом решаемых им проблем, с организацией психологической работы с детьми и взрослыми в данном детском учреждении. 83 Психолог должен составить список проблем, которые и станут темами лекций. Темы лекций лучше формулировать в виде вопросов, которые родители и воспитатели хотели бы задать психологу. • Почему дети с трудом привыкают к детскому саду? • Почему родителям и детям бывает трудно друг с другом? • Как вырастить вундеркинда? • Нужно ли учиться до школы? • Как подготовиться к школе? • Друзья и ябеды: дружат ли дошкольники? • Драчуны, тихони, плаксы — почему они такие? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |