Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспертиза деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений




Профессиональная экспертиза деятельности педагога-психолога и психологических служб образовательных учреждений — важнейшая функция психологического отдела Департамента образования. Экс­пертиза — один из действенных механизмов управления целостной системой психологической службы Она способствует развитию пси­хологической службы образования, поддерживает высокий уровень профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Аттестация и экспертиза по сути взаимосвязаны В «Словаре русско­го языка» С. И. Ожегова даны такие толкования этих понятий.

• аттестовать — дать о ком-нибудь отзыв, характеристику, рекомен­дацию, оценить чьи-нибудь знания, поставить отметку,

• провести экспертизу — рассмотреть, проанализировать какой-ни­будь вопрос, изучить что-либо экспертами для правильной оценки этого «что-либо», для дачи заключения. Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

49

В связи с этим весьма сложной и ответственной задачей является разработка критериев оценки деятельности психологических служб И педагогов-психологов.

Основу выделения критериев оценки и определения эффективности профессиональной деятельности педагогов-психологов и психологи­ческих служб, очевидно, должно составлять представление о том, что психологическая служба в образовательном учреждении принципиаль­но меняет социальную ситуацию развития ребенка, позволяя на месте решать проблемы, касающиеся его обучения, поведения, формирова­ния личности, его психологического здоровья и пр. Это представление отражено в Положении о психологической службе образования, под­черкнуто в Законе РФ «Об образовании», в различных нормативных и методических документах органов образования. Таким общим по­ниманием сути психологической службы обусловлена принципиаль­ная общность критериев оценки профессиональной деятельности как педагогов-психологов, так и соответствующих служб образовательных учреждений.

На основе анализа результатов научных исследований и обобщения опыта практической работы можно выделить общие критерии экс­пертной оценки профессиональной деятельности педагогов-психоло­гов и психологических служб образовательных учреждений. Назовем главные из них:

1) актуальность и целесообразность осуществляемой деятельности;

2) определение целей и задач деятельности в соответствии со специ­фикой учреждения;

3) соблюдение принципа научности осуществляемой деятельности;

4) наличие четко прослеживаемой системы психологической рабо­ты, взаимосвязь и взаимное дополнение ее направлений, видов и форм;

5) адекватность, качество подбора и использования методических средств;

6) соблюдение нормативных требований гуманистических и этиче­ских принципов,

7) соблюдение требований охраны жизни и здоровья детей, обеспе­чение их психологической безопасности,

8) способность к взаимодействию с различными специалистами об­разовательного учреждения, с родителями и др.;

9) профессиональная компетентность, работа над повышением сво­его профессионального уровня;

50

10) способность создавать условия для благоприятной психологиче­ской атмосферы в образовательном учреждении (психологическая поддержка, доброжелательность, толерантность, взаимопомощь);

11) рациональность распределения и использования рабочего времени;

12) эффективность психологической работы (количественно-качест­венные показатели).

При проведении экспертизы деятельности педагога-психолога и пси­хологических служб образовательных учреждений разных типов и видов следует учитывать основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога, его обязанности и права, закрепленные в Положении о психологической службе в системе образования (см. документ 3).

В третьей части книги (см. документ 4) представлено примерное об­щее «Положение о проведении профессиональной экспертизы деятель­ности педагогов-психологов и психологических служб образователь­ных учреждений всех типов и видов», в котором отражены основные критерии экспертной оценки.

Однако необходимо принять во внимание следующий факт. В настоя­щее время психологическая служба функционирует в образовательных учреждениях разных типов и видов. Она существует в дошкольных образовательных учреждениях, средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, кадетских школах, школах-интернатах и др. Проце­дура осуществления профессиональной экспертизы должна учитывать, что каждый из перечисленных видов и типов образовательных учре­ждений имеет специфику, определяющую особенности деятельности психологической службы учреждения. Такие отличия обусловлены целым рядом факторов: возраст детей, первостепенные для каждого возраста задачи развития, образовательные и воспитательные програм­мы, инновационные и экспериментальные проекты, реализуемые в уч­реждении, специфика района, в котором расположено образовательное учреждение, количественный и социальный состав детей, воспитателей и учителей и пр. Наличие большого числа разнообразных учреждений позволяет получить общее дошкольное и школьное образование детям, имеющим различные возможности и запросы.

Профессиональная экспертиза должна принимать во внимание кон­кретные особенности учреждения образования. Эксперты должны учи­тывать, сколько психологов работает в учреждении, какова их профес­сиональная подготовка, стаж работы и пр.

11о.)тому наряду с общим «Положением об экспертизе» следует преду­смотреть положения, учитывающие специфику образовательного учреж­дения и работу в нем психологической службы и педагогов-психологов.

51

В третьей части книги (см. документ 6) представлено примерное «Положение о профессиональной экспертизе деятельности педагога-Психолога и психологической службы дошкольных образовательных учреждений».

Там же (см. документ 7) представлено примерное «Положение о профессиональной экспертизе деятельности педагога-психолога и психо­логической службы общеобразовательной школы».

В этих примерных «Положениях» показана специфика направлений, Целей и задач деятельности педагога-психолога и психологической службы в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, а также описаны общие и отличные аспекты работы эксперта, обуслов­ленные спецификой различных учреждений образования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 618.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...