Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экспертиза деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений
Профессиональная экспертиза деятельности педагога-психолога и психологических служб образовательных учреждений — важнейшая функция психологического отдела Департамента образования. Экспертиза — один из действенных механизмов управления целостной системой психологической службы Она способствует развитию психологической службы образования, поддерживает высокий уровень профессиональной деятельности педагогов-психологов. Аттестация и экспертиза по сути взаимосвязаны В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова даны такие толкования этих понятий. • аттестовать — дать о ком-нибудь отзыв, характеристику, рекомендацию, оценить чьи-нибудь знания, поставить отметку, • провести экспертизу — рассмотреть, проанализировать какой-нибудь вопрос, изучить что-либо экспертами для правильной оценки этого «что-либо», для дачи заключения. Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса. 49 В связи с этим весьма сложной и ответственной задачей является разработка критериев оценки деятельности психологических служб И педагогов-психологов. Основу выделения критериев оценки и определения эффективности профессиональной деятельности педагогов-психологов и психологических служб, очевидно, должно составлять представление о том, что психологическая служба в образовательном учреждении принципиально меняет социальную ситуацию развития ребенка, позволяя на месте решать проблемы, касающиеся его обучения, поведения, формирования личности, его психологического здоровья и пр. Это представление отражено в Положении о психологической службе образования, подчеркнуто в Законе РФ «Об образовании», в различных нормативных и методических документах органов образования. Таким общим пониманием сути психологической службы обусловлена принципиальная общность критериев оценки профессиональной деятельности как педагогов-психологов, так и соответствующих служб образовательных учреждений. На основе анализа результатов научных исследований и обобщения опыта практической работы можно выделить общие критерии экспертной оценки профессиональной деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений. Назовем главные из них: 1) актуальность и целесообразность осуществляемой деятельности; 2) определение целей и задач деятельности в соответствии со спецификой учреждения; 3) соблюдение принципа научности осуществляемой деятельности; 4) наличие четко прослеживаемой системы психологической работы, взаимосвязь и взаимное дополнение ее направлений, видов и форм; 5) адекватность, качество подбора и использования методических средств; 6) соблюдение нормативных требований гуманистических и этических принципов, 7) соблюдение требований охраны жизни и здоровья детей, обеспечение их психологической безопасности, 8) способность к взаимодействию с различными специалистами образовательного учреждения, с родителями и др.; 9) профессиональная компетентность, работа над повышением своего профессионального уровня; 50 10) способность создавать условия для благоприятной психологической атмосферы в образовательном учреждении (психологическая поддержка, доброжелательность, толерантность, взаимопомощь); 11) рациональность распределения и использования рабочего времени; 12) эффективность психологической работы (количественно-качественные показатели). При проведении экспертизы деятельности педагога-психолога и психологических служб образовательных учреждений разных типов и видов следует учитывать основные принципы профессиональной деятельности педагога-психолога, его обязанности и права, закрепленные в Положении о психологической службе в системе образования (см. документ 3). В третьей части книги (см. документ 4) представлено примерное общее «Положение о проведении профессиональной экспертизы деятельности педагогов-психологов и психологических служб образовательных учреждений всех типов и видов», в котором отражены основные критерии экспертной оценки. Однако необходимо принять во внимание следующий факт. В настоящее время психологическая служба функционирует в образовательных учреждениях разных типов и видов. Она существует в дошкольных образовательных учреждениях, средних общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, кадетских школах, школах-интернатах и др. Процедура осуществления профессиональной экспертизы должна учитывать, что каждый из перечисленных видов и типов образовательных учреждений имеет специфику, определяющую особенности деятельности психологической службы учреждения. Такие отличия обусловлены целым рядом факторов: возраст детей, первостепенные для каждого возраста задачи развития, образовательные и воспитательные программы, инновационные и экспериментальные проекты, реализуемые в учреждении, специфика района, в котором расположено образовательное учреждение, количественный и социальный состав детей, воспитателей и учителей и пр. Наличие большого числа разнообразных учреждений позволяет получить общее дошкольное и школьное образование детям, имеющим различные возможности и запросы. Профессиональная экспертиза должна принимать во внимание конкретные особенности учреждения образования. Эксперты должны учитывать, сколько психологов работает в учреждении, какова их профессиональная подготовка, стаж работы и пр. 11о.)тому наряду с общим «Положением об экспертизе» следует предусмотреть положения, учитывающие специфику образовательного учреждения и работу в нем психологической службы и педагогов-психологов. 51 В третьей части книги (см. документ 6) представлено примерное «Положение о профессиональной экспертизе деятельности педагога-Психолога и психологической службы дошкольных образовательных учреждений». Там же (см. документ 7) представлено примерное «Положение о профессиональной экспертизе деятельности педагога-психолога и психологической службы общеобразовательной школы». В этих примерных «Положениях» показана специфика направлений, Целей и задач деятельности педагога-психолога и психологической службы в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, а также описаны общие и отличные аспекты работы эксперта, обусловленные спецификой различных учреждений образования. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 710. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |