Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Повышение квалификации работников психологической службы образования
Постоянно возрастающая востребованность психологов со стороны педагогической практики, с одной стороны, ведет к чрезмерному количественному увеличению подготавливаемых кадров в масштабах страны, с другой — таит опасность снижения их профессионального уровня. Развитие и расширение поля деятельности практических психологов требует новых подходов не только к их профессиональной вузовской подготовке, но и к системе повышения квалификации. Психологический отдел Департамента образования, взаимодействуя с психолого-педагогическими вузами города, психологическими институтами и факультетами, утверждает программы повышения квалификации практических психологов, уделяя при этом первостепенное внимание работе с молодыми кадрами. Программа повышения квалификации должна предусматривать изменение стратегии психологической подготовки специалиста: из преимущественно ученической стратегии в стратегию самообразовательную, что способствует переосмыслению ценностей и смыслов профессиональной деятельности, дальнейшему развитию профессионального самоопределения практического психолога. Сущность такого самоопределения состоит в нахождении все более глубоких и обоснованных смыслов в сфере профессиональной деятельности и осознания способов ее реализации К сожалению, современное высшее образование в области практической психологии не всегда обеспечивает в должной мере формирование у будущего специалиста психологической и профессиональной 52 готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Это вызывает необходимость организации поствузовского этапа профессиональной подготовки в рамках повышения квалификации, который целесообразно организовывать непосредственно в адаптационный период работы психолога в учреждении образования, когда он только приступает к самостоятельной работе. В программах повышения квалификации для молодых специалистов должно быть предусмотрено восполнение пробелов в профессиональных знаниях, в развитии общей и психологической культуры, в формировании профессионально-личностных особенностей специалистов. Желательно, чтобы на курсах повышения квалификации работа по осознанию и углублению профессиональной деятельности проводилась в форме взаимодействия коллег: преподавателей вуза, опытных практических психологов высшего разряда (наставников), начинающих практических психологов Программа повышения квалификации для молодых специалистов может включать решение таких задач: • формирование у слушателей четких представлений о целях, задачах и содержании своей профессиональной деятельности, о своих функциональных обязанностях и границах своей профессиональной компетенции, • укрепление в сознании слушателей научно обоснованных взаимосвязей теоретических и практических основ профессиональной деятельности, • развитие способности анализировать и интерпретировать эмпирический материал, полученный в ходе наблюдений, бесед, диагностического обследования и пр.; • выработку умения профессионально вести беседу и диалог как основу всякого сотрудничества; • развитие профессионального чувства ответственности за диагноз, рекомендации, за реализацию этих рекомендаций в работе с человеком любого возраста, за последствия своих рекомендаций; • развитие способности видеть психологическую проблему и находить адекватные' для ее разрешения способы профессиональной деятельности; • расширение профессионального и личностного культурного поля педагога-психолога и др. В третьей части книги представлена примерная «Программа повышения квалификации педагогов-психологов» (см документ 8). 53 Глава 3. СРЕДНЕЕ ЗВЕНО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |