Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повышение квалификации работников психологической службы образования




Постоянно возрастающая востребованность психологов со стороны педагогической практики, с одной стороны, ведет к чрезмерному количе­ственному увеличению подготавливаемых кадров в масштабах страны, с другой — таит опасность снижения их профессионального уровня.

Развитие и расширение поля деятельности практических психологов требует новых подходов не только к их профессиональной вузовской подготовке, но и к системе повышения квалификации.

Психологический отдел Департамента образования, взаимодейст­вуя с психолого-педагогическими вузами города, психологическими институтами и факультетами, утверждает программы повышения ква­лификации практических психологов, уделяя при этом первостепенное внимание работе с молодыми кадрами.

Программа повышения квалификации должна предусматривать изменение стратегии психологической подготовки специалиста: из преимущественно ученической стратегии в стратегию самообразо­вательную, что способствует переосмыслению ценностей и смыслов профессиональной деятельности, дальнейшему развитию профес­сионального самоопределения практического психолога. Сущность такого самоопределения состоит в нахождении все более глубоких и обоснованных смыслов в сфере профессиональной деятельности и осознания способов ее реализации

К сожалению, современное высшее образование в области практи­ческой психологии не всегда обеспечивает в должной мере формиро­вание у будущего специалиста психологической и профессиональной

52

готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Это вызывает необходимость организации поствузовского этапа профес­сиональной подготовки в рамках повышения квалификации, который целесообразно организовывать непосредственно в адаптационный период работы психолога в учреждении образования, когда он толь­ко приступает к самостоятельной работе. В программах повышения квалификации для молодых специалистов должно быть предусмот­рено восполнение пробелов в профессиональных знаниях, в разви­тии общей и психологической культуры, в формировании профес­сионально-личностных особенностей специалистов. Желательно, чтобы на курсах повышения квалификации работа по осознанию и углублению профессиональной деятельности проводилась в форме взаимодействия коллег: преподавателей вуза, опытных практических психологов высшего разряда (наставников), начинающих практиче­ских психологов

Программа повышения квалификации для молодых специалистов может включать решение таких задач:

• формирование у слушателей четких представлений о целях, зада­чах и содержании своей профессиональной деятельности, о своих функциональных обязанностях и границах своей профессиональ­ной компетенции,

• укрепление в сознании слушателей научно обоснованных взаи­мосвязей теоретических и практических основ профессиональной деятельности,

• развитие способности анализировать и интерпретировать эмпи­рический материал, полученный в ходе наблюдений, бесед, диаг­ностического обследования и пр.;

• выработку умения профессионально вести беседу и диалог как основу всякого сотрудничества;

• развитие профессионального чувства ответственности за диагноз, рекомендации, за реализацию этих рекомендаций в работе с чело­веком любого возраста, за последствия своих рекомендаций;

• развитие способности видеть психологическую проблему и нахо­дить адекватные' для ее разрешения способы профессиональной деятельности;

• расширение профессионального и личностного культурного поля педагога-психолога и др.

В третьей части книги представлена примерная «Программа повы­шения квалификации педагогов-психологов» (см документ 8).

53

Глава 3. СРЕДНЕЕ ЗВЕНО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...