Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ




В деятельности психологической службы можно выделить три направления — актуальное, пропедевтическое (профилактическое) и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формиро­вании личности. В настоящее время в детских садах, школах, гимнази­ях, лицеях и других образовательных учреждениях много таких про­блем, поэтому конкретная помощь детям, школьникам, воспитателям,

32

учителям, родителям — существенная задача службы сегодняшнего дня.

Пропедевтическое направление— чрезвычайно важное направле­ние деятельности психологической службы. Оно заключается в том, что психолог на основе профессиональных знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психиче­ском и личностном развитии ребенка, по созданию психолого-педаго­гических условий, максимально благоприятных для этого развития. Основная сложность этой работы — в психологической неготовности педагогического коллектива, родителей, общества в целом к пониманию ее необходимости. Почему это происходит? В семье, в детском саду, в школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с группами и классами, и со взрослыми, а тут психологи говорят о каких-то трудно­стях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, — думают родители, воспитатели, учителя, общество, — нам бы с имеющимися трудностями справиться».

Однако психологическая служба не сможет развиваться и прино­сить ощутимую пользу образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Работники психологической службы всех уровней должны уметь предусматривать, предупреждать возмож­ность появления этих проблем и проводить работу в том направле­нии, чтобы они не возникали или возникали не в таком угрожающем количестве.

Перспективное направлениенацелено на развитие индивидуально­сти каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность — это психо­логическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это на­правление реализует теоретическое положение о богатстве возможно­стей развития личности ребенка и ориентировано на своевременное и полноценное психическое и личностное его развитие. Здесь в центре профессионального внимания психолога — развитие способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.

Эти три направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, проводит психопрофилактический ана­лиз условий обучения и воспитания детей в образовательном учрежде­нии, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям

33

Достижение главной цели психологической службы образования — психологического здоровья детей — связано, прежде всего, с реализаци­ей и взаимодействием всех направлений ее деятельности. Кроме того, эта цель может быть достигнута только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах его жизни, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста (младшего), и взрослых, работающих с деть­ми другого возраста (более старшего). Переходные периоды в системе непрерывного образования (с одной образовательной ступеньки на по­следующую) особенно остро нуждаются в теснейшем взаимодействии всех направлений деятельности психологической службы.

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на по­следующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить дополнительную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работа­ющих с детьми разного возраста, составляет основу профилактиче­ского и перспективного направлений деятельности психологической службы. Взаимодействие этих направлений, по существу, защищает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и личностное развитие.

В лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО разработана примерная, «идеаль­ная» модель развития современного человека на этапах дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности. Быть может, она будет полезна для реализации психологами идеи преемственности в недрах психологической службы образования.

Авторы исходят из представления о том, что «идеальная» модель развития современного человека характеризуется психологическими новообразованиями, наиболее значимыми для каждого возрастного периода.

Дошкольное детство.Здесь происходят

• формирование игровой деятельности совместных игр со сверстни­ками, режиссерской и ролевой игры, игры по правилам,

• развитие произвольности, способности подчинять свое поведение определенным задачам, правилам и требованиям,

• формирование наглядно-образного, наглядно-схематического мыш­ления,

34

• развитие элементарных форм словесно-логического мышления;

• развитие воображения, фантазии;

• обогащение конкретно-чувственного опыта;

• развитие эмоциональной сферы: формирование механизма эмоцио­нального предвосхищения, развитие на этой основе эмоциональной регуляции действий;

• развитие эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию;

• формирование индивидуальной мотивационной системы ребенка, мотивационной иерархии, выделение доминирующих мотивов;

• высокая самооценка как отражение принятия со стороны взрослых;

• возникновение «первичных» моральных инстанций, представлений о добре и зле, чувства стыда.

Переход от дошкольного к школьному возрасту.Важнейшим ново­образованием этого этапа и вместе с тем итогом дошкольного периода развития следует считать сформированность психологической готовно­сти к школьному обучению, понимаемой как достижение необходимого и достаточного уровня психического развития ребенка для успешного развития в ходе школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется развитостью следующих психологических образований:

• интеллектуальное развитие: дифференцированное восприятие; кон­центрация внимания, способность постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания;

• тонкая моторика руки, сенсомоторная координация «глаз-рука»;

• «внутренняя позиция школьника», «социальное Я»;

• мотивация учения;

• внеситуативно-личностное общение со взрослым, формирование отношения к взрослому как к учителю;

• произвольность: умение сознательно подчинять свои действия требованиям, правилам, ориентироваться на заданную систему требований; слушать и точно выполнять задания, даваемые в устной форме, действовать по образцу;

• умение общаться со сверстниками, навыки сотрудничества, товарищеских отношений.

Младший школьный возраст. Переход из начальной в среднюю школу.К моменту окончания начальной школы у учащегося должны быть сформированы следующие психологические образования:

• основные элементы учебной деятельности;

• необходимые учебные умения и навыки, умение учиться;

• мотивация компетентности;

• трудолюбие;

• уверенность в себе, в собственных способностях и возможностях;

35

• представление о собственных склонностях, способностях;

• широкий круг интересов;

• произвольность психических процессов — восприятия, памяти, мышления, внимания;

• произвольность поведения, развитие навыков самоконтроля, само­организации и саморегуляции;

• дифференцированная, адекватная самооценка в деятельности;

• усвоение социальных норм, критериев нравственного развития;

• развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

• укрепление моральных чувств, развитых форм сочувствия и сопе­реживания другим людям.

Подростковый возраст. Переход от подросткового к юношескому возрасту.К окончанию средних классов школы у подростков отмечается развитие следующих образований:

• полноценного общения со сверстниками, средств и способов этого общения, интереса к другому человеку как к личности;

• чувства взрослости, адекватных форм и способов утверждения са­мостоятельности, развития;

• теоретического, дискурсивного мышления, самостоятельности мыш­ления, гипотетико-дедуктивных процессов;

• рефлексии;

• интеллектуальной активности, любознательности;

• логической памяти;

• избирательного, устойчивого внимания;

• самосознания, «Я-концепции»: стремление понять себя, свои спо­собности и возможности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость;

• широкого спектра способностей и интересов, выделение устойчи­вых интересов;

волевых процессов, способов достижения цели;

• саморегуляции поведения, эмоциональных состояний;

• позитивного и адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося;

• форм и способов группового общения.

Ранний юношеский возраст. Окончание школы.Основное новообразо­вание, которое должно быть сформировано к окончанию школы — психо­логическая готовность к личностному и профессиональному, жизненному самоопределению, что подразумевает сформированность следующих психологических образований:

• общих способов теоретического мышления, рефлексии;

• устойчивой системы ценностных ориентации, моральных убеждений как критериев собственного поведения, жизненной философии;

36

· чувства собственного достоинства; личностной целостности, лично­стной определенности (идентичности);

· психосексуальной идентичности — осознание себя и самоощущение как достойного представителя определенного пола; профессионального самоопределения — самостоятельного и независимого определения жизненных целей, выбора будущей профессии; готовность к браку и семейной жизни, социальная готовность и на­личие знаний, необходимых для решения задач, связанных с браком и семьей,

· новых форм и способов дружеского избирательного общения со сверстниками своего и противоположного пола, способности к самоконтролю и стремления к самовоспитанию; потребности в повышении своего культурного уровня, в непрерывном образовании;

· средств и способов самостоятельно приобретать знания, приемы и способы самостоятельной работы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 497.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...