Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В деятельности психологической службы можно выделить три направления — актуальное, пропедевтическое (профилактическое) и перспективное. Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, школьникам, воспитателям, 32 учителям, родителям — существенная задача службы сегодняшнего дня. Пропедевтическое направление— чрезвычайно важное направление деятельности психологической службы. Оно заключается в том, что психолог на основе профессиональных знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития. Основная сложность этой работы — в психологической неготовности педагогического коллектива, родителей, общества в целом к пониманию ее необходимости. Почему это происходит? В семье, в детском саду, в школе столько явных проблем и с отдельными детьми, и с группами и классами, и со взрослыми, а тут психологи говорят о каких-то трудностях, которые еще только могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли не возникнут, — думают родители, воспитатели, учителя, общество, — нам бы с имеющимися трудностями справиться». Однако психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу образованию, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Работники психологической службы всех уровней должны уметь предусматривать, предупреждать возможность появления этих проблем и проводить работу в том направлении, чтобы они не возникали или возникали не в таком угрожающем количестве. Перспективное направлениенацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности ребенка и ориентировано на своевременное и полноценное психическое и личностное его развитие. Здесь в центре профессионального внимания психолога — развитие способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку. Эти три направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, проводит психопрофилактический анализ условий обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям 33 Достижение главной цели психологической службы образования — психологического здоровья детей — связано, прежде всего, с реализацией и взаимодействием всех направлений ее деятельности. Кроме того, эта цель может быть достигнута только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах его жизни, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста (младшего), и взрослых, работающих с детьми другого возраста (более старшего). Переходные периоды в системе непрерывного образования (с одной образовательной ступеньки на последующую) особенно остро нуждаются в теснейшем взаимодействии всех направлений деятельности психологической службы. При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить дополнительную развивающую работу. Поэтому именно взаимодействие специалистов-психологов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу профилактического и перспективного направлений деятельности психологической службы. Взаимодействие этих направлений, по существу, защищает (обеспечивает) право каждого родившегося человека на полноценное психическое и личностное развитие. В лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО разработана примерная, «идеальная» модель развития современного человека на этапах дошкольного и школьного детства, отрочества, ранней юности. Быть может, она будет полезна для реализации психологами идеи преемственности в недрах психологической службы образования. Авторы исходят из представления о том, что «идеальная» модель развития современного человека характеризуется психологическими новообразованиями, наиболее значимыми для каждого возрастного периода. Дошкольное детство.Здесь происходят • формирование игровой деятельности совместных игр со сверстниками, режиссерской и ролевой игры, игры по правилам, • развитие произвольности, способности подчинять свое поведение определенным задачам, правилам и требованиям, • формирование наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, 34 • развитие элементарных форм словесно-логического мышления; • развитие воображения, фантазии; • обогащение конкретно-чувственного опыта; • развитие эмоциональной сферы: формирование механизма эмоционального предвосхищения, развитие на этой основе эмоциональной регуляции действий; • развитие эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию; • формирование индивидуальной мотивационной системы ребенка, мотивационной иерархии, выделение доминирующих мотивов; • высокая самооценка как отражение принятия со стороны взрослых; • возникновение «первичных» моральных инстанций, представлений о добре и зле, чувства стыда. Переход от дошкольного к школьному возрасту.Важнейшим новообразованием этого этапа и вместе с тем итогом дошкольного периода развития следует считать сформированность психологической готовности к школьному обучению, понимаемой как достижение необходимого и достаточного уровня психического развития ребенка для успешного развития в ходе школьного обучения. Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется развитостью следующих психологических образований: • интеллектуальное развитие: дифференцированное восприятие; концентрация внимания, способность постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; • тонкая моторика руки, сенсомоторная координация «глаз-рука»; • «внутренняя позиция школьника», «социальное Я»; • мотивация учения; • внеситуативно-личностное общение со взрослым, формирование отношения к взрослому как к учителю; • произвольность: умение сознательно подчинять свои действия требованиям, правилам, ориентироваться на заданную систему требований; слушать и точно выполнять задания, даваемые в устной форме, действовать по образцу; • умение общаться со сверстниками, навыки сотрудничества, товарищеских отношений. Младший школьный возраст. Переход из начальной в среднюю школу.К моменту окончания начальной школы у учащегося должны быть сформированы следующие психологические образования: • основные элементы учебной деятельности; • необходимые учебные умения и навыки, умение учиться; • мотивация компетентности; • трудолюбие; • уверенность в себе, в собственных способностях и возможностях; 35 • представление о собственных склонностях, способностях; • широкий круг интересов; • произвольность психических процессов — восприятия, памяти, мышления, внимания; • произвольность поведения, развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; • дифференцированная, адекватная самооценка в деятельности; • усвоение социальных норм, критериев нравственного развития; • развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов; • укрепление моральных чувств, развитых форм сочувствия и сопереживания другим людям. Подростковый возраст. Переход от подросткового к юношескому возрасту.К окончанию средних классов школы у подростков отмечается развитие следующих образований: • полноценного общения со сверстниками, средств и способов этого общения, интереса к другому человеку как к личности; • чувства взрослости, адекватных форм и способов утверждения самостоятельности, развития; • теоретического, дискурсивного мышления, самостоятельности мышления, гипотетико-дедуктивных процессов; • рефлексии; • интеллектуальной активности, любознательности; • логической памяти; • избирательного, устойчивого внимания; • самосознания, «Я-концепции»: стремление понять себя, свои способности и возможности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость; • широкого спектра способностей и интересов, выделение устойчивых интересов; • волевых процессов, способов достижения цели; • саморегуляции поведения, эмоциональных состояний; • позитивного и адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося; • форм и способов группового общения. Ранний юношеский возраст. Окончание школы.Основное новообразование, которое должно быть сформировано к окончанию школы — психологическая готовность к личностному и профессиональному, жизненному самоопределению, что подразумевает сформированность следующих психологических образований: • общих способов теоретического мышления, рефлексии; • устойчивой системы ценностных ориентации, моральных убеждений как критериев собственного поведения, жизненной философии; 36 · чувства собственного достоинства; личностной целостности, личностной определенности (идентичности); · психосексуальной идентичности — осознание себя и самоощущение как достойного представителя определенного пола; профессионального самоопределения — самостоятельного и независимого определения жизненных целей, выбора будущей профессии; готовность к браку и семейной жизни, социальная готовность и наличие знаний, необходимых для решения задач, связанных с браком и семьей, · новых форм и способов дружеского избирательного общения со сверстниками своего и противоположного пола, способности к самоконтролю и стремления к самовоспитанию; потребности в повышении своего культурного уровня, в непрерывном образовании; · средств и способов самостоятельно приобретать знания, приемы и способы самостоятельной работы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 497. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |