Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примеры тестов контроля исходного уровня знаний




Вид 1. Для каждого вопроса выберите правильный ответ (ответы):

1.1. Коферментом глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы является:

а) биотин

б) ТДФ

в) ФАД

г) НАД+

д) НАДФ+

1.2. Ферменты, катализирующие необратимые реакции гликолиза: …

а) гексокиназа

б) альдолаза

в) фосфофруктокиназа

г) енолаза

д) пируваткиназа

 

1.3. Реакцию гликолиза

глицероальдегид-3-фосфат→1,3-дифосфоглицерат

катализирует фермент:

а) пируваткиназа

б) фосфоглицеромутаза

в) триозофосфатизомераза

г) фосфоглицераткиназа

д) глицеральдегидфосфатдегидрогеназа

 

Вид 2. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите соответствующий ответ, обозначенный буквенным индексом. Один и тот же ответ может быть использован несколько раз.

2.1. Для каждого фермента найдите соответствующие реакции:

1. фосфофруктокиназа               

2. гексокиназа

3. фосфогексоизомераза

4. фосфоглюкомутаза

5. глюкокиназа

А. фруктозо-1,6-дифосфат → ГАФ + ДОАФ                                

Б. глюкоза + АТФ → глюкозо-6-фосфат + АДФ  

В. фруктозо-6-фосфат + АТФ → фруктозо-1,6-дифосфат + АДФ    

Г. глюкозо-6-фосфат → глюкозо-1-фосфат

Д. глюкозо-6-фосфат + Н2О → глюкоза + Н3РО4                  

Е. глюкозо-6-фосфат → фруктозо-6-фосфат

Ж. фруктоза + АТФ → фруктозо-6-фосфат + АДФ  

 

2.2. Установите соответствие:

1. продукт анаэробного гликолиза                       А. аланин

2.энергетическая эффективность                         Б. лактат

анаэробного гликолиза на 1 моль D- глюкозы    В. глицерол

3. энергетическая эффективность                         Г. пируват

аэробного гликолиза на 1 моль D- глюкозы        Д. 36 моль АТФ

4. субстрат глюконеогенеза                                   Е. 38 моль АТФ

                                                                                  Ж 2 моля АТФ

 

Вид 3. Для каждого вопроса выберите сочетание правильных ответов.

3.1. Гипогликемическое действие оказывают:

1. тироксин

2. инсулин

3. соматотропин

4. эстрадиол

5. глюкагон

6. адреналин

7. тестостерон

 

3.2. Фруктозо-2,6-бифосфат в печени является … .

1. аллостерическим активатором фосфофруктокиназы

2. аллостерическим ингибитором фосфофруктокиназы

3. аллостерическим ингибитором фруктозодифосфатазы

4. аллостерическим активатором фруктозодифосфатазы

 

3.3. К тканям, в которых наиболее интенсивно протекает пентозофосфатный путь окисления глюкозы, относятся:

1. жировая ткань

2. печень

3. кора надпочечников

4. молочная железа в период лактации

5. эмбриональная ткань

 

3.4. Основное значение (роль) апотомического окисления глюкозы:

1. снабжение субстратом глюконеогенеза

2. синтез пентозофосфатов

3. образование лактата

4. образование НАДФН

5. синтез ацетил-КоА

 

3.5. Фосфорилирование  остатков  серина  в  каждой  из  субъединиц  бифункционального  фермента  под  действием протеинкиназы А приводит к … .

1. снижению киназной активности

2. повышению киназной активности

3. повышению бисфосфатазной активности

4. снижению бисфосфатазной активности

 

Вид 4. Для каждого вопроса определите:

1) верно или неверно каждое из приведенных утверждений; 2) если верны оба утверждения, имеется ли между ними причинная зависимость.

4.1. Пируват в процессе глюконеогенеза транспортируется в митохондрии и там карбоксилируется в оксалоацетат, потому что пируваткарбоксилаза содержится в митохондрии.

 

4.2. Фосфофруктокиназа ингибируется АМФ, потому что этот фермент катализирует наиболее медленную из всех реакций гликолиза.

Примеры ситуационных задач

Задача 1. Девочке в возрасте 5 лет необходимо было определить уровень глюкозы в крови для выявления сахарного диабета. Девочка перед проведением пробы в лаборатории очень волновалась, плакала. Содержание глюкозы в крови оказалось равным 7,0 ммоль/л. Можно ли утверждать после такого исследования, что у ребенка сахарный диабет?

Задача 2. У человека в первые минуты при выполнении интенсивной физической нагрузки сердечно-сосудистая и дыхательные системы не удовлетворяют резко возросшую потребность мышц в кислороде, но уже через 3-5 мин объем доставляемого в мышцы с кровью кислорода увеличивается приблизительно в 20 раз. Напишите суммарное уравнение процесса обмена глюкозы, обеспечивающего энергией основное время работы мышц бегуна на дистанции 5 км. Из специфического пути катаболизма глюкозы выпишите реакцию, в которой восстанавливается НАД+  и укажите механизм переноса водорода в митохондриальную дыхательную цепь.

Эталоны ответов на тесты

Вид 1. 1.1.- д, 1.2.- а, в, д, 1.3. – д.

Вид 2. 2.1. 1-В, 2-Б, Ж, 3-Е, 4-Г, 5-Б; 2.2. 1-Б, 2-Ж, 3-Д, Е, 4-А, Б, В, Г. 

Вид 3. 3.1.- 2, 4; 3.2.- 1, 3; 3.3.- 1, 2, 3, 4, 5; 3.4 - 2, 4; 3.5.- 1, 3.

Вид 4. 4.1.- А (+, +, +); 4.2. D (-, +, -).

 

Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача 1.Ставить диагноз «сахарный диабет» только на основании результата проведенного исследования нельзя. Содержание глюкозы в крови может повыситься и как следствие стресс-реакции, для которой характерно увеличение уровня адреналина в крови и тканях, активирующего расщепление гликогена.

Задача 2. Процесс обмена глюкозы, обеспечивающего энергией основное время работы мышц бегуна на дистанции 5 км, - аэробное дихотомическое окисление глюкозы (аэробный гликолиз). Суммарное уравнение этого процесса:

Глюкоза + 6 О2 → 6 СО2 + 6 Н2О + 36 (38) АТФ.

Реакция гликолиза, в которой восстанавливается НАД+:

Глицероальдегид-3-фосфат + НАД+ + Н3РО4 ↔ 1,3-дифосфоглицерат +                          

                                                                             + НАДН+Н+.

Перенос водорода от НАДН из цитоплазмы в митохондриальную дыхательную цепь через мембрану митохондрий осуществляется с помощью челночных механизмов: глицерофосфатного и малат-аспартатного.

Занятие № 3. Зачетное занятие по модулю «Структура и обмен углеводов».

Цель занятия. Закрепить знания основных этапов метаболических превращений углеводов, регуляции их обмена. Выявить степень усвоения студентами данного раздела биохимии.

Содержание занятия.На занятии студентам предстоит тест-контроль усвоения учебного материала на компьютере. При написании контрольной работы и собеседовании студент должен показать знание парциальных реакций различных этапов обмена углеводов, клеточные и нейрогуморальные механизмы регуляции углеводного обмена и умение логически их интерпретировать.

 

Методические указания к самоподготовке

При подготовке к занятию еще раз проработайте материал, отвечая на поставленные ниже контрольные вопросы. Этот раздел биологической химии является одним из важнейших для вашего дальнейшего медицинского образования. Он совершенно необходим для усвоения большого круга вопросов по патологической физиологии, гигиены питания, терапии, хирургии, эндокринологии и др. При изучении материала обратите особое внимание на знание не только химизма тех или иных метаболических путей, но и на понимание их сущности, биологического значения, энергетическую ценность этих превращений. При повторении лабораторных работ акцентируйте внимание на знания принципа метода, этапов работы, количественную характеристику и диагностическую ценность определения тех или иных соединений в клинической практике.

Контрольные вопросы

1.  Структура и свойства основных пищевых углеводов. Биологическая роль углеводов в организме человека.

2.  Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Ферменты, особенности их действия.

3.  Особенности всасывания углеводов. Превращения глюкозы в процессе ее всасывания.

4.  Качественное и количественное определение активности амилазы. Нормы активности и диагностическая ценность определения амилазы крови и мочи.

5.  Основные пути тканевых превращений глюкозы.

6.  Гликоген. Структура, содержание в отдельных тканях, биологическая роль.

7.  Гликогенез. Основные этапы и ферменты гликогенеза.

8.  Распад гликогена в тканях. Пути распада, ферменты распада гликогена.

9.  Нейро-гуморальная регуляция обмена гликогена в печени: молекулярные механизмы действия глюкагона, адреналина и инсулина.

10. Гликогенозы. Общее понятие. Краткая характеристика болезни Гирке, лимитдекстриноза, болезни Мак-Ардля, генерализованного гликогеноза, агликогеноза.

11. Сахар крови. Методы его определения и нормы содержания в зависимости от метода определения. Понятие о сахарной кривой. Диагностическая ценность определения сахара крови и построения сахарной кривой.

12. Нейро-гуморальные механизмы поддержания уровня сахара крови. Гипергликемические и гипогликемические гормоны. Почечный порог для глюкозы.

13. Общая характеристика путей окисления глюкозы в клетке, их взаимосвязь и биологическое значение.

14. Анаэробный дихотомический путь распада глюкозы - гликолиз. Последовательность реакций, ферменты, химизм и обратимость отдельных этапов гликолиза.

15. Энергетическая ценность и биологическое значение гликолиза. Ключевые ферменты, регуляция их активности.

16. Гликогенолиз. Энергетическая ценность гликогенолиза.

17. Спиртовое брожение. Последовательность реакций, ферменты отдельных этапов и их химизм. Конечные продукты окисления и энергетическая ценность спиртового брожения.

18. Аэробный дихотомический путь распада глюкозы. Основные фазы этого пути. Представить схематически аэробное дихотомическое расщепление глюкозы.

19. Понятие о челночных механизмах переноса восстановительных эквивалентов через митохондриальные мембраны. Химизм и биологический смысл глицерофосфатного челночного механизма.

20. Энергетическая ценность аэробного дихотомического окисления глюкозы. Сходство и различия аэробного и анаэробного путей распада глюкозы. Соотношение этих путей в тканях. Эффект Пастера.

21. Судьба молочной кислоты. Пути ее использования. Цикл Кори.

22. Глюконеогенез. Ключевые ферменты глюконеогенеза. Химизм ключевых реакций глюконеогенеза.

23. Напишите схематически глюконеогенез из некоторых аминокислот, глицерина, молочной кислоты. Каково биологической значение глюконеогенеза?

24. Энергетические расходы при глюконеогенезе. В каких тканях протекает глюконеогенез?

25. Гормональная регуляция дихотомического окисления углеводов и гликогенеза. Действие инсулина, адреналина, глюкокортикоидов.

26. Апотомический путь окисления глюкозы. Основные этапы этого пути. Химизм и ферменты окислительного этапа.

27. Схема неокислительного этапа превращений пентоз в апотомическом окислении глюкозы.

28. Ключевые ферменты пентозофосфатного пути окисления глюкозы. Биологическая роль этого пути метаболизма. Основные механизмы регуляции этого пути метаболитами (глюкозо-6-фосфатом) и гормонами (инсулин, адреналин, норадреналин).

29. Особенности тканевых превращений фруктозы, галактозы. Основные причины развития фруктозурии и галактоземии.

30. Регуляция обмена углеводов и механизмы действия на обмен углеводов адреналина, глюкагона, глюкокортикоидов, соматотропина, инсулина.

 

Примеры тест-контроля

1. Галактоза образуется при переваривании:

1) мальтозы

2) лактозы

3) крахмала

4) сахарозы

5) изомальтозы

2. Пути использования глюкозы в клетке:

1) превращается в другие углеводы

2) депонируется в виде гликогена

3) используется как основной источник энергии

4) превращается в жиры при избыточном поступлении

5) используется для синтеза нуклеотидов

 

3. Транспорт глюкозы в клетки мозга происходит

1) независимо от инсулина

2) с участием ГЛЮТ-4

3) по градиенту концентраций

4) по механизму симпорта

5)с затратой энергии АТФ

 

4. Гликогенсинтетаза:

1) катализирует образование a-1,4-гликозидный связей между остатками глюкозы

2) катализирует необратимую реакцию

3) в качестве субстрата использует УДФ-глюкозу

4) катализирует образование связей в точках разветвления молекулы гликогена

5) активна в дефосфорилированной форме

 

5. Аллостерический активатор фосфорилазы в в клетках мышц

1) АМФ

2) АДФ

3) АТФ

4) НАД+

5) НАДН

 

6. Аллостерические ингибиторы глюконеогенеза:

1) АМФ

2) АДФ

3) АТФ

4) фруктозо-1,6-бифосфат

5) фруктозо-2,6-бифосфат

 

7. В ходе гликолиза в эритроцитах протекает реакция:

1) ГАФ→ДОАФ

2) пируват→ФЕП

3) глюкозо-6-фосфат→глюкозо-1-фосфат

4) глицероальдегид-3-фосфат→1,3-дифосфоглицерат

5) оксалоацетат→малат

 

8. Фермент лактатдегидрогеназа

1) катализирует восстановление пирувата в цитозоле

2) катализирует необратимую реакцию

3) имеет органоспецифические изоформы

4) катализирует регуляторную реакцию

5) используется в диагностике заболеваний

 

9. Отличительными особенностями глюкокиназы по сравнению с гексокиназой являются … .

1) высокое значение Км для глюкозы

2) низкое значение Км для глюкозы

3) высокая активность в печени

4) низкая активность в печени

5) ингибируется глюкозо-6-фосфатом

6) не ингибируется глюкозо-6-фосфатом

 

Эталоны ответов на тесты

1.- 2;  2.– 1, 2, 3, 4, 5;  3.- 1,3;   4.- 1, 2, 3, 5;  5.- 1;   6.- 1, 2, 5;   7- 4;  8.- 1, 3, 5;   9. - 1, 3, 6.

 

Модуль 4. «Структура и обмен липидов»

 

Модуль включает следующие темы занятий:

1. Строение, биологическая роль и обмен нейтрального жира (триглицеридов).

2. Обмен холестерина и сложных липидов. Регуляция обмена липидов.

3. Зачетное занятие по модулю.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...