Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция межорганизационных систем




Глобализация экономики, интеграция мировых рынков, исчезновение торговых и инвестиционных барьеров вызвали бурный рост электронного бизнеса и электронной коммерции. Однако, само понятие электронной коммерции не является новым.

В 1966 г. Феликс Кауфман (Felix Kaufman) в статье в Harvard Business Review[15] призывал управляющих научиться выходить за рамки своих организаций, используя возможности межорганизационных систем (МОС), основанных на сети компьютеров, установленных в разных организациях и позволяющих компаниям осуществлять совместную обработку общей информации. Это предвидение стало реальностью. Так, управляющий по продажам в корпорации American Hospital Supply Corporation (AHSC) одним из первых создал систему, предоставляющую компании возможность обмениваться информацией о заказах со своими потребителями. Другой управляющий в компании American Airlines предложил крупным транспортным агентствам установить терминалы по предварительному заказу билетов. Из этих предпринимательских идей выросли два стратегических приложения ИТ, которые изменили лицо сразу двух отраслей.

< В 1965 году Ларри Робертс, исследователь из лаборатории Линкольна в Массачусетском техно­логическом институте впервые организовал обмен пакетами данных между двумя компью­терами. Четырьмя годами позднее появилась сеть с коммутацией пакетов Arpanet. За короткое время были разработаны средства для передачи файлов данных, электронной почты и дистанционного входа в систему. В 1973 году Винтон Серф предложил объединить Arpanet с двумя другими государственными сетями. Так родилась сеть Internet[16].

Сегодня МОС позволяют предприятиям включать в схемы важнейших процессов своего бизнеса покупателей, поставщиков и партнеров, и, тем самым, повышать качество продукции, скорость и гибкость обслуживания потребителей. При этом могут создаваться различные каналы распределения и производиться новые продукты и услуги, базирующиеся на информации. Кроме того, многие МОС радикально меняют баланс власти в отношениях покупателей и поставщиков, увеличивают барьеры на вход/выход в отрасль и часто влияют на конкурентные позиции ее участников.

Электронные сетевые технологии изменяют способы ведения бизнеса. Благодаря бурному развитию и широкомасштабному распространению современных электронных способов обмена информацией, ИТ стали основным направлением повышения эффективности бизнес-процессов на предприятии (сбыта продукции, поставки ресурсов, обмена документами, маркетинговой деятельности, отношений с клиентами, управления производственными и транспортно-складскими ресурсами и т.д.). Происходит становление нового способа, новой стратегии ведения бизнеса, который получил название «электронный бизнес».

Электронным бизнесом называется любая коммерческая деятельность компании, осуществляемая с помощью современных информационных сетевых технологий и использующая те возможности рынка, которые возникают в результате появления новых правил сетевой экономики.

Электронный бизнес выступает как результат новых качественных изменений, связанных с внедрением информационных технологий в традиционно существующий бизнес. По своей сути идея электронного бизнеса является логичным развитием идеи автоматизации и компьютеризации. Системы электронного бизнеса расширяют область применимости компьютерных систем: автоматизируются не только внутренние процессы компании, но и внешние процессы (отношения с партнерами, сбыт продукции и другие).

Как и традиционный, электронный бизнес требует комплексного подхода, включающего планирование и управление. Ядро электронного бизнеса составляет программное и аппаратное обеспечение, сети и каналы связи.

Полнофункциональная система электронного бизнеса — это сложный интегрированный комплекс, включающий широкий спектр различных по своей природе компонентов.

В систему поддержки электронного бизнеса входят:

• подсистемы обмена информацией (например, электронная почта, приложения мгновенной передачи сообщений и др.);

• подсистемы электронного документооборота;

• подсистемы управления ресурсами компании (материальными, финансовыми, трудовыми);

• подсистемы глобального поиска данных, сбора и совместного использования знаний;

• подсистемы электронной коммерции (e-commerce) для организации продаж и закупок;

• подсистемы взаимодействия с клиентами и партнерами и др.

Электронный бизнес обладает радом несомненных преимуществ, помогающих решить многие проблемы современного бизнеса:

• обеспечение круглосуточной бесперебойной работы;

• обмен информацией с любой точкой мира, где имеются средства современной связи;

• автоматизацию бизнес-процессов компании;

• оптимизацию взаимоотношений с поставщиками, дилерами, партнерами;

• возможность осуществления платежей через Интернет;

• реализацию платежей по бартерным и клиринговым схемам;

• возможность передачи без ущерба бизнесу части бизнес-процессов на аутсор­синг и др.

Составной частью электронного бизнеса выступает электронная коммерция (е‑commerce), осуществляющая операции по реализации товаров и услуг предприятия через компьютерную сеть.

На сегодняшний день наиболее распространенной формой электронной коммерции является организация торговли и обслуживания через Интернет. Говоря иными словами, электронная коммерция по своей сути есть торговля, основанная на современных компьютерных технологиях.

Электронная торговля, как и классическая торговля имеет как минимум три уровня:

В2С (Business-to-Customers) —модель бизнес-потребитель, соответствующая уровню розничной торговли. На этом уровне сторонами сделки являются торгующая организация и конечный потребитель (как правило, частное лицо). Таким образом, под В2С понимают Интернет-проекты, адресованные конечным потребителям.

В2В (Business-to-Business) — модель бизнес-бизнес, соответствующая уровню оптовой торговли. Здесь сторонами сделки всегда являются две организации. В2В включает в себя все уровни электронного взаимодействия на уровне компаний с использованием специальных технологий и стандартов электронного обмена данными. Через виртуальные площадки В2В предприятия и компании получают возможность обмениваться информацией, находить новых партнеров и поставщиков и проводить торговые операции.

В2А (Business-to-administration) — модель бизнес-администрация (имеются в виду отношения предприятия с государственными и правительственными организациями).

Аналитики предсказывают быстрый рост рынка электронных торгов. К 2010 году доля электронной торговли возрастет до 70% объема мировой торговли. Лидирующее положение в экономике займут страны и фирмы, активно внедряющие и использующие уже сегодня системы электронной коммерции и преимущества, связанные с этим направлением развития внешнеэкономической деятельности.

Компании США и стремящиеся сократить разрыв компании Западной Европы активно используют электронную коммерцию и получают экономию в затратах на реализацию и приобретение сырья, продукции, комплектующих изделий, технологического оборудования. Например, компания Форд в 1998 году сэкономила 26% затрат на материально-техническом обеспечении, используя систему электронной торговли, Бритиш Петролеум — 22%. По прогнозу исследовательской фирмы Gartner Group (Стэнфорд, шт. Коннектикут), к 2004 году мировой оборот системы В2В в этой сфере должен составить 7,29 трлн. долларов США[17].

Внедрение аналогичных систем на российский рынок в настоящее время сталкивается с большими трудностями. Предприятия отказываются принимать участие в электронных торгах даже на самых выгодных условиях или пользуются услугами такого рода в самой примитивной форме. Например, сегодня в России около тысячи организаций, связанных с производством и торговлей продукцией металлургии, разместили информацию о себе в Интернете. Однако, большинство этих сайтов находится в неудовлетворительном состоянии — информация не обновляется в течение многих месяцев. Лишь 8% предприятий имеют Прайс-листы, давность которых не превышает неделю. Сайты выполнены на низком профессиональном уровне. Многие компании воспринимают Интернет просто как рекламную площадку. В результате, процент покупателей (реальных заказчиков) очень мал. КПД сайта, в среднем, не превышает 0,15%, т.е. из 700 человек, посетивших сайт, лишь один становится клиентом[18].

В России сегодня наиболее активно внедряется электронная торговая система Word Wide Net {WWN, Лондон}, базирующаяся на ведущих технологиях в области электронной коммерции, отлично зарекомендовавших себя на наиболее «электронизированном» американском рынке. Использование ведущих мировых технологий позволяет обеспечивать системе необходимую гибкость и возможность предоставления широкого круга услуг в сочетании с максимальной степенью надежности и защиты.

Система WWN адаптирована к условиям Восточно-европейского рынка и рынка стран СНГ по торговле черными и цветными металлами, нефтепродуктами и газовым конденсатом, а также нефтехимическими и химическими продуктами. Деловыми партнерами WWN являются Price Water House Coopers, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Сити-банк, страховая компания «Альянс». Пользователями данной системы выступают многие ведущие компании мира — Бритиш Стил, Бритиш Петролеум, Шелл и другие.

В систему вводятся на контрактной основе в качестве пользователей все участники внешнеторговых сделок, а именно производители, торговые компании, покупатели, транспортные и страховые компании, а также банки. Системой WWN предусматривается полный цикл торговой сделки, начиная от поиска торгового партнера через электронный рынок, включая электронный обмен документацией в процессе проведения сделки и заканчивая предоставлением услуг по электронному аккредитиву. Кроме того, система дает возможность решать весь комплекс проблем, связанных с поставкой на предприятие сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих изделий и пр.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 499.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...