Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подразделения, в которых используются ИТ




Деятельность предприятия зависит от персонала, непосредственно использующего ИТ, в то время как за проектирование, создание и эксплуатацию ИС несут ответственность специалисты подразделений ИТ. Очевидно, что между этими двумя группами возникают трения.

Продавцы ИТ извлекают выгоду из этих конфликтов, занимаясь агрессивным маркетингом своих услуг, напрямую обращенным к пользователям, которые стремятся принимать решения относительно закупки новых перспективных ИТ. При этом они не вполне представляют себе, из каких критериев следует исходить при оценке систем, поскольку современные информационные технологии требуют специальных знаний. Поэтому права и ответственность специалистов в области ИТ и пользователей, касающиеся направлений развития информационных технологий на предприятии, постоянно пересматриваются. Ответственность за проведение таких изменений ложится на высшее руководство.

Верхнее звено управления

Основная задача верхнего звена управления заключается в том, чтобы обеспечивать оптимальное функционирование предприятия в целом. В области ИТ это означает ответственность высшего руководства за создание условий, при которых обеспечивается эффективное внедрение новых и использование уже имеющихся ИС. В частности, одной из наиболее сложных задач является управление отношениями между специалистами ИТ-подразделения и пользователями.

Проблемы внедрения ИТ

Для того, чтобы разработать разумную стратегию управления ИТ, необходимо учитывать основные проблемы, связанные с их внедрением.

Молодость ИТ

В своей современной форме ИТ существуют совсем недавно. Поэтому в отличие от таких дисциплин как управленческий учет, финансы, управление производством, которые уже имеют развитую теорию и длительную практику их применения, теория ИТ находится в стадии становления. В упомянутых дисциплинах за время их существования произошли существенные изменения, но эти изменения всегда были эволюционными, а не революционными. В отличие от них прогресс в области ИТ носит лавинообразный характер, и неудивительно, что «период полураспада» знаний в этой области очень короткий.

Непрерывное развитие ИТ

Как и все технологии, ИТ когда-нибудь достигнут зрелости, но до этого пока далеко. Поэтому практически для всех предприятий характерен значительный и непрерывный рост издержек, связанных с развитием ИТ.

Координация конечных пользователей ИТ

Специализированные подразделения ИТ имеют трудности во взаимодействии с пользователями. Это одна из основных проблем управления ИТ в течение многих лет. Хотя распространение новых технологий изменило форму диалога, проблемы технократичности и общедоступности остаются по-прежнему актуальными.

Любые специалисты используют профессиональную лексику. Специалисты в области ИТ для общения друг с другом употребляют специальные термины (типа «байт», «бит» и т.п.), понятные далеко не всем специалистам функциональных подразделений. В то же время пользователи имеют свой язык, совершенно другой, включающий такие слова как ликвидность, маржа и активы — термины, непонятные для специалистов в области информационных технологий. Конечно, постоянное развитие ИТ на предприятии помогает установлению связей между специалистами в области ИТ и конечными пользователями, но значительные сложности все же остаются. Даже новые подходы к интеграции ИТ и бизнеса не устранили эту проблему.

Специализация

Возросшая сложность современных информационных технологий вызвала необходимость специализации сотрудников подразделений ИТ в различных узких областях. По мере развития ИТ число специалистов, управляющих широкой областью разработки прикладных программ, подходов к систематизации данных, средств теле­коммуникаций, возрастает, что, в свою очередь, увеличивает сложность координации их усилий.

Изменение характера разрабатываемых приложений

Первые приложения ИТ были направлены на автоматизацию отдельных функциональных задач. Основное внимание уделялось структурированным проблемам, например таким, как обработка сделок, связанных с оплатой и выполнением заказов. Выгода от автоматизации поддавалась точному учету.

В настоящее время использование современных информационных технологий все более направлено на решение слабо структурированных проблем. Поэтому провести объективный анализ преимуществ применения ИТ чрезвычайно трудно. Часто решения основываются на таких суждениях специалистов, которые трудно выразить количественно. Хотя эти приложения создают потенциал для радикальной перестройки предприятий и отраслей, их внедрение весьма затруднительно.

К числу слабо структурированных относятся задачи принятия управленческих решений. Для обоснования эффективного выбора используются системы поддержки принятия решений. Примером такой системы является Экспертная система принятия решений (ЭСПР)[12], разработанная в ГУ-ВШЭ и включающая в себя 45 экономико-математических моделей, в т.ч. основанных на использовании принципов Большинства, Парето, Байеса, а также моделей, работающих в условиях полной неопределенности и в динамической постановке (см. Приложение к теме 1.2).

Завершая характеристику проблем в области разработки и применения ИТ, приведем перечень вопросов, которые руководители различных подразделений предприятия должны периодически задавать себе и своим подчиненным. Эти вопросы вытекают из предыдущего обсуждения и являются полезным его дополнением.

1. Соответствует ли стратегия развития предприятия возможностям подразделения ИТ и пользователей информационных технологий?

2. Способно ли предприятие выявлять, оценивать и внедрять новые информационные технологии?

3. Развито ли в должной мере стратегическое планирование ИТ, управленческий контроль и управление проектами?

4. Являются ли системы безопасности, приоритетов и контроля операций ИТ такими, какими они должны быть для полноценного выполнения своей роли?

5. Существуют ли организационная структура и координирующие механизмы, гарантирующие нужное равновесие потребностей фирмы?

Сегодняшний мир чрезвычайно разнообразен. Люди имеют разные идеи, цели, квалификацию и опыт, предприятия — отличающиеся стратегии, схемы управления, производственные процессы и культуру. Возрастает мощность информационных технологий. В предлагаемом пособии предпринята попытка дать характеристику основных проблем, встающих перед предприятиями в области использования ИТ.

Тема 1.3. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОНКУРЕНЦИЮ

 

Возможности для использования конкурентных преимуществ от внедрения ИТ неодинаковы для различных предприятий. На стратегию развития ИТ сильно влияют территориальное размещение компании, ее размер, тип производства.

За последние десять лет ставка на ИТ стала столь высокой, что ответственность за стратегии в этой области ложится непосредственно на высшие уровни управления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...