Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Силы, которые формируют стратегию развития предприятия




В работе М. Портера[13], предназначенной специалистам, занимающимся стратегическим планированием, утверждается, что многие из них рассматривают конкуренцию слишком узко, поскольку, в основном, исходят из доли предприятия на рынке. Он показал, что конкуренция в отраслевом сегменте зависит от:

1) транзакционной силы поставщиков;

2) транзакционной силы покупателей;

3) угрозы со стороны новых участников отраслевого сегмента;

4) угрозы замещения продукта/услуги;

5) положения предприятия по отношению к традиционным внутриотраслевым конкурентам.

На рис. 1.3.1 показаны эти пять сил, влияющих на предприятие, а на рис. 1.3.2 дано их более подробное описание.

Рис.1.3.1. Силы, влияющие на конкуренцию

Рис. 1.3.2. Элементы отраслевой структуры

В таблице 1.3.1 формулируются направления использования информационных технологий для противодействия рыночным силам.

Таблица 1.3.1

Использование ИТ для противодействия рыночным силам

Рыночные силы Потенциальные результаты действия рыночных сил Потенциальное использование ИТ для противодействия рыночным силам
Угроза новых участников Новые мощности Рост использования ресурсов Снижение цен Формирование барьеров на вход: - экономия на масштабе - издержки нового участника на ИТ - индивидуализация продукции - доступ к каналам распределения
Влияние покупателей Снижение цен Высокое качество Расширение обслуживания Поощрение конкуренции Отбор покупателей Издержки покупателя при переходе к другому поставщику Индивидуализация Барьеры на вход
Влияние поставщиков Повышение цен Снижение качества и обслуживания Отбор поставщиков Интеграция с другими поставщиками
Угроза замещения продукции Потолок цен Ограниченный оборот Улучшение соотношения цена/эффективность
Традиционные конкуренты в отрасли Конкуренция: - цены - продукты - распределение и услуги Доступ к рынкам Индивидуализация: - продуктов - услуг - фирм

 

В колонке 1 таблицы приводятся ключевые силы, которые формируют конкуренцию в конкретном рыночном сегменте. В различных отраслях не все эти силы одинаково важны. В некоторых отраслях доминируют поставщики, в других угрозы приходят от новых участников и замещающих продуктов (таково положение в банковском и страховом деле).

В колонке 2 таблицы 1.3.1 показаны основные результаты действия конкурент­ных сил. Например, когда в установившемся отраслевом сегменте появляются новые участники, они, как правило, вводят значительные дополнительные мощности. Обычно появление новых участников вызывает снижение цен или увеличение издержек.

В колонке 3 приведены некоторые примеры того, как ИТ используются для требуемого изменения сложившейся ситуации на рынке. Например, внедрение ИТ может препятствовать появлению новых участников на рынке, создавать экономию на масштабе и увеличивать первоначальные издержки для потенциальных участников рынка, дифференцировать продукты/услуги или ограничивать доступ к основным рынкам и каналам распределения.

М. Портер описывает три стратегии для получения преимущества в отрасли: лидерство в издержках, индивидуализация продукции и концентрация.

Каждая стратегия связана с двойным выбором: 1) выбором механизма конкурен­ции — фирма может снижать издержки или дифференцировать свои продукты и услуги; 2) выбором масштаба конкуренции — фирма может стремиться к более широкому или к более узкому рынку. Стратегия лидерства в издержках и стратегия дифференциации направлены на более широкий рынок. Стратегия концентрации нацелена на снижение издержек (концентрация на издержках) или на производство продуктов и услуг узкого отраслевого сегмента (концентрация на дифференциации). Эти две стратегии требуют разных действий. Выбор и реализация нужной стратегии рассматривается как основа достижения долгосрочных конкурентных преимуществ в отрасли.

В основе концепции типовых стратегий лежат два принципа. Во-первых, целью любой стратегии является получение преимуществ в конкуренции. Во-вторых, считается, что предприятие должно решить, каких конкурентных преимуществ оно стремится достичь, и определить рамки, в которых предполагается их получить. Решение быть «всем для всех» — это путь к стратегической заурядности и к эффективности ниже среднего уровня.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 403.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...