Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 24. Методика раб. по О. написанию изложений и сочинений.




Подготовит. раб. по О. написанию изложению осущ. в теч. всего периода О. в нач. шк., в виде след. видов работ:  Расположение 2-3-х коротких предл. в последовательном порядке (по картинке или после устного разбора с учителем) (2 кл.)  Составление подписей к серии из 2-3-х сюжетных карт. (2 кл.)  Восстановление несложного деформированного текста по картинкам (3 кл.)  Коллективное составление текстов изложений с последоват. записью предл-й, сформулированных под рук. учителя (3 кл.)  Изложение под рук. учителя небольшого текста (20-30 слов) по ??, данным учителем (4 кл.). Начиная с 5 кл. уч-ся приступают к непосредственному письменному изложению готового текста. 5кл.– И. по предложенному учителем плану; 6кл. – И. рассказа по коллективно составленному плану; 7кл. – И. по рассказу с оценкой описываемых событий; 8кл. – И. (с изменением лица и времени); 9кл. – изложения. Методика написания изложения (авторБектаева К.Ж.). Этапы: 1) Рассредоточенная подготовка к написанию изложения. 2) Урок написания изложения. I. Рассредоточенная подготовка к написанию изложения закл. в том, что за 5-7 уроков до проведения изложения учитель проводит подготовит. раб. по напр-ям:  Орфографич. подготовка  Лексическая  Синтаксическая. Кормушка. Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами, сухими грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму белочка прибегала к кормушке. Орфографич. подготовка– закрепление и повторение орфографич. правил, кот. м встретиться в тексте-образце. Для этого учителю необх. выписать из текста слова с орфограммами и составить перечень упр-й для их отработки. Таблица: I графа – орфограмма, II – примеры из текста, III – перечень упр-й для отработки.

1.Подбери проверочные слова, вставь буквы (по индивид. карт.): л…сной, к..рму..ка, по..вилась, м…лы…ка, разгр..бала, съ..стное, ст..ро..ке, прил..тали, ост..рожно, уг..щали, бр…ла, приб…гала. 2. Раскрой скобки: (в)лесной, (на)сыпали, (на)кормушку, (в)снег, (при)бегала, (к)ёлке, (в)неё, (для)белочки, (у)белки. 3. Спиши. Выдели орфограмму разделите. ъ и ь. (Чутьё, съестное). 4. Спиши. Выдели орфограмму чк. (Белочка, птички). 5. Спиши. Выдели орфограммы жи и ща. (Жили, угощали). 6. Выпиши из текста имена собств.. 7. Прочит. трудные слова по слогам: подвесили, однажды, разгребала, съестное. Лексич. подготовка –важно, чтобы уч-ся не только понимали значение слов, но и м достаточно свободно исп. их в письменной речи. 1. Подбери синонимы (по индивид. карточкам): корм, чутьё, подвесить. 2.Подбери антонимы: сухой, появиться. 3. Объясни значение слова: сторожка. 4. Перифраз. Скажи по-другому: Однажды около кормушки появилась белочка. 5. Обр-е групп родственных слов, составление с ними предл-я: Корм – кормить – кормушка и т.д. 6. Словообр-е с исп-ем значимых частей слов (приставки и суффикса). Синтаксич. подготовка– О. дет. составлению разных конструкций предл-й, соблюдая правильные отн-я м/у словами, соблюдение правил согласования в роде, числе и падеже и т.д. 1) Составление предл-й со словосочетаниями. 2) Составление предл-й по схемам. 3) Продолжение начатого предл-я. 4) Составление 1 сложного предл-я из 2-х простых с употр-ем подходящего по смыслу союза. 5) Анализ предл-й: - Прочитайте предл-е. Обратите вним. на знаки препинания. Как вы думаете, почему здесь д стоять запятая? Они угощали её ягодами, сухими грибами. II. Написание изложения по коллективно составленному плану. 1. Подготовит. раб.   Беседа по ??:Летом вам приходилось бывать в лесу? Что интересного м там встретить? Что вы делали в лесу? 2. Чтение текста изложения. (Теплинка.  Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.  На лесной полянке вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.  На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.  Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.  Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед!) 3. Анализ текста + словарная раб.   Зачем пошли ребята в лес? Где происходит действие?   Что мальчики взяли с собой для приготовления обеда? Где ребята набрали рыжиков? Что такое «опушка»? Зачем мальчики собрали грибы? (Набрали грибов– набрали столько, ск. им было нужно, не взяли лишнего.) Подберите родственные, однокоренные слова к слову «лесной» (лес, лесник, лесовичок, лесок…)   Подберите родственные, однокоренные слова к слову «полянка»(поле, полюшко, полевой…).  Как ребята относились к лесу? Почему ты так думаешь? Что такое «теплинка»? Почему мальчики костер называют «теплинкой»? Что такое «прутик»? Найди это слово в словаре. Чем прутик отличается от веточки, палочки? «Посыпали солью» - м сказать «солили солью»? Почему? Объясни значение слова «упеклись». Почему рыжики «пеклись»? А не жарились или варились?  «На славу» - как иначе м сказать? 4. Составление плана:1. Поход в лес. 2. Припасы из дома и дары леса. 3. Приготовление обеда. 4. Вот это обед! 5. Повторное чтение текста. 6. Пересказ по плану (1-2 уч-ся). 7. Запись текста изложения в тетрадях: а) Формулировка общего сод-я 1-го абзаца (2-3 предл-я); б) Формулировка 1-го предл-я. Предупреждения орфографич. ошибок. Запись предл-я в тетр.; в) Самост. формулирование след. 1-2 предл-й данного абзаца; г) Аналогичная раб. до конца текста. 8. Самопроверка написанного. 9. Анализ творческих раб. на след. уроке.

2.           Методика раб. по О. написанию сочинений УО уч-ся ст. кл.

Подготовка к написанию сочинения требует от уч-ся форм-е 3х групп умений: 1)-содержательно-информационное умение – умение раскрывать тему, умений регулировать осн. мысль, умение опр-ть логич. послед-ть изложения сод-я; 2) композиционно-структурные умения – умения строить текст опр-ной 3х частной стр-ры, умение соблюдать послед-ть изложения текста; 3) языковые умения – умение исп. различные языковые ср-ва для раскрытия темы и реализации осн..мысли. Все 3группы умений форм-ся у уч-ся в отдельности и только после того как операционный состав каж. из умений отработан, м предлагать дет. изложение и сочинение. Содержательной основой перечисленных умений явл. знания о тексте и его признаках: тема, название, тема широкая или узкая, осн. мысль, тип текста (повествоват. описание и рассуждение), стиль речи (деловой, разговорный и худ-е), жанры (сказки, загадки). На I этапе, кот. условно наз-ся «что такое хорошо», уч-ся предъявл-ся образцовый текст и в процессе анализа текста дети под руководством учителя уясняют тот или иной признак. II этап – «что такое плохо». Уч-ся предъявляются тексты, в кот. тот или иной признак нарушен (н/р, добавлено предл-е, кот. написано не на тему). Уч-ся исп. прием редактирования текста, исправляют т.о. предъявленный образец и предъявляют комплекс умений. III этап – «сделай сам». Уч-ся самостоятельно применяют отработанные на предыдущих этапах умения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...