Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт
подавлять. Такое понимание природы психопатологии является основным кредо холотропной терапии. Основная цель методов практической психотерапии состоит в активации бессознательного освобождения энергии, „застрявшей" в эмоциональных и психосоматических симптомах, и преобразовании стационарного баланса энергии, заключенной в поток опыта (переживаний). Холотропная терапия способствует активации бессознательного, оказывая столь мощное воздействие, что вызывает неординарное состояние сознания. Этот принцип, сравнительно новый для западной психотерапии, использовался, однако, веками и даже тысячелетиями в шаманских процедурах, целительных церемониях аборигенов, в ритуалах перехода (трансценденции), на собраниях различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. В психотерапиях, использующих методы мощных воздействий на состояния сознания, приемы современной академической психиатрии с их персоналистической и биографической ориентацией явно недостаточны и неадекватны. В процессе практической работы уже на первых сеансах становится очевидно, что истоки психопатологии находятся далеко за пределами событий раннего детства и индивидуального бессознательного... Практическая терапевтическая работа раскрывает за пределами традиционных биографических причин симптоматики глубокие связи с безусловно трансбиографическими областями психики, рождения или возрождения (перинатальные явления), а также весь спектр трансиндивидуальных и архетипических переживаний. И, таким образом, успешное лечение не может ограничиваться работой над биографическими аспектами; картография психики, используемая в терапевтических подходах подобного рода, должна, следовательно, выходить за пределы биографиче- 205 Арт-терапия ского уровня индивидуального бессознательного и включать перинатальные и трансперсональные области. Теперь можно сформулировать принципы холотропной терапии. Ее главное кредо состоит в признании потенциала необычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием. Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется, оказывается способной к спонтанной целительской активности, холо-тропная терапия использует методы активации психики и индуцирования необычных состояний сознания. Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычайных переживаний, исчезающих в подобном процессе. Задача терапевта сводится к тому, чтобы поддерживать процесс практической работы, полностью доверяя его оздоровительной природе, не делая никаких попыток вмешательства» [24, с. 25 — 28]. Эти принципы холотропной терапии, выработанные Станиславом Грофом, являются основополагающими и в психотерапевтической практике по нашему методу. Несмотря на отличие в используемых технических приемах: (ЛСД — медикаментозная терапия и холотропное дыхание — интенсивное дыхание в режиме пневмокатарсиса у Станислава Грофа, и безмедикаментозная медитативная графическая активность, приводящая к замедлению темпа и снижению глубины дыхания, в нашем методе); оба они вводят человека в измененные состояния сознания, находящиеся в одних и тех же областях внутреннего психокосмоса. А теперь сопоставим медитативные рисунки слушателей нашего курса и описания подобных состояний сознания по Станиславу Грофу. Следующие рисунки (рис. 46, 48, 50, 52) выполнены слушательницей курса во время работы с ее энергитически- 206 Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт ми центрами. Рис. 46 отображает работу с свадхистханой чакрой (гармонизация эфирного и физического тела). Рис. 46. В. Редина. Гармонизация эфирного тела 207 Арт-терапия «Весьма часто в визуальном поле преобладают абстрактные геометрические построения или архитектурные паттерны, которые лежат в основе всех динамических цветных изменений. Испытуемые часто описывали их как интерьеры гигантских дворцов, нефы невыразимо прекрасных готических соборов, купола монументальных мечетей или „арабески". Иногда эти видения сравнивали с картинами абстракционистов, таких как Пиет Мондриан или Василий Кандинский. В других случаях говорилось о феноменальных калейдоскопических дисплеях, волшебных искрящихся фонтанах и фейерверках. Как правило, субъекты бывают очарованы и целиком поглощены этими переживаниями... все представляется в волнообразном движении, а неодушевленные предметы часто воспринимаются как наполненные жизнью. Весьма характерным изменением в восприятии являются орнаментализация и геометризация человеческих лиц, животных и объектов» (рис. 47) [15, с. 44]. Работу с манипурой чакрой (гармонизация астрального тела) иллюстрирует рисунок 48. На следующем рисунке — иллюстрации к повести Лукиана «Правдивые истории» 1894 г. (рис. 49), Обри Бердслея, художник визуализировал свое переживание астрального мира, назвав эту работу «Сны». «Травматические или положительные переживания из прошлого, связанные с сильным эмоциональным зарядом, активизируются, поднимаются из бессознательного и переживаются вновь в сложном комплексе... активация сильной негативной СКО (системы конденсированного опыта, в нашей терминологии это отрицательный соли-тон) в сеансе ЛСД и ее появление в поле переживания имеют типичные следствия, сказывающиеся как на содержании, так и на ходе всего сеанса. Предшествовавшее этому последовательное течение образов, эмоций, идей 208 Глава 5. Внутренний художник — арт-терапевт Рис. 47. Обри Бердслей. Эскиз обложки и телесных ощущений неожиданно нарушается, а их внутренняя согласованность и взаимное соответствие распадается. Это сопровождается некоторыми характерными 209 Арт-терапия Рис. 48. В. Редина. 210 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |