Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Рождение внутреннего художника
Кажется, эта спираль Духа прорывается в рисунках Леонардо, неся в своих вихрях множество идей, которые становятся текстом под рисунком (рис. 38). В тексте он дает название шестидесяти четырем видам движения воды. Этот список читается как медитативный текст: «Бурление, круговращение, переворот, поворот, круговорот, перекат, погружение, всплывание, падение, вздымание, истечение, иссякание, ударение, разрушение, спад, стремительность, откаты, столкновения, разбивания, волнения, струи, вскипания, ниспадания, замедления, извивание, неуклонность, рокоты, гулы, переполнять, нахлысты, прилив и отлив, обвалы, сотрясения, омуты, вымоины берегов, смерчи, пучины, наводнения, штормы, смешения, бурные обвалы, выравнивание, равновесие, волочение камней, толчки, вспенивание, погружение поверхностных волн, замедления, прорывы, разделения, бреши, скорость, порывистость, яростность, стремитель- Рис. 38.Леонардо да Винчи. Гидродинамический рисунок 181 Арт-терапия ность, слияние, понижения, перемешивание, переворот, водопад, низвержение, повреждение плотин, взбаламучивание». Это перечисление форм и видов движения воды можно отнести и к описанию типов графических образов в медитативной графике. Медитативную технику можно обнаружить у Леонардо в эскизах, иллюстрирующих его технические проекты. Так, исследователи не могут дать объяснение избыточности линий на рисунке, иллюстрирующем проблему навесного огня при стрельбе по крепостям из пушек (рис. 39). Казалось бы, для зарисовки принципа стрельбы достаточно показать несколько траекторий. Леонардо же тщательно выводит сотни линий. Объяснение этому факту дает интерпритация множества линий как возможного способа при многократном спонтанном их начертании погрузиться в состояние медитации, в ктором Леонардо и воспринимал технические идеи. Современник и биограф Леонардо да Винчи — Ваза-ри, говорит о гениальности художника: «Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем на человеческие тела изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто, дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Это люди и видели в Леонардо да Винчи» [49, с. 227]. Творчество Леонардо да Винчи — это процесс творения, прорыв из инобытия, отделенного листом белой бумаги от нашего мира реальности, всплеск ноуменальных идей, привносимых в сознание творцов неведомым и волшебным вдохновением. 182 Глава 4. Рождение внутреннего художника Рис. 39.Леонардо да Винчи. Траектория навесного огня 183 Арт-терапия Практика метода показала, что состояние вдохновения достижимо для человека, гармонизовавшего себя с его помощью. За последние годы этому методу обучилось много людей в разных странах. Результатом их творческого самораскрытия являются графические (рис. 40) и живописные работы, стихи, научные идеи и т. д. Этот процесс творческой самореализации человека является основой терапевтического эффекта. Сейчас мы подробно познакомимся с особенностями состояния сознания человека в процессе медитативной графической активности. Медитативная живопись — это путешествие в буддийский мир «не формы», куда первыми проложили дорогу дзэнские Мастера каллиграфии и живописной техники сумие. «Пренебрежение формой свойственно мистике вообще — и христианской, и буддийской, и исламской. Когда на первом месте — дух, то его внешние проявления отодвигаются на второй план. Форму, конечно, презирают далеко не всегда, но внимание к ней сводится к минимуму. Иными словами, обусловленность формой заменяется полным выражением индивидуальности, оригинальности. И вследствие этого во всем, что связано с дзэн, ярко чувствуется внутренняя наполненность. Что касается формы, то здесь не остается ничего внешне эффектного, напрямую взывающего к чувствам; но при этом ощущается глубинная духовность, утверждающаяся несмотря на несовершенство формы или, возможно, — благодаря этому несовершенству. Вообще, когда форма совершенна, наши чувства слишком удовлетворены, и разум — по крайней мере на время — перестает обращаться вглубь. Уделяя слишком большое внимание внешним формам, мы не можем постичь внутреннее содержание, заключенное в них» [21, с. 98]. 184
Рис. 40. В. Редина. Павлины Внутреннее состояние дзэнского художника является образцом для нашей практики медитативной графики. Так, «художник должен всецело отдаться своему вдохно- 185 Арт-терапия вению, управлять своими руками и пальцами и кистью, будто они со всем его существом являются всего лишь инструментом в руках кого-то другого, кто временно в него вселился. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если во взаимодействие кисти с бумагой вмешивается логика или размышление, весь эффект пропадает. Этот жанр является попыткой заставить дух изображаемого объекта двигаться по бумаге. Таким образом, каждый мазок кисти должен пульсировать в такт с сердцем живого существа. И он должен нести в себе жизнь» [21, с. 101]. «Линия, начертанная художником жанра сумие, отличается законченностью— ее нельзя исправить или дополнить; она полна той же неизбежности, что и вспышка молнии; сам художник не волен ее убрать, и этим объясняется ее красота. Вещи красивы тогда, когда они неизбежны, иначе говоря, когда они являются свободными проявлениями духа. Здесь нет никакого насилия, никакого убийства, никакого обмана, никакого копирования, а лишь свободное, неограниченное и одновременно самоуправляемое движение — в чем и проявляется красота. Мышцы сознают, что рисуют линию, ставят точку, но за ними стоит Неосознанное. Посредством этого Неосознанного Природа повествует о своей судьбе, и благодаря ему же художник создает произведение искусства. Ребенок улыбается — и толпа окружающих приходит в восторг потому, что это воистину неизбежно, это исходит из Неосознанного. Другой отличительной особенностью сумие является стремление уловить дух в движении. Все постоянно видоизменяется, ничто в природе не стоит на месте; когда вы думаете, что поймали нечто, оно ускользает из ваших 186 |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |