Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 4. Рождение внутреннего художника
Им самим, возможно, неизвестно, как отобразить свой внутренний мир. Возможно, это не искусство, поскольку в их творениях нет ничего искусственного. А уж если это искусство, то на первый взгляд очень примитивное. Так ли это на самом деле?» [21, с. 107]. Поэтому вопрос о художественной ценности медитативной живописи оставим на суд профессиональных искусствоведов; нас интересует момент рождения внутреннего Художника, а не общественное признание его внешнего проявления. Этот момент характеризуется полной свободой и легкостью в медитации, когда для вас нет необходимости концентрировать свое внимание на чем-либо, что-либо делать согласно алгоритму метода. Вы забываете метод, он стал не нужен. Вы выросли из него, как лотос поднимается над поверхностью пруда из грязи ила. Об этом моменте говорит дзэнский мастер фехтования Такуан: «Нужно не пытаться сосредоточить разум в каком-либо месте, а позволить ему заполнить все тело, позволить ему пропитать все ваше существо. Если это происходит, вы пользуетесь руками, когда в этом есть необходимость, ногами, когда это нужно, или глазами, когда это требуется, и не тратите никакого лишнего времени или лишней энергии» [22, с. 214]. «Локализация разума означает его замораживание. Когда он не двигается свободно, куда нужно, это уже не разум в своем естестве. Локализация распространяется не только на физический план существа. Разум может попасть в психологическую тюрьму... обдумывание непременно мешает и „останавливает" течение разума. Оставьте всякое обдумывание, всякое разграничение. Вместо того чтобы локализовать, порабощать или замораживать разум, предоставьте его самому себе, дайте ему функционировать свободно и беспрепятственно. Только тогда он готов двигаться, как нужно, по всему телу, нигде „не останавливаясь"). 195 Арт-терапия Дзэн-буддисты в своем учении говорят о правильном или истинном (се) и частичном (хэн). Когда разум наполняет все тело, то говорят, что он правилен; когда он находится в какой-либо конкретной части тела, он частичен или однобок. Правильный разум равномерно распределен по всему телу, а не локализуется в каком-либо отдельном участке. Частичный разум, в отличие от этого, разделен на части и однобок. Дзэн чуждо отделение или „локализация". Когда разум „затвердевает" в одном месте, ему не удается достичь каждой части тела. Не скованный каким-либо заранее намеченным планом, он естественно распределяется по всему телу. „Разум не следует привязывать на веревочку, как кошку. Он должен быть предоставлен самому себе и обладать абсолютной свободой передвижения, определяемой его собственной природой. Отсутствие локализации разума есть вершина духовной тренировки. Когда он — нигде, то он — везде"» [21, с. 128]. Эта заполненность энергией сознания всего тела приводит к тому, что она начинает ручейком вытекать через руку, держащую ручку, во время медитативного рисования и оставляет энергоинформационный след на бумаге. Вибрации сознания отображаются в танце спонтанных линий, точек, штрихов. Лист оживает, наполняемый энергией сознания. Очень важно не заинтересоваться этой жизнью, рождающейся на листе под рукой. Нужно оставаться спокойным наблюдателем всего происходящего, стать разумом, не осознающим себя. «Разум, не осознающий себя, — это разум, не испытывающий абсолютно никакого беспокойства. Это первозданный разум, а не разум, заблуждающийся и встречающий массу препятствий. Он всегда текуч, никогда не останавливается, никогда не твердеет. Поскольку ему чуждо всякое разграничение и поскольку ему нет необходимости отдавать чему-либо предпочтение, он 196 Глава 4. Рождение внутреннего художника заполняет все тело, охватывая каждую часть его и нигде не останавливаясь. Он никогда не может стать подобием камня или куска дерева. Если он где-либо останавливается на отдых, то это не „разум, которого нет". „Отсутствующий разум" ничего в себе не содержит. Его называют „мунен", „отсутствие мысли". Когда мунен достигнуто, разум движется от одного объекта к другому, течет как вода, заполняя каждый уголок. По этой причине разум выполняет все, что от него требуется. Но когда его течение останавливается в одном месте, все остальные места будут его лишены, и результатом будет общее одеревенение и окостенение. Колесо вращается тогда, когда не слишком туго сидит на оси. Если посадка слишком туга, оно не сдвинется с места. Разум, содержащий что-либо в себе самом, прекращает функционировать, он не может слышать, не может видеть, даже если звук раздается у самого уха, а свет вспыхивает перед глазами. „Разум, содержащий в себе что-то", — это значит занятый чем-то одним и что у него нет времени для чего-либо другого. Но пытаться изгнать мысль, уже находящуюся в нем, значит, заполнить его чем-то другим. Такой труд не имеет конца, поэтому лучше всего с самого начала ничего не держать в разуме» [21, с. 132]. Все мысли, чувства, эмоции, ощущения, возникающие на волнах сознания, как мусор, выносятся вместе с потоком через рисующую руку. В какой-то момент волны становятся чистыми от загрязнений и несут Пустоту. Они сами являются вибрациями Пустоты, и в этот момент рождается спонтанность. «Все на свете требует спонтанности в исполнении и не должно делаться предумышленно. То, что обдумывается заранее, не соответствует реальности. Нет в мире ничего такого, к чему Пустота не могла бы приспособиться, — не важно, длинное оно или короткое, квадратное или круглое. Только дух, проникну- 197 Арт-терапия тый Пустотой, может совладать с любым препятствием» [22, с. 215]. Достижение этой Пустоты и делает человека идеальным проводником, через который в мир могут воплощаться идеи Абсолюта (Дао), принимающие форму религии, науки, искусства. Суммируя содержание этой главы, мы можем сказать, что «искусство означает постоянно возобновляемую концентрическую атаку и прорыв через эго к бесконечности, полное исчезновение ограничений благодаря беспредельности, т. е. постоянное чередование выхода во все стороны, наружу и вбирание обратно; оно означает конденсацию вселенной в фокусе микрокосмоса и восстановление утраченного магического равновесия между душой и вселенной. Цель искусства — конденсация всех непостижимых потоков, сил и воздействий вселенной в плане человеческого понимания и опыта; это проецирование психических эмоций в бесконечное. Растворение и трансформация „я" в целое — в этом случае пустота означает полное отсутствие сопротивления — представляют собой растворение одного в других, бесстрастное приятие мира в освобожденную, т. е. безграничную, душу» [4, с. 138]. Момент раскрытия творческого потенциала человека является мощным позитивным состоянием, интегрирующим положительное эмоциональное переживание, радостное удивление ума и духовное озарение сознания. На этапе гармонизации с помощью последовательной очистки тонких структур человека происходит процесс самопознания через выявление различных функций и свойств личности и их подключения к высшим духовным центрам. На этапе спонтанного творчества происходит создание новой целостности — индивидуальности, облаченной в новые чистые одежды низших форм ее ак- 198 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 148. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |