Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 4. Рождение внутреннего художника




рук, ибо в тот самый миг, когда вы до него дотрагивае­тесь, оно лишается жизни, умирает. Но сумие пытается „поймать вещи живьем", что, казалось бы, невозможно. И это действительно было бы невозможно, если бы ху­дожник пытался точно воспроизвести живые предметы на бумаге, но он может в какой-то степени добиться успеха, если каждый мазок кисти будет непосредственно связан с его сокровенным духом, свободным от внешних оков. В этом случае кисть станет продолжением его собственной руки, более того, она станет его духом; и в каждом дви­жении ее, оставляющем следы на бумаге, этот дух будет чувствоваться.

Когда же это достигается, картина сумие — сама ре­альность, совершенная сама по себе, а не копирующая что-либо. Горы на ней реальны, в том же смысле, в каком реальна гора Фудзи; то же можно сказать и об облаках, ручьях, деревьях и людях, ибо дух художника живет во всех линиях, штрихах, точках — во всей этой „мазне"» [21, с. 103].

С помощью рисунков «Икар. Начало Пути» (рис. 41) и «Падение Икара» (рис. 42) проведем эксперимент, ил­люстрирующий особенности восприятия медитативных рисунков в зависимости от ракурса, под которым они рассматриваются. С этой целью один и тот же рисунок приведен в двух положениях.

Последовательно созерцая эти рисунки, можно по­чувствовать, как меняется эстетическое впечатление от них. Первый рисунок наполнен оптимизмом и устремлен­ностью ввысь, к духовному солнцу. Второе изображение трагично. Оно предостерегает ищущего странника об опасностях и трудностях мистического пути, на котором возможны и крушения в бездну. Но в такие моменты надо помнить, что все в жизни циклично и за падением обяза­тельно последует взлет, если только ищущий не потеряет

187


Арт-терапия


Рис. 41. А. Будза. Икар. Начало Пути 188





Глава 4. Рождение внутреннего художника

Рис. 42.А. Будза. Падение Икара

189



Арт-терапия

способность исследовать любую жизненную ситуацию с точки зрения обретаемого в ней опыта сознания. У каж­дой пропасти есть дно, от которого можно оттолкнуться, чтобы сделать взмах крыльями сознания и воспарить ввысь. Идея изменить ракурс восприятия медитативного рисунка нашла отражение в двух работах моей студентки из Германии Ульрики Шульц. Темой ее медитативного переживания был вопрос восприятия смерти как есте­ственной части жизненного пути Монады. Так появился «Умирающий феникс» (рис. 43). Нарисовав его, она по­чувствовала желание его перевернуть. Получившееся в результате переворота изображение (рис. 44) она назвала «Возрождающийся феникс». Созерцая рисунок под но­вым ракурсом, она почувствовала, как освобождается от гнетущего состояния страха. Следующий свой рисунок она назвала «Сила нежности» (рис. 45). Сферы с удиви­тельной правильностью формы на этом рисунке были выполнены Ульрикой в медитации рукой без каких-либо шаблонов.

«Искусный Молот чертил круги и квадраты точнее, чем с циркулем и угольником. Вещи изменялись, как в природе, с движением его пальцев, а его мысль на них не задерживалась. Поэтому его разум оставался целостным и не знал пут. Он забывал о своих ногах, лишь бы обувь впору; забывал о пояснице, лишь бы удобный пояс; в зна­ниях забывал об истинном и ложном, лишь бы были по сердцу. Не изменялся внутренне, не следовал за внешним, сообразуясь с каждым случаем. Начал сообразоваться, и, всегда со всем сообразуясь, он забыл о сообразности своего пристрастия к сообразности...

...Плотник Счастливый вырезал из дерева раму для колоколов. Любовавшиеся рамой поражались его искус­ству, будто сделали ее духи или боги. Увидел раму Луцкий царь и спросил:

190










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...