Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И территориальных структур службы занятости




Наименование органа или структуры Функции
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ Финансирование мероприятий по вопросам занятости Анализ состояния рынка труда и направление в территории конкретных цифр для разработки региональных программ занятости Разработка нормативных и правовых документов для осуществления социальной политики в этом направлении
2. Департаменты (республиканские, краевые и областные) Распределение и контроль использования финансовых средств на реализацию программ занятости Оказание координационных, методических услуг центрам занятости Установление контрольных цифр для регионов Издание приказов и распоряжений на основе имеющейся нормативной документации
Наименование органа или структуры Функции
3. Территориальные органы по вопросам занятости (центры занятости)   Заключение соглашений с администрацией о разработке и совместном финансировании региональных программ занятости Заключение договоров о реализации мероприятий активной занятости и совместном финансировании общественных работ, временной занятости, организация обучения персонала по заказу предприятий Заключение договоров на финансирование содержания центров занятости, выплату пособий, для реализации мероприятий активной политики занятости  
4. Комиссии по содействию трудоустройству Участие в разработке и осуществлении программ содействия занятости и развития человеческих ресурсов Принятие решений по вопросам определения максимальной величины пособий по безработице (на основе средней заработной платы в регионе) Контроль за расходованием средств местных бюджетов на проведение активной политики занятости

 

В современных условиях вертикальная структура организации деятельности этих ведомств сохранилась, но стала «двухэтажной»: Министерству здравоохранения и социального развития РФ на­прямую подчиняются два вида территориальных органов, занима­ющихся вопросами занятости: департаменты (республиканские и краевые, областные) и центры занятости (район, город) — само­стоятельные структуры, ведущие свою деятельность на основе до­говоров с учреждениями, организациями и физическими лицами. В последнее время все большее внимание уделяется проблемам за­нятости на региональном уровне, в связи с чем повышается роль и ответственность местных органов управления в разработке и осуществлении программ содействия занятости.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации феде­ральной и региональных программ занятости, которые формиру­ются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

 

122

 

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также посредством реализации региональных и местных программ содействия занятости, учиты­вающих особенности демографического и социально-экономиче­ского развития территорий. Региональные программы разрабаты­ваются при участии региональных служб занятости, являющихся регуляторами рынка труда и основными исполнителями полити­ки занятости. Обычно региональные программы занятости насе­ления делятся на три уровня:

1) республиканские программы занятости населения, которые охватывают мероприятия, реализуемые только на уровне респуб­лики;

2) областные программы, определяющие мероприятия по заня­тости населения в рамках данного уровня (например, выделение городов приоритетного развития);

3) районные (городские) программы занятости, включающие ме­роприятия, направленные на решение проблем отдельных участ­ников рынка труда.

Таким образом, региональное регулирование занятости позво­ляет учитывать особенности развития регионов и на их основе разработать конкретные мероприятия по созданию условий заня­тости в зависимости от форм собственности, размеров предприя­тий и т. д. Например, большое значение имеют меры оздоровле­ния рынка труда как в работе с молодежью, которая еще не рабо­тала, так и с теми молодыми людьми, которые потеряли работу. Проводятся ярмарки вакансий для молодежи, оказывается содей­ствие предпринимательской деятельности молодых людей, для них квотируются рабочие места. Большое внимание уделяется созда­нию специализированных рабочих мест для несовершеннолетних, в том числе в летний и осенний периоды. Для организации этой работы отлаживается взаимодействие центров занятости с органи­зациями, занимающимися трудоустройством подростков (вновь создаваемыми службами добровольного труда молодежи, рядом учебных заведений и подростковыми клубами).

К важным методам работы с безработной молодежью можно отнести квотирование рабочих мест для молодежи. По инициативе Федеральной службы занятости населения было предложено орга­нам исполнительной власти на местах за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот и других источников финанси­рования организовать квотирование рабочих мест на предприяти­ях, в учреждениях и организациях для трудоустройства молоде­жи. К оздоровлению рынка труда молодежи можно так-

 

 

123

 

же отнести практику бронирования рабочих мест для молодежи в некото­рых регионах России.

Метод организации ярмарок вакансий заключается в том, что вакантные рабочие и учебные места распределяются в процессе конкуренции, соревнования, состязательности между претенден­тами на эти места. Ярмарки вакансий, как правило, проводятся при активном участии молодых безработных, работодателей, служб занятости, работников учебных центров службы занятости населения и т. д. Среди профилактических методов трудоустрой­ства молодежи выделяется нововведение, получившее название «Молодежная практика» (так в России возродилось наставниче­ство). Эта программа предусматривает заключение договоров с предприятиями о временном трудоустройстве молодых безработ­ных (сроком не более шести месяцев) с целью получения профес­сиональных и трудовых навыков непосредственно на рабочем месте. На предприятия будут направляться безработные в возрас­те от 16 до 26 лет.

Программы трудоустройства, реализуемые региональными службами занятости, должны быть ориентированы в основном на наиболее уязвимые категории безработных по результатам профилирования. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны службы занятости, и реализо­вать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля».

В новых условиях государственная политика занятости долж­на быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. Это означает обя­зательный учет задач политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной по­литики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ. Меры, направленные на развитие эконо­мики, должны оцениваться по их влиянию на рынок труда и кор­ректироваться, если возникнет в этом необходимость. В частно­сти, масштабы и сроки высвобождения рабочей силы, ускорение которого начинается при ужесточении финансово-кредитной по­литики, следует согласовывать с возможностями расширения спроса на рабочую силу в отдельных регионах с учетом поддер­жания имеющихся рабочих мест или ввода новых. Это позволит избежать хронической массовой безработицы.

Начиная с 2001 г. финансирование государственных программ содействия занятости осуществляется из средств федерального

 

 

124

бюджета, направляемых через казначейство, и с привлечением средств местных бюджетов при выполнении конкретных меро­приятий. Средства образуются в порядке взимания единого соци­ального налога и перераспределяются через казначейство, что по­зволяет направлять их целевым назначением, не концентрируя на счетах органов по вопросам занятости. Министерство труда и со­циального развития в феврале 2001 г. приняло положение «О реа­лизации мероприятий по содействию занятости населения и на­правлениях расходования средств федерального бюджета», в ко­тором определен порядок расходования федеральных средств и разъяснены возможности привлечения средств местных бюджетов. При этом предполагается, что выплата пособий по безработице будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств по территориям будет осу­ществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособий, максималь­ные размеры которых должны быть ограничены величиной реги­онального прожиточного минимума при одновременном повыше­нии минимальных размеров пособий.

С 2001 г. территориальными органами по вопросам занятости, администрациями, депутатскими группами стали разрабатывать­ся и приниматься программы развития человеческих ресурсов. Развитие рыночных отношений способствует возникновению ком­мерческих и некоммерческих структур, оказывающих широкий спектр консультационных услуг (в том числе по профориентации) и занимающихся вопросами содействия трудоустройству, — бирж труда (вакансий), рекрутинговых агентств (чаще всего это от­делы предприятий, фирм, осуществляющие подбор кадров по за­казам). Создаются обучающие организации с предоставлением трудоустройства. Но в отличие от государственных органов по вопросам занятости они выступают лишь как посредники между ищущими работу и работодателями и не осуществляют социаль­ной защиты. Деятельность таких организаций (юридических лиц) осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти при наличии заключения государственных органов по вопросам занятости населения.

Перспективное развитие государственной службы занятости — расширение возможностей самостоятельного поиска вакансий для людей в активном трудоспособном возрасте. Освоение новых форм работы способствует повышению эффективности трудоустройства (использование Интернета, создание групп активного поиска ра­боты, групп информационного консультирования и др.). Важным направлением политики занятости является определение

 

 

125

эконо­мической эффективности ее проведения (с точки зрения рацио­нализации расходования средств). Существуют специальные тех­нологии для оценки эффективности многих традиционных про­грамм занятости (переподготовка и переобучение безработных, организация общественных работ, создание и поддержка име­ющихся рабочих мест и др.). Суть этих технологий заключается в сравнении показателей трудоустройства и последующей трудовой карьеры тех, кто прошел через соответствующие программы, и не участвующих в них.

Например, могут быть успешными адресные программы пере­подготовки, рассчитанные на специфические группы ищущих работу с учетом потребностей рынка труда. Прямое создание ра­бочих мест за счет средств органов по вопросам занятости не дает, как правило, ощутимого эффекта. Программы временной занято­сти могут быть использованы для поддержания контактов нужда­ющихся в работе с рынком труда. Наибольший эффект по трудо­устройству безработных дают консультационная помощь, справочно-информационные услуги, подбор вакансий, психологическая и адаптационная поддержка, клубы ищущих работу и др.

Социальная эффективность политики занятости может быть оценена по формуле

 

 

Где Эсоц.пз — социальная эффективность политики занятости в те­чение определенного календарного периода; Чб.су — численность безработных, снятых с учета по всем основаниям в течение кален­дарного периода; Чб.к — численность безработных на конец ка­лендарного периода.

Есть еще один подход, суть которого состоит в сравнении рас­ходов на соответствующие программы с потенциальными нало­говыми поступлениями от трудовой деятельности лиц, вернувшихся в сферу занятости после участия в этих программах. Распростра­нено мнение, будто расходы по обеспечению занятости населения являются безвозвратными. Вместе с тем, трудоустраивая безработ­ного, служба занятости решает и другие задачи: ускоряет восста­новление его покупательной способности, бывший безработный становится налогоплательщиком, а работодатель производит от­числения во внебюджетные социальные фонды.

Говоря о государственной политике в области занятости насе­ления, необходимо рассмотреть, какие гарантии предоставляет

 

126

государство в обеспечении занятости населения. Закон «О заня­тости населения в Российской Федерации» выделяет три вида га­рантий обеспечения занятости:

1) гарантии государства в реализации права на труд;

2) дополнительные гарантии занятости для отдельных катего­рий населения;

3) гарантии социальной поддержки безработных граждан.

Предлагаемая система гарантий обеспечения занятости содер­жит общие и специальные гарантии. Общие гарантии занятости населения — это:

· средства, способы, с помощью которых осуществляется
обеспечение занятости всех граждан России, а также усло­вия, необходимые для реализации их прав в этой области (например, организация профессионального обучения, по­вышение квалификации и переподготовка безработных граждан и незанятого населения);

· возможность участия в общественных работах;

· выплата пособий по безработице, стипендий в период про­
хождения профессиональной подготовки, повышения ква­лификации, переподготовки по направлению служб занято­сти;

· сохранение рабочих мест.

Специальные гарантии — это особые средства, способы, при помощи которых осуществляется обеспечение занятости слабо социально-защищенных категорий населения, а также условия для реализации прав этих лиц. Специальные гарантии необходимы для выравнивания положения различных групп граждан в области занятости и восстановления их статуса как полноценных членов общества. К ним относятся:

· выход на досрочную пенсию;

· создание дополнительных рабочих мест;

· выплата дополнительных пособий гражданам, подвергшим­ся воздействию радиации вследствие чернобыльской и дру­гих радиационных аварий и катастроф;

· установление квоты для приема на работу и др.

Таким образом, забота государства о достижении в стране наи­более полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государствен­ного регулирования рыночной экономики. Поэтому суть новой социально-трудовой политики можно свести к следующему:

· произошел окончательный переход от полной занятости, основанной на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятости, эконо-

 

127

мически обоснованную резервную армию труда и безработицу;

· необходимо коренным образом изменить «дух законов» о труде и признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического при­нуждения индивид, имеющий право на продажу своей ра­бочей силы на рынке труда; цена труда формируется в за­висимости от способностей, образования, квалификации,
опыта индивида;

· приоритетной задачей государственной политики занятости становится переориентация ресурсов на оказание эффектив­ной помощи в трудоустройстве безработных, испытывающих трудности в плане самостоятельного поиска работы;

· оказание посреднических, аналитических и информацион­ных услуг, реализация активных программ содействия заня­тости.

При определении основных направлений деятельности Прави­тельства РФ в области занятости, и рынка труда в первую очередь, необходимо учитывать существенный рост в 2002—2004 гг. численно­сти населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн до 89,3 млн че­ловек, или на 1,4 млн человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудо­способный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где безработица в настоящее время близка к критическому уров­ню. Для решения проблем занятости в долгосрочной перспективе необходимо также формирование системы социальных гарантий личности в трудовой сфере, системы эффективных мер по предот­вращению вынужденной безработицы или ее перерастания в хро­ническую форму, а также по скорейшему возвращению граждан, потерявших работу, в сферу занятости.

 

 




Народно-хозяйственные










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...