Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политика занятости и социальные гарантии




Политика занятости является важнейшей составляющей соци­альной политики, направленной на проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала тру­довой и деловой активности трудоспособных граждан, противодей­ствующих обеднению населения и массовой безработице. Согласно выводам кейнсианской теории занятости в условиях рыночной экономики не существует механизма, обеспечивающего и гаран­тирующего полную занятость. Кроме того, один из выводов этой теории гласит, что рыночная система не может считаться саморе­гулируемой и нуждается в планомерном и целенаправленном ре­гулировании.

В мировой практике выработаны два основных типа регулиро­вания, с помощью которых осуществляется воздействие на уро­вень занятости. Активный тип — это стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях. Этот тип вклю­чает:

· мероприятия по профилактике увольнения рабочих и сокра­щения рабочих мест;

· обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

· активный поиск и подбор рабочих мест;

· финансирование создания новых рабочих мест;

· организацию новых рабочих мест через систему обществен­ных работ — работы по улучшению и развитию дорожной сети; благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства; развитие социальных услуг (уход за престарелыми и инвалидами, больными, деть­ми); временные и разовые работы на строительстве жилья, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на промышленных предприятиях; участие в проведении общегосударственных кампаний (выборы, социологические опросы, микроперепи­си населения).

Система общественных работ позволяет лицам, ищущим рабо­ту, установить контакты с новыми работодателями, поддержать

 

 

117

уровень своих доходов и трудовые навыки. Участие в обществен­ных работах может стать постоянным местом работы для молоде­жи, женщин с детьми на рабочих местах в социальной сфере и сфере услуг.

Пассивный тип — это выплаты всевозможных пособий безра­ботным и предоставление услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости. Оба варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов и оправдывают себя при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой идет поиск наилучшего сочетания пассивных мер с активными мероприятиями, которые осуществляет государство на рынке тру­да, расширяя сеть агентств, оказывающих содействие населению при трудоустройстве .

Основными методами государственного обеспечения занятости населения являются;

· прямые методы — законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы (коллективные дого­воры, трудовое законодательство);

· косвенные методы — государственная финансовая политика
(ассигнования и субсидии), монетарная политика регулиро­вания денежного обращения, фискальная политика измене­ния налоговых ставок и др.

В реализации среднесрочной программы социально-экономи­ческого развития Российской Федерации на 2002—2004 гг. среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы:

· сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;

· безусловной приоритетности инвестиций в человека, и преж­де всего в образование, которое является непременным усло­вием конкурентоспособности страны в мировой экономике;

· создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных до­ходов обеспечить более высокий уровень социального по­требления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Выполнение указанных задач связано с решением важной со­циально-экономической задачи — созданием условий для обеспе­чения в России наиболее полной и эффективной занятости насе­ления.

 

118

Создание законодательной системы регулирования в сфере за­нятости является одной из социальных задач проводимых в Рос­сии реформ. Закон «О занятости населения в Российской Феде­рации»  определяет исключительное право граждан распоряжать­ся своими способностями к производственному и творческому труду, предоставляет право свободного выбора видов деятельно­сти и гарантирует трудящимся достойные условия занятости, труда и жизни. Закон регулирует деятельность органов государственной службы занятости, в обязанности которых входят:

· анализ и прогнозирование спроса и предложения, инфор­мирование населения;

· учет свободных мест и граждан, ищущих работу;

· регистрация безработных;

· обеспечение работой;

· выплата пособий;

· организация программ занятости;

· проведение ярмарок вакансий.

Службы занятости наделены функциями, в соответствии с ко­торыми имеют право:

· требовать информацию от работодателей о наличии свобод­ных рабочих мест;

· получать информацию о предстоящих увольнениях (за три месяца);

· направлять лиц, ищущих работу, на предприятия для тру­доустройства.

Нормативно-правовыми основами деятельности органов по  вопросам занятости являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», Конвенция и рекомендации Международной организации труда (МОТ), Концепция профессиональной ориентации и психологи­ческой поддержки населения, Концепция профессиональной под­готовки, повышения квалификации и переподготовки безработ­ных граждан и незанятого населения РФ, положения «О порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице», «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения», «Об организации обще­ственных работ», «Об организации временной занятости», «Об организации субсидированной занятости», программа «Молодеж­ная практика», федеральные и региональные программы занято­сти населения и др.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения можно выделить основные направления государственной политики России по содействию занятости населения на рын-­

 

 

119

 

ке труда:

· осуществление мер по предупреждению высвобождения ра­ботников, смягчению последствий массовых высвобожде­ний на основе проведения предупредительных консультаций по вопросам трудоустройства;

· дальнейшее развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и не­ занятого населения в целях обеспечения конкурентоспособ­ности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

· создание единой информационной системы о спросе на ра­бочую силу и ее предложении, расширение доступа населе­ния к информации о вакансиях, оказание адресной поддерж­ки при трудоустройстве граждан;

· проведение мероприятий по внедрению эффективных меха­низмов профилирования безработных и повышения адрес­ности пособий по безработице;

· поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для граждан, особо нужда­ющихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· сочетание самостоятельности органов власти субъектов Фе­дерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

· координация и согласование объектов и профессионально- квалификационной структуры подготовки рабочих и специ­алистов в образовательных учреждениях профессионально­го образования всех уровней с потребностью территориаль­ных рынков труда;

· координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов ра­ботников и работодателей в разработке и реализации мер пообеспечению занятости населения и соответствующего кон­троля;

· международное сотрудничество в решении проблем занято­сти населения и т. д.

С вступлением в силу Трудового кодекса РФ постепенно про­исходит реформирование трудового права, направленное на по­вышение гибкости трудовых отношений и механизмов их ре­гулирования. Упор должен быть сделан на создание и стимули­рование механизмов саморегулирования на рынке труда при ра-

 

 

120

 

циональном уровне государственного регулирования, с учетом реальных возможностей государства и выделением сфер, где са­морегулирование оказывается недостаточным. Осуществляется переход от пассивного трудового законодательства к трудовому за­конодательству, поощряющему отраслевую и территориальную мо­бильность рабочей силы, повышение ее качества и создание но­вых рабочих мест. Центр тяжести переносится на договорное ре­гулирование трудовых отношений, задача которого сводится к установлению процедур, определяющих условия труда, права и обязанности работника и работодателя. Одна из важных состав­ляющих гибкости рынка труда — сохранение вариантности поис­ка работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обраще­ние, службу занятости и т. д.).

К 2001 г. завершилось реформирование службы занятости в связи с изменением порядка финансирования мероприятий по осуществлению политики в сфере занятости, изменилась и техно­логия работы по вопросам занятости в плане предоставления и организации услуг населению по содействию в трудоустройстве и занятости. В табл. 6.1 рассмотрены функции государственных ор­ганов и территориальных структур службы занятости населения.

 

Таблица 6.1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...