Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политика занятости и социальные гарантии
Политика занятости является важнейшей составляющей социальной политики, направленной на проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице. Согласно выводам кейнсианской теории занятости в условиях рыночной экономики не существует механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную занятость. Кроме того, один из выводов этой теории гласит, что рыночная система не может считаться саморегулируемой и нуждается в планомерном и целенаправленном регулировании. В мировой практике выработаны два основных типа регулирования, с помощью которых осуществляется воздействие на уровень занятости. Активный тип — это стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях. Этот тип включает: · мероприятия по профилактике увольнения рабочих и сокращения рабочих мест; · обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; · активный поиск и подбор рабочих мест; · финансирование создания новых рабочих мест; · организацию новых рабочих мест через систему общественных работ — работы по улучшению и развитию дорожной сети; благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства; развитие социальных услуг (уход за престарелыми и инвалидами, больными, детьми); временные и разовые работы на строительстве жилья, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на промышленных предприятиях; участие в проведении общегосударственных кампаний (выборы, социологические опросы, микропереписи населения). Система общественных работ позволяет лицам, ищущим работу, установить контакты с новыми работодателями, поддержать
117 уровень своих доходов и трудовые навыки. Участие в общественных работах может стать постоянным местом работы для молодежи, женщин с детьми на рабочих местах в социальной сфере и сфере услуг. Пассивный тип — это выплаты всевозможных пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости. Оба варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов и оправдывают себя при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой идет поиск наилучшего сочетания пассивных мер с активными мероприятиями, которые осуществляет государство на рынке труда, расширяя сеть агентств, оказывающих содействие населению при трудоустройстве . Основными методами государственного обеспечения занятости населения являются; · прямые методы — законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы (коллективные договоры, трудовое законодательство); · косвенные методы — государственная финансовая политика В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002—2004 гг. среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы: · сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан; · безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности страны в мировой экономике; · создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте. Выполнение указанных задач связано с решением важной социально-экономической задачи — созданием условий для обеспечения в России наиболее полной и эффективной занятости населения.
118 Создание законодательной системы регулирования в сфере занятости является одной из социальных задач проводимых в России реформ. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производственному и творческому труду, предоставляет право свободного выбора видов деятельности и гарантирует трудящимся достойные условия занятости, труда и жизни. Закон регулирует деятельность органов государственной службы занятости, в обязанности которых входят: · анализ и прогнозирование спроса и предложения, информирование населения; · учет свободных мест и граждан, ищущих работу; · регистрация безработных; · обеспечение работой; · выплата пособий; · организация программ занятости; · проведение ярмарок вакансий. Службы занятости наделены функциями, в соответствии с которыми имеют право: · требовать информацию от работодателей о наличии свободных рабочих мест; · получать информацию о предстоящих увольнениях (за три месяца); · направлять лиц, ищущих работу, на предприятия для трудоустройства. Нормативно-правовыми основами деятельности органов по вопросам занятости являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», Конвенция и рекомендации Международной организации труда (МОТ), Концепция профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения РФ, положения «О порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице», «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения», «Об организации общественных работ», «Об организации временной занятости», «Об организации субсидированной занятости», программа «Молодежная практика», федеральные и региональные программы занятости населения и др. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения можно выделить основные направления государственной политики России по содействию занятости населения на рын-
119
ке труда: · осуществление мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предупредительных консультаций по вопросам трудоустройства; · дальнейшее развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и не занятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда; · создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан; · проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных и повышения адресности пособий по безработице; · поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; · сочетание самостоятельности органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; · координация и согласование объектов и профессионально- квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда; · координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер пообеспечению занятости населения и соответствующего контроля; · международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т. д. С вступлением в силу Трудового кодекса РФ постепенно происходит реформирование трудового права, направленное на повышение гибкости трудовых отношений и механизмов их регулирования. Упор должен быть сделан на создание и стимулирование механизмов саморегулирования на рынке труда при ра-
120
циональном уровне государственного регулирования, с учетом реальных возможностей государства и выделением сфер, где саморегулирование оказывается недостаточным. Осуществляется переход от пассивного трудового законодательства к трудовому законодательству, поощряющему отраслевую и территориальную мобильность рабочей силы, повышение ее качества и создание новых рабочих мест. Центр тяжести переносится на договорное регулирование трудовых отношений, задача которого сводится к установлению процедур, определяющих условия труда, права и обязанности работника и работодателя. Одна из важных составляющих гибкости рынка труда — сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение, службу занятости и т. д.). К 2001 г. завершилось реформирование службы занятости в связи с изменением порядка финансирования мероприятий по осуществлению политики в сфере занятости, изменилась и технология работы по вопросам занятости в плане предоставления и организации услуг населению по содействию в трудоустройстве и занятости. В табл. 6.1 рассмотрены функции государственных органов и территориальных структур службы занятости населения.
Таблица 6.1 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |