Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И законы производного спроса




Факторы спроса на труд на микроуровне. К числу факторов, непосредственно определяющих объем, структуру и динамику спроса на труд на микроуровне, относятся спрос на производи­мую предприятием (фирмой) продукцию, ее прибыльная реали­зация, эффективность функционирования в конкурентной среде, измеряемая нормой и массой получаемой прибыли. Связь между спросом на продукцию фирмы и спросом фирмы на рабочую силу может быть выражена следующей закономерностью: чем выше спрос на продукцию фирмы и, следовательно, выше эффектив­ность ее функционирования, тем больше объем спроса на труд, предъявляемого данной фирмой на рынке труда. И наоборот, чем меньше спрос на продукцию фирмы и, следовательно, ниже эф­фективность ее хозяйственной деятельности, тем меньше спрос фирмы на рабочую силу.

Спрос на продукцию выступает как доминанта в определении спроса на рабочую силу. С экономической точки зрения при уве­личении спроса на продукцию при прочих равных условиях по­вышается норма и масса прибыли, что предопределяет величину ее капитализируемой части, а следовательно, масштаб и темпы роста спроса на труд. Спрос на труд является производным от спроса на продукт фирмы. Если спрос на продукт повышается, растет и спрос на труд, и наоборот: падает спрос на продукт — со­кращается и спрос на труд. Эта зависимость выступает как зако­номерность рыночных отношений, охватывающая как сферу про­изводства и реализации продукции, так и сферу купли-продажи рабочей силы, т. е. рынок труда.

Представленная схема не в полной мере отражает реально про­исходящие процессы. В действительности рост спроса на рабочую силу не адекватен росту прибыльности производственной и ры­ночной деятельности фирмы. Спрос на рабочую силу повышает­ся не в той же самой пропорции, что и спрос на продукцию фир­мы. Как правило, он отстает от роста спроса на продукцию. Мо­жет возникнуть и ситуация, когда эффективность производства, измеряемая прибылью, растет, а спрос на труд остается неизмен­ным и даже падает как относительно, так и абсолютно. Кроме того, в рыночной экономике на микро- и макроуровне существуют огра­ничители спроса на рабочую силу, заложенные в рыночных отно­шениях и в самих условиях производства. К их числу относятся научно-технический прогресс и

 

84

 

 

обусловленное им движение производительности труда, внутриотраслевая и межотраслевая кон­куренция, цены.

Соотношение цены на продукцию и занятости на фирме есть стоимостное (денежное) выражение соотношения между спросом на продукцию и спросом на рабочую силу. Здесь причинно-следственная связь может быть выражена формулой: чем выше цена на производимую предприятием продукцию, тем выше его при­быль, тем больше, соответственно, возможности предприятия для найма дополнительных работников, и наоборот.

Роль цены в формировании спроса на рабочую силу. Связь меж­ду ростом цен на продукцию и расширением спроса на рабочую силу очевидна, но эта связь не столь жестка и прямолинейна. При оценке действительной роли цены в формировании спроса на ра­бочую силу следует учитывать:

1) эластичность спроса, т. е. количественную меру изменения величины спроса при изменении цены товара, или соотношение темпов увеличения спроса, с одной стороны, и темпов роста цен — с другой. Эластичность спроса измеряется отношением процент­ного изменения объема продаж (в натуральных единицах) к про­центному изменению цены, оказавшему позитивное или негатив­ное влияние на экономическое поведение покупателей, на вели­чину и динамику спроса. Если спрос эластичен, т. е. если его величина изменяется быстрее, чем величина цены, то повышение спроса на продукцию окажет позитивное воздействие на объем и динамику спроса на труд. Но если цены на продукцию растут быстрее, чем изменяется (растет) спрос, то последний становится неэластичным и позитивный эффект спроса на рабочую силу в конечном счете будет полностью погашен;

2) границы движения цен. Повышение цен на продукцию не может быть безграничным, оно имеет свои пределы. Закон спро­са четко определяет эти пределы. Величина спроса изменяется в обратном отношении к цене: чем выше цена товара, тем ниже спрос, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. Позитивный эффект повышения спроса на продукцию фирмы и соответству­ющего роста цен с точки зрения увеличения объема предъявляемого фирмой спроса на рабочую силу может быть достигнут лишь
при условии, если спрос на продукцию фирмы будет достаточно эластичным, а повышательное движение цен будет происходить в границах, обеспечивающих конкурентоспособность товаров;

3) цену спроса на труд. Величина и динамика спроса фирмы на труд зависят от цены на продукцию и от цены самого труда. Про­изводство продукции требует от фирмы определенных затрат на

 

 

85

 

приобретение необходимых производственных ресурсов, класси­фицируемых как экономические или вмененные издержки про­изводства. Они подразделяются на внешние и внутренние, посто­янные и переменные. Подавляющую массу издержек производства фирмы в большинстве отраслей составляют затраты на оплату тру­да. Величина цены рабочей силы и ее динамика существенно вли­яют на все основные категории (предельную производительность труда, предельный продукт труда и т. д.), от которых в решающей степени зависят объем, структура и динамика спроса на труд.

Законы производного спроса Маршалла—Хикса. Изменение эла­стичности спроса на труд определяют четыре закона производного спроса Маршалла—Хикса. Они утверждают, что при прочих рав­ных условиях прямая эластичности спроса на определенный вид труда по заработной плате тем выше, чем:

1) выше эластичность спроса по цене на производимый фир­мой продукт;

2) легче заменить данный вид труда другими факторами про­изводства;

3) выше эластичность предложения других факторов производ­ства;

4) большую долю в общих издержках производства составляют затраты на данный вид труда.

Первый закон — закон эластичности спроса по цене на производимый фирмой продукт. Этот закон связан с характером спроса на труд как производного спроса и, следовательно, с тем, что при прочих равных условиях количество применяемого труда зависит от объема продукта, на который предъявляется спрос на рынке. Этот закон в большей степени относится к эффекту мас­штаба, чем к эффекту замещения. Сокращение заработной платы снижает издержки и цены и вызывает увеличение спроса на про­дукт. Чем выше эластичность спроса на продукт при прочих рав­ных условиях, тем больше будет дополнительный продукт, потреб­ленный рынком при каждом данном снижении цены продукта. В этом случае имеет место больший эффект масштаба и, следова­тельно, более существенный рост спроса на труд.

Второй закон— закон замещения труда другими факто­рами производства. Можно ожидать, что эластичность спроса на труд будет выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, потому что технические возможности замещения факторов более благоприятны именно в долгосрочном периоде. Долгосрочный пе­риод определяется как период, в течение которого может изме­няться капитал. Это является предпосылкой для замещения тру­да капиталом.

 

86

Третий закон — закон эластичности предложения других факторов производства. Если два фактора являются заменителями, то повышение ставки заработной платы порождает замещение труда капиталом при прочих равных условиях. Когда эффект масштаба, снижающий объем производства, незначителен, эф­фект замещения снижает спрос на труд. Если предложение капи­тала в отрасли высокоэластично, то наблюдается эффект заме­щения. Аналогичные аргументы приемлемы, когда производство расширяется. Любое замещение капитала трудом, вызванное сни­жением заработной платы, столкнется с противодействующим эффектом, обусловленным расширением производства.

Четвертый закон — закон доли трудовых издержек в об­щих издержках производства. Этот закон не абсолютен, он требу­ет одного уточнения, касающегося эластичности замещения фак­торов производства. Данный закон выполняется, если эластич­ность замещения факторов производства меньше эластичности спроса на продукт. Если же эластичность замещения факторов производства больше эластичности спроса на продукт, то ситуа­ция обратная: чем выше доля трудовых издержек в совокупных из­держках, тем ниже эластичность спроса на труд.

Издержки и спрос на труд. Издержки имеют сложную струк­туру и не состоят только из расходов на заработную плату. Трудо­вые издержки, кроме заработной платы, включают расходы на наем и отбор работников, затраты на обучение и повышение ква­лификации, расходы на предоставление дополнительных благ и льгот работникам и др. Эти виды трудовых издержек не связаны с отработанным временем, а зависят от численности нанятых ра­ботников. Поэтому в отличие от заработной платы, которую мож­но определить как переменные трудовые издержки, они называются постоянными, или квазипостоянными издержками. В практической деятельности выделяют два вида постоянных трудовых издержек. Первый вид — это издержки, связанные с движением рабочей силы и состоящие из затрат на наем и увольнение. Эти затраты зависят от числа вновь нанятых работников, уволившихся и уволенных. Они носят разовый характер, и их можно назвать еди­новременными постоянными издержками. Второй вид — текущие постоянные издержки. К ним относятся все выплаты, которые про­изводятся на протяжении всего периода использования рабочей силы и которые не связаны с отработанным рабочим временем.

В общем виде модель спроса на труд с учетом квазипостоян­ных издержек можно представить следующим образом. В каждый период времени издержки работодателя составят заработную пла

 

87

 

ту, переменные трудовые издержки и текущие постоянные издержки, а также единовременные постоянные издержки, свя­занные с наймом и увольнением работников. Таким образом, из модифицированной модели спроса на труд следует, что даже при совершенной конкуренции на рынке труда в каждый период вре­мени предельный продукт в денежной форме превышает заработ­ную плату.

Заработная плата и спрос на рабочую силу. Заработная плата оказывает значительное влияние на рынок труда, занятость и без­работицу, одновременно воздействует на формирование спроса на рабочую силу и предложения рабочей силы. Одновременно зара­ботная плата существенным образом затрагивает экономические интересы основных контрагентов рынка труда — покупателей ра­бочей силы (предпринимателей) и ее продавцов (наемных работ­ников). Рассмотрим более подробно связь заработной платы, ее величины и динамики с движением спроса на рабочую силу. В ры­ночной экономике рабочая сила становится первостепенным фак­тором производства, без которого производство становится невоз­можным. И каждый раз, когда предприниматель решает начать выпуск какой-либо продукции, он должен выйти на рынок тру­да, чтобы приобрести рабочую силу в определенном количестве и требуемого качества.

Необходимость купли рабочей силы побуждает предпринима­теля, прежде чем обратиться на рынок труда, определить цену спроса на труд, или ставку заработной платы. Она определяется соотношением спроса и предложения на рынке труда. В точке пересечения кривых спроса и предложения возникает так назы­ваемая равновесная цена труда, или средняя ставка заработной платы по каждому конкретному виду труда. Формирование цены рабочей силы здесь представлено в идеальных условиях. В дей­ствительности таких условий никогда не существовало. Опреде­ление цены труда осуществляется в условиях несовершенной кон­куренции и испытывает сильное воздействие таких факторов, как монополия спроса на труд, монополия предложения труда, госу­дарственное регулирование рынка труда. Ставка заработной пла­ты на уровне фирмы может определяться по каждому конкретно­му виду труда на основе концепций предельной производитель­ности и предельного продукта труда, т. е. исходя из расчетного соотношения этой цены и ожидаемой прибыли. Зависимость спро­са фирмы на рабочую силу от величины и динамики заработной платы — важнейший элемент рыночных отношений в сфере тру­да, определяющий в конечном счете уровень и движение занято­сти и безработицы.

 

88

 

Цена труда может формироваться на основе высокой или низ­кой заработной платы. Высокая заработная плата рассматривает­ся как главная причина ограничения спроса фирм на рабочую силу, его падения и, следовательно, снижения уровня занятости населения, роста безработицы. Отрицательное воздействие высо­кой заработной платы на движение спроса на рабочую силу обу­словлено законом спроса. Применительно к рынку труда закон спроса гласит: чем выше цена товара рабочая сила, тем ниже спрос, и наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос на данный специфический товар. Закон спроса вскрывает объективную вза­имосвязь между заработной платой и прибылью, непосредствен­но воздействующую на масштаб и динамику спроса на рабочую силу. Заработная плата существенным образом затрагивает эконо­мические интересы фирмы, поскольку является определяющим компонентом издержек производства. Однако высокая заработная плата имеет и положительное значение. Повышение заработной платы означает рост покупательной способности наемных работ­ников. Это увеличивает объем реализации продукции, максими­зацию прибыли, в результате увеличивается спрос на рабочую силу. Мировой опыт показывает, что постоянно существует воз­можность увеличения спроса фирм на рабочую силу при повыша­ющемся уровне заработной платы, связанная с ростом эффектив­ности производства.

Роль низкой заработной платы в формировании спроса на ра­бочую силу противоречива. Понижение уровня оплаты труда ав­томатически не влечет за собой расширение спроса на рабочую силу. Возможности расширения спроса в данной ситуации суще­ственно ограничиваются факторами экономического, социального и правового характера. Отметим, что спрос на рабочую силу — ве­личина производная, зависимая от спроса на продукцию фирмы, а ее реализация зависит от покупательной способности потреби­телей, основную массу которых составляют наемные работники. Поэтому снижение заработной платы означает падение покупа­тельной способности потребителей и, следовательно, уменьшение емкости внутреннего рынка со всеми вытекающими негативны­ми последствиями.

Понижение заработной платы неизбежно наталкивается на противодействие объективных требований воспроизводства рабо­чей силы. Величина заработной платы в каждый данный момент должна быть достаточной для удовлетворения материальных и нематериальных потребностей наемного работника и членов его семьи. Понижение заработной платы до минимального уровня подорвет процесс воспроизводства рабочей силы. Низкая заработ­ная плата разрушает мотивацию к производительному труду, под­

 

89

 

рывает заинтересованность в труде, порождает равнодушие, ослаб­ляет дисциплину труда, вызывает высокую текучесть рабочей силы, что наносит существенный экономический ущерб хозяй­ственной деятельности фирм. Низкий уровень заработной платы не стимулирует предложения рабочей силы и, достигнув крити­ческой точки, порождает и усиливает отток рабочей силы с пред­приятий, сокращение занятости.

Значительную роль в регулировании минимального уровня оплаты труда играет государство. Законодательное установление минимальной величины заработной платы создает надежную со­циальную защиту работников наемного труда от произвола рабо­тодателей и попыток понижения оплаты труда ниже установлен­ного минимума. Велика и роль профсоюзов в защите прав работ­ников в сфере трудовых отношений, включая и вопросы оплаты труда. У современных профсоюзов достаточно сил и средств для воздействия на спрос и предложение рабочей силы. Они способ­ны защищать экономические интересы наемных работников, добиваться повышения оплаты труда и не допускать ее пониже­ния предпринимателями. Понижение заработной платы может привести к нарастанию социальной напряженности, вызвать про­тест работников в форме забастовок, способных принести пред­приятиям ощутимые экономические потери.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...