Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА




План занятия:

1.Сущность рынка труда.

2. Структура рынка труда.

3. Особенности функционирования рынка труда.

Сущность рынка труда

Характеристики рынка труда.Полноценный национальный ры­нок труда формируется под влиянием ряда факторов, обеспечи­вающих единство как экономики страны в целом, так и отдель­ных ее подсистем. Как экономическое явление рынок труда воз­никает не сам по себе, а в силу наличия рыночных отношений в экономике и достижения определенного уровня их развития. Ры­нок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынку труда свойствен­ны следующие характеристики. Рынок труда — это:

• совокупность экономических связей между спросом и пред­ложением рабочей силы;

• место пересечения различных экономических и социальных
интересов и функций;

• поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников, потенциальных или фактических, но заинтересо­ванных в переходе на новое место работы в пределах орга­низации.

Говоря о рынке труда, надо определить тот товар, который яв­ляется объектом купли-продажи, объектом передачи права соб­ственности. Поданной проблеме имеются различные точки зре­ния. Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т. е. спо­собность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Другие доказывают, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за него. Еще одна точка зре­ния заключается в том, что рынок труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают: работодатель — покупатель труда и юридически свободный и юри­дически защищенный собственник —продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей

 

30


 

 

силы, т. е. совокупности способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого состоит в физической неотделимости его от собственника. Дан­ная специфика отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса определенного качества при опре­деленных условиях в определенный отрезок времени.

На рынке цена труда выступает в форме ставки заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), за­ключаемом между работодателем и лицом, нанимающимся на ра­боту. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества складывается в зависимости от соотношения спроса и предложе­ния на рынке труда. Фактическая цена труда отражает равновес­ную ставку заработной платы. Совокупность товарно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы, ее наем и обмен на жизненные средства, представляет собой рынок рабочей силы^Рабочая сила, как уже отмечалось, включает раз­нообразные способности к труду, но не все они используются в процессе труда. Оплачивается не потенциальная, а функциониру­ющая рабочая сила, только первичные, профессиональные востре­бованные способности к труду.

Наем рабочей силы означает передачу работником работодате­лю своих способностей к труду на определенный срок для исполь­зования их в процессе производства. Использование работодате­лем рабочей силы осуществляется за определенную плату в денеж­ной или натуральной форме. Следовательно, эта сделка — продажа рабочей силы ради приобретения жизненных средств, необходи­мых для восстановления жизненных сил и трудоспособности, а также для поддержания и развития семьи работника. Объектом обмена, таким образом, выступают функционирующие способно­сти к труду, или функционирующая рабочая сила. В этом и за­ключается сущность рынка труда, выражающаяся в экономических отношениях обмена функционирующей рабочей силы на жизнен­ные средства на основе законов спроса и предложения, стоимо­сти рабочей силы, предельной производительности труда и кон­куренции.

Функции рынка труда и его составные части.В результате дей­ствия механизма спроса и предложения можно выделить основ­ные функции рынка труда:

• установление контактов работодателей и наемных работни­ков;

• обеспечение конкуренции на рынке труда как между рабо­тодателями, так и между наемными работниками;

31


• установление равновесных ставок заработной платы;

• содействие решению вопросов занятости населения;

• осуществление социальной поддержки безработных.

Главными составными частями рынка труда являются совокуп­ное предложение, охватывающее наемную рабочую силу, и совокуп-

Рис. 2.1.Совокупный рынок труда:

С — совокупный спрос на труд; П — совокупное предложение труда; УС — удовлетворенный спрос на труд

ный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они и составляют совокупный рынок труда (рис. 2.1).

На рис. 2.1 та часть, которая образуется на пересечении сово­купного спроса и совокупного предложения, носит название «удовлетворенный спрос на труд». Непересекающиеся части соот­ветствуют текущему рынку:

ТР = СР-УС,

где ТР — текущий рынок труда; СР — совокупный рынок труда; УС — удовлетворенный спрос на труд. Текущий рынок труда об­разуется за счет естественного и механического движения рабо­чей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он вклю­чает следующие элементы:

открытый рынок труда, состоящий из экономически активного населения, которое ищет работу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;

скрытый рынок труда — лица, которые формально заняты в
экономике, но в то же время в связи с сокращением произ­водства или изменением его структуры могут быть высво­бождены.

На параметры российского рынка труда существенное влия­ние оказывает то, что он формируется в условиях выхода из глу-


бокого социально-экономического кризиса, охватившего все сто­роны жизни общества. Негативное влияние на рынок труда ока­зали спад производства, сокращение инвестиций, кризис непла­тежей, социальное и имущественное расслоение населения. Ско­рость формирования рынка труда явно недостаточна для того, чтобы успешно складывались предпосылки эффективного эконо­мического роста.






Структура рынка труда

Структура рынка труда определяется разными признаками и компонентами, необходимыми для возникновения и начала функ­ционирования рынка труда. На основе характеристики рынка тру­да можно установить основные его элементы: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др.

Субъекты рынкатруда. Главными субъектами рынка труда яв­ляются работодатели и наемные работники, государство и его органы. Работодатель — наниматель, который может быть пред­ставлен разными экономическими субъектами в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть государственные предприятия, акционерные общества, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совмест­ные предприятия, общественные организации, индивидуальные наниматели и т. п. На государственных предприятиях работода­тель сам является наемным работником государства и не может владеть средствами производства. В крупных акционерных ком­паниях работодатель является наемным работником акционеров и может иметь определенное количество акций предприятия. На малом предприятии работодатель является и собственником средств производства.

Наемные работники — это свободные трудоспособные гражда­не, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимо­сти от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств — ответственности, исполни­тельности, дисциплинированности, обязательности, предприим­чивости и др.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми


 


32


33


органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта государство выполняет следующие функции:

• социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест
во всех секторах экономики;

• законодательные, связанные с разработкой основных юри­дических норм и правил;

• регулирования рынка труда косвенными методами;

• защиты прав всех субъектов рынка труда;

• функции работодателя на государственных предприятиях.

Правовые аспекты.Важным условием реального функциони­рования рынка труда является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников. Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:

• отношения между наемными работниками и работодате­лями;

• отношения между субъектами рынка труда и их представи­телями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости);

• отношения между субъектами рынка труда и государством.

Для регулирования взаимоотношений на рынке труда необхо­димы законодательные акты, нормы и правила. Юридические нормы необходимы для регулирования отношений между субъек­тами рынка, которые четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений. Необходимы и нормативные правовые акты по социальной защите трудящихся, в том числе и социального страхования на случай потери работы, охраны здо­ровья и др. Такие нормы предусмотрены в Конституции РФ, Тру­довом кодексе РФ, Законе «О занятости населения Российской Федерации», Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и других законах. Законодательные нор­мы конкретизируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, при заключении генеральных, отраслевых (та­рифных), территориальных и коллективных соглашений. По до­говоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двусторонними.

Рынок труда не может успешно функционировать без создания экономических условий, включающих законодательные акты, нормы, налоговую систему и различные льготы, проведения ак­тивной политики занятости населения, разработки и осуществле­ния федеральной и региональных программ содействия занятости

34


населения, программ подготовки и переподготовки высвобожда­емых работников и т. д.

Конъюнктура рынка.Наличие национального рынка труда в существенной мере способствует стабильному развитию народного хозяйства, улучшению конъюнктуры рынка труда. В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда:

1) трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток в предложении труда;

2) трудоизбыточный, когда на рынке труда имеется большое
число безработных и, соответственно, избыток предложения тру­
да;

3) равновесный, при котором спрос на труд соответствует его
предложению.

Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики (подъема или спада), отраслевой структуры хозяйства, уровня раз­вития его технической базы, благосостояния (уровня доходов на­селения), развития рынков товаров, услуг и жилья, состояния со­циальной и производственной инфраструктуры, степени развития многоукладное™ экономики, развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы.

Свобода найма и увольнения работников является основой конкурентоспособности предприятия. Поэтому важным услови­ем формирования рынка труда является, с одной стороны, нали­чие множества работодателей, предлагающих рабочие места, а с другой — свобода конкуренции между работниками за наиболее привлекательные рабочие места. Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на ры­нок труда и покидать его. Конкуренция — неотъемлемая состав­ляющая механизма любого рынка.

Инфраструктура рынка труда.Для полноценного функцио­нирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечива­ющие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура рынка призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и перепод­готовки работников, а также процессы защиты прав работодателя и наемных

35


работников на рынке труда. Основным элементом ин­фраструктуры рынка труда выступает государственная служба за­нятости, включающая органы трех уровней управления: общего­сударственного, регионального и местного.

Национальный рынок труда.Под общегосударственным, или национальным, рынком труда понимается его народно-хозяйствен­ный уровень, который зависит от ситуации в экономике страны. На национальный рынок труда оказывают влияние многие фак­торы, обеспечивающие единство экономики страны, среди кото­рых можно выделить: развитие межхозяйственных связей, углуб­ление процессов разделения и кооперации общественного труда, интенсификацию перелива капитала не только по отраслям, но и по территории страны. Следует учитывать и специфические особенности, связанные с географическим положением, протя­женностью территории, компактностью или удаленностью распо­ложения отдельных регионов относительно друг друга. Преодоле­ние оторванности и отчужденности отдельных регионов страны, их отдаленности от центра создает реальную материальную осно­ву для формирования единого народного хозяйства страны. Имен­но единство экономики позволяет говорить о наличии единого национального рынка труда. Для того чтобы национальный ры­нок труда реально выполнял свои функции как часть механизма народно-хозяйственного рынка, должны быть точно определены его роль и задачи регулирования занятости населения. Следует четко разграничивать полномочия и ответственность между фе­деральными и региональными органами власти по регулированию рынка труда.

Национальный рынок труда как единое целое реально функ­ционирует только в условиях свободного перераспределения ра­бочей силы между локальными рынками труда. Локальные рынки труда занимают особое положение в хозяйственном механизме отдельно взятых территорий^ Привязанность рабочих мест, скон­центрированных в рамках предприятий и организаций, к конкрет­ным населенным пунктам повышает значение локальных рынков труда для решения проблем занятости и социально-экономичес­кого развития регионов. В условиях рыночной экономики госу­дарственное регулирование должно быть организующим началом в развитии народного хозяйства в целом, его отраслей и регионов. Развитие регионов страны может быть обеспечено только с уче­том экономических интересов федерального центра и территорий. Это относится и к проблемам регулирования локальных рынков труда, занимающих промежуточное положение между нацио­нальным рынком труда, охватывающим страну в целом, и мест-

36


ными рынками труда предприятий и организаций, находящихся в определенных населенных пунктах.

Региональные рынки труда.Трудовые ресурсы тесно связаны с территорией проживания и одновременно ориентированы на от­раслевую дифференциацию спроса на труд, исходящего от пред­приятий. Поэтому рабочая сила находится в своеобразном цент­ре пересечения территориальных, отраслевых и местных методов управления. Таким образом, на локальных рынках труда долж­ны быть реализованы подходы, обеспечивающие координацию управляющих воздействий местных органов власти — с одной сто­роны, предпринимателей и работодателей — с другой.). Параллельно следует проводить четкое разграничение функций управления человеческими ресурсами территорий между федеральными и ре­гиональными органами власти, между системой управления эко­номическим и социальным развитием того или иного территори­ально-административного образования и экономически активным населением, входящим в него.

Большинство регионов России включает сеть поселений раз­личных типов и людности, что позволяет выделять в рамках ре­гиональных рынков труда различные подсистемы. Одной из та­ких подсистем является локальный рынок труда города. Именно в городах сосредоточено большинство населения и соответственно прогрессивных видов и форм трудовой деятельности, требующих квалифицированных работников практически всех профессий и специальностей. Локальные рынки труда российских городов уже сформировались, и их функционирование определяется состояни­ем экономики города в целом. При этом для большинства рын­ков труда городов характерны закрытость и изолированность, вы­званные низким уровнем трудовой мобильности населения, слож­ностью решения бытовых проблем, связанных со сменой места жительства.

Другой подсистемой является аграрный рынок труда, форми­рующий совместно с рынком труда города региональный рынок труда. Специфика формирования и функционирования аграрно­го рынка труда обусловлена особенностями сельскохозяйственного труда. Взаимосвязи земли и труда как факторов производства име­ют свою специфику в аграрном секторе экономики в отличие от других видов деятельности. Специфика данного рынка труда свя­зана с площадью сельскохозяйственных угодий, видами исполь­зуемого оборудования, масштабом применения труда, большими расстояниями между сельскими населенными пунктами, отсут­ствием между ними устойчивых транспортных связей. В этих условиях нет ни экономических, ни организационных предпосылок для

 

37

 

 

формирования единого аграрного рынка труда даже в пре­делах отдельно взятой области.

Внутрифирменные рынкитруда. Рыночные отношения охва­тывают не только все подсистемы хозяйственного механизма, но и все его иерархические уровни — от народно-хозяйственного, от­раслевого до уровня предприятия, организации, фирмы. Органи­зационные формы трудовой деятельности таковы, что работники занимают рабочие места в рамках конкретных предприятий, орга­низаций, фирм. Это обусловливает выделение из рынка труда обо­собленной подсистемы — рынков труда предприятий, организаций и фирм, получивших название внутренних {внутрифирменных) рынков труда. Данный рынок характеризуется наличием и соста­вом работников на предприятии, их движением внутри него, при­чинами перемещения, уровнем занятости, степенью использова­ния оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Внутрифирменный рынок труда обеспечивает уже занятым в производстве работникам определен­ную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на данном рынке проявляется присущая ему кон­куренция в должностном продвижении, получении более выгод­ных работ, занятии освободившихся вакансий.

Особое положение внутрифирменного рынка труда связано с его преимущественной ориентацией на профессиональное движе­ние работников в рамках организации. Для наемного работника отношения занятости формируются по результатам найма, заня­тием конкретного рабочего места. Для администрации организа­ции важно заблаговременно откорректировать динамику разви­тия внутреннего рынка труда в желательном для нее направлении. Основными функциями внутрифирменного рынка труда явля­ются:

1) обеспечение сбалансированности спроса и предложения тру­
да внутри фирмы;

2) корректировка профессионально-квалификационных характеристик работников в соответствии с требованиями изменяющей­ся технологии производства;

3) социальная защита работников и обеспечение гарантий занятости.

Формирование спроса и предложения рабочей силы на внут­рифирменных рынках труда имеет свою специфику. Так как спрос на труд произволен и определяется теми объемами товаров и услуг, которые предприятие реализует на рынке, то уровень де­ловой активности оказывает прямо пропорциональное воздействие на масштабы внутрифирменного спроса на труд, фактически

38


спрос на труд как фактор производства означает то количество работников, которых организация готова нанять и труд которых готова использовать в конкретный момент времени при существу­ющих ставках оплаты труда. Спрос на труд будет всегда диффе­ренцирован, так как товары и услуги производятся с помощью различных технологий, требующих использования рабочей силы с определенными профессиональными и квалификационными характеристиками.

На внутрифирменный спрос на труд оказывают влияние сле­дующие причины: 1) изменение технологии производственного процесса, связанное с внедрением нового оборудования, которое ведет к росту производительности труда и сокращению масшта­бов спроса на труд в целом; 2) возможность замены одного ресурса другим; 3) взаимная дополняемость ресурсов (земли, капитала и труда). Внутрифирменное предложение труда формируется под влиянием несколько иных причин, чем на локальном или нацио­нальном рынках труда. Основой этого предложения является чис­ленность и состав уже вовлеченных в производство работников. Структура предложения труда внутри фирмы дифференцирована по социально-демографическим и профессионально-квалифика­ционным признакам.

На эффективность функционирования внутрифирменного рын­ка труда достаточно сильное влияние будут оказывать половозра­стной состав работников, принадлежность работников к опреде­ленным социальным группам. Смешанные рабочие группы и тру­довые коллективы более эффективны, чем чисто мужской или чисто женский коллектив. Рабочие группы, состоящие из ра­ботников одного возраста, будут продуцировать конфликты, что объясняется совпадением целей, интересов, методов действия в одинаковых ситуациях. В основе социального расслоения лежит имущественное расслоение. Наблюдается взаимосвязь между при­надлежностью человека к определенному социальному слою и перспективами его профессиональной деятельности. Таким обра­зом, при изменении масштаба и структуры внутрифирменного спроса на труд организация может и должна корректировать пред­ложение труда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...