Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспроизводство и использование




ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Ректор — акад. А. Н. Романов

Учебное пособие «Рынок труда» одобрено

Научно-методическим советом ВЗФЭИ

Председатель Научно-методического совета — проф. Д. М. Дайитбегов

Авторский коллектив

Шлендер П. Э., канд. экон. наук, профессор Воротникова В. В., канд. экон. наук, доцент

Довгая Е. Г.

Дубас О. Б.

Кадильникова Л. В.

Маслова В. М., канд. экон. наук, доцент Петроченко Н. П., канд. экон. наук, доцент Пуляшкин В. В., канд. экон. наук, доцент Сорокина М. Е., канд. экон. наук, доцент Сухова Л. С, канд. экон. наук, доцент Федюкова В. А.

Р93

Рынок труда:Учеб. пособие /Под ред. проф. П. Э. Шлендера. —  

М.: Вузовский учебник, 2004. — 208 с.

ISBN 5-9558-0013-1

В учебном пособии излагаются основы формирования трудовых ре­сурсов и функционирования рабочей силы, раскрывается механизм функ­ционирования рынка труда, показано взаимодействие спроса и предло­жения труда, рассматривается занятость населения и ее взаимодействие с рынком труда, проблемы безработицы и ее социально-экономические последствия, дается представление о мобильности рабочей силы и осо­бенностях регулирования рынка труда.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заве­дений экономических специальностей.

ББК65.24я73

© ВЗФЭИ, 2004

ISBN 5-9558-0013-1



ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда в системе экономики свободного предпринима­тельства играет совершенно особую роль, что обусловлено специ­фикой товара, представленного на данном рынке. Рабочая сила, носителем которой является человек и которая служит опорой и стержнем формирования личности, выступает на рынке труда в качестве товара. Особенности индивидуальной рабочей силы дол­жны учитываться государством и работодателем при построении отношений занятости в рамках рынка труда любого уровня.

Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений связана с формированием рын­ка труда в экономической системе страны. Механизм формиро­вания и функционирования рынка труда в различных странах имеет как ряд общих черт, так и множество отличий, обусловлен­ных спецификой развития. Формирование рынка труда в России имеет определенные преимущества и недостатки по сравнению с эволюционным ходом развития рынка труда, характерного для большинства развитых стран. На параметры российского рынка труда существенное влияние оказывает то, что он формируется в условиях выхода из глубокого социально-экономического кризи­са, охватившего все стороны жизни общества в 1990-е годы. В це­лом формирование рынка труда протекает под влиянием раз­личных факторов: одни являются предпосылками успешного ре­шения проблем занятости в стране, другие, наоборот, будут провоцировать обострение этих проблем.

Несмотря на то что формирование российского рынка труда еще не завершено, уже сложились определенные закономерности его функционирования. Поэтому учебное пособие «Рынок труда» предназначено сформировать у студентов, специалистов в систе­ме социально-трудовых отношений профессиональные знания в области теории и практики функционирования и регулирования рынка труда, определения спроса и предложения на труд, заня­тости населения, влияния человеческих и трудовых ресурсов на рынок труда, регулирования безработицы и трудоустройства на­селения.

 

 

3


Учебное пособие по структуре и содержанию соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профес­сионального образования по специальности 060200 «Экономика труда», утвержденному Министерством образования РФ, Про­грамме дисциплины «Рынок труда», одобренной Научно-методи­ческим советом ВЗФЭИ. При написании данного учебного посо­бия авторы поставили перед собой целью решение следующих за­дач:

• сформировать представления о сущности рынка труда, его
роли для экономики страны;

• дать представление о формировании трудового потенциала
и трудовых ресурсов как основе рынка труда;

• показать структуру и функционирование рынка труда;

• рассмотреть теорию спроса и предложения труда;

• отразить занятость населения и ее взаимодействие с рынком
труда;

• раскрыть особенности безработицы и ее социально-эконо-

мические последствия, специфику мобильности трудовых
ресурсов и регулирования рынка труда.

Учебное пособие дает целостное представление о рынке труда как динамичной системе, в основе которой выступают отношения спроса и предложения труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования ра­бочей силы, ее конкурентоспособность и мобильность.

Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений экономических спе­циальностей, экономистов по труду, специалистов в сфере соци­ально-трудовых отношений. Учебное пособие написано авторским коллективом кафедры «Экономика и социология труда» Всерос­сийского заочного финансово-экономического института в следу­ющем составе:

П. Э. Шлендер, канд. экон. наук, профессор — введение, тема 1 (разделы 1.1 и 1.3), тема 2 (разделы 2.1 и 2.3), тема 4; О. Б. Ду­бас— тема 1 (раздел 1.2);, Е.Г. Довгая — тема 2 (раздел 2.2); Н. П. Петроченко, канд. экон. наук, доцент — тема 3; В. М. Маслова, канд. экон. наук, доцент — тема 5; В. В. Воротникова, канд. экон. наук, доцент, В. В. Пуляшкин, канд. экон. наук, доцент, В. А. Фёдюкова — тема 6; Л. В. Кадильникова — тема 7 (разделы 7.1 и 7.2); М. Е. Сорокина, канд. экон. наук, доцент — тема 7 (разде­лы 7.3 ,7.4 и 7.5); Л. С. Сухова, канд. экон. наук, доцент — тема 8.

 

 

4








Тема 1

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА РЫНКА ТРУДА

План занятия:

1. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества.

2. Воспроизводство и использование рабочей силы.

3. Движение рабочих мест и рабочей силы.

 

Трудовой потенциал и трудовые

Ресурсы общества

Одной из характеристик населения как производителя матери­альных благ является трудовой потенциал. Термин «потенциал» был введен в научный оборот в 1980-е годы. Трактовка данного термина означает наличие у отдельно взятого человека, первич­ного трудового коллектива или общества в целом скрытых, еще не проявившихся возможностей или способностей в соответст­вующих сферах жизнедеятельности. Определяя данную экономи­ческую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономи­ческий, производственный, трудовой) представляет собой обобщен­ную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Трудовой потенциал общества.Обобщающим показателем про­цесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, груп­пы людей, общества в конкретной обстановке.

Общепризнано, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы людей и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществ­лять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. Возможности людей по осуществле­нию в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управ­ленческих, общественно-политических и др.) определяются каче­ствами человека как:

• специфического (трудового) ресурса и основы производства (качества индивида как части населения);

 

5


• главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качества индивида как работника — носи­теля способности к труду, создателя материальных и духов­ных благ);

• члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).

В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полез­ной деятельности, может быть охарактеризована не только со сто­роны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени граждан­ской и духовной зрелости личности. Потенциал, выступая в един­стве пространственных и временных характеристик, концентри­рует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

1) отражающий прошлое, т. е. представляющий собой совокуп­ность свойств, накопленных системой в процессе ее становления
и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;

2) характеризующий настоящее с точки зрения практического
применения и использования наличных способностей;

3) ориентированный на развитие — в процессе трудовой дея­тельности работник не только реализует свои способности, но и
приобретает новые навыки.

Трудовой потенциал работника.Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал ра­ботника (личности), составляющий основу формирования трудо­вого потенциала более высокого структурного уровня. Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хо­зяйственная предприимчивость, творческая активность и др. Кро­ме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособ­ности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкла­де. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы — это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффектив­ности труда, достигнутом работником.

Трудовой потенциал работника не является величиной посто­янной, он непрерывно меняется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные

 

6

 

способности работника возрастают по мере развития и совершен­ствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизне­деятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухуд­шается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т. п. Трудовой потенциал работника включает:

• психофизиологический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность,
выносливость, тип нервной системы и т. п.;

• квалификационный потенциал — объем, глубину и разносто­ронность общих и специальных знаний, трудовых навыков
и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;

• личностный потенциал — уровень гражданского сознания и
социальной зрелости, степень усвоения работником норм
отношения к труду, ценностные ориентации, интересы,
потребности в сфере труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификаци­онного и личностного потенциалов.

Трудовой потенциал предприятия.Трудовой потенциал предпри­ятия как система всегда больше суммы составляющих ее частей — индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Применительно к предприятию трудовой потенциал представля­ет собой предельную величину возможного участия работников в производстве. Уже само объединение работников в единый и пла­номерно организованный процесс труда порождает эффект кол­лективного труда, который превосходит сумму сил работников, действующих индивидуально. Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демо­графических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними.

В трудовом потенциале предприятия можно выделить следу­ющие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификаци­онный и организационный. Кадровая составляющая включает ква­лификационный (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потенциал (познавательные способности). Про­фессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием научно-технического прогресса, который обусловливает появление новых и отмирание старых про­фессий, усложнение трудовых операций. Квалификационная структура определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний и навыков) и отражает прежде

 

7

 

всего изменения в его личностной составляющей. Организацион­ная составляющая трудового потенциала предприятия включает организацию и культуру труда, находя свое выражение в четко­сти, ритмичности, согласованности трудовых усилий и степени удовлетворенности работников своим трудом.

Показатели трудового потенциала.Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтезирующий совокупные спо­собности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализа­ции человеческого фактора, показатель уровня развития и грани­цы созидательной активности трудящихся. В количественном от­ношении общественный трудовой потенциал характеризует воз­можности общества по привлечению к общественному труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочего и послерабочего возраста). В качественном отношении трудовой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации (через участие в общественно полезном труде) всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подго­товки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобу­чения и повышения квалификации.

Потенциал общества зависит от качественных характеристик совокупной рабочей силы, определяющих уровень развития спо­собностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активности, мобильности) и специфики важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, инициативности, ор­ганизаторских способностей и др.). В качестве основного показа­теля величины объема потенциала применяется численность, а по­казателя использования — человекогод. При оценке трудового потенциала по данным измерителям возникает достаточно высо­кая погрешность. Поэтому отечественными экономистами, в том числе и кафедры экономики и социологии труда ВЗФЭИ, дока­зано, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человекочас. Он обладает ста­бильностью и допустим к применению во всех экономических расчетах на любом уровне.

Величина совокупного потенциального фонда рабочего време­ни производственного коллектива представляет собой разность между календарным фондом (Фк) и суммарными резервообразующими неявками и перерывами (ТН.П.), т. е. объемную величину времени выполнения производственного задания данным коллек­тивом работников. К нерезервообразующим относятся регламен-

 

8

тированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и празд­ничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие зако­нодательно установленные неявки и перерывы). В этом фонде отражается весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период. Применительно к пред­приятию величина трудового потенциала определяется по формуле

Фп = Фк – Тн.п.

или

Фп = Ч × Д × Тсм,

 

где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, часов; Ч — численность работающих, человек; Д— число дней работы в периоде; Тшпродолжительность рабочего дня (смены), часов.

В общем виде величину трудового потенциала общества (реги­она) можно выразить формулой

 

 

где Фп. общ — потенциальный фонд рабочего времени общества, часов; — численность населения (по группам), способного участвовать в общественном производстве (i= 1,2, ..., m); m — число групп населения; Т — законодательно установленная вели­чина времени работы по группам в течение календарного перио­да (год, квартал, месяц), которая исчисляется как произведение числа рабочих дней в периоде на установленную продолжитель­ность рабочего дня в часах.

Так как трудовой потенциал включает всех граждан, способ­ных участвовать в общественном производстве в силу своих фи­зических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков при нормальном уровне интенси­фикации труда, в расчет должны быть включены все группы работников с учетом их характерных особенностей. Поскольку структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, для правильного определения вели­чины трудового потенциала общества необходимо каждую отдель­ную группу лиц привести к базовой величине. В этом случае тру­довой потенциал общества, рассчитанный по работникам, проработавшим

 

9


 полный календарный год (Побщ), можно определить по формуле

Побщ = Фп.общ / tрасч

где tрасч— расчетное время работы одного трудящегося в течение года, часов.

Таким образом, трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Трудовой потенциал харак­теризует качество и потенциальные возможности труда. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами.

Трудовые ресурсы.Трудовые ресурсы представляют собой ка­тегорию, занимающую промежуточное положение между эконо­мическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сфере общественного хозяйства и индивидуальной трудовой дея­тельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

Трудовые ресурсы это трудоспособная часть населения, кото­рая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в обществен­ном производстве выделяют две части: активную (функциониру­ющую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Не­обходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и преумножаются, а к старости — утрачивают­ся. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим вы­делить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в тру­доспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсию по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве. Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ — верхнего и ниж­него уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных

 

10


среди населения трудоспособного возраста, численности участву­ющих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособно­го возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством. В России трудоспособным воз­растом считается возраст у мужчин 16—59 лет (включительно), у женщин 16—54 года (включительно). В России законодательная власть неоднократно рассматривала вопрос о необходимости уве­личения возрастного порога: для мужчин — с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. Однако низкая продолжительность жиз­ни, высокая смертность в трудоспособном возрасте вынуждают государство откладывать решение этого вопроса до более благо­приятного времени.

Трудоспособное население.Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Тру­доспособное население — это совокупность лиц, преимущественно в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиоло­гическим данным к участию в трудовой деятельности. На прак­тике различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физи­ческих, психофизиологических, возрастных данных, определя­ющих способность к труду и не обусловливающих необходимость специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность — это способность к конкретному виду труда, приобретаемая в ходе специального обучения.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности. В со­временных условиях источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; во­еннослужащие, высвобождаемые из Вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; переселенцы из стран Балтии, Закавказья и Средней Азии.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста. Абсолютный прирост определяет­ся на начало и конец рассматриваемого периода (обычно это один год или более длительный отрезок времени). Темп роста исчис­ляется как отношение абсолютной численности трудовых ресур­сов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп опре­деляется как среднее геометрическое.

11


Демографические аспекты трудовых ресурсов.На трудовые ре­сурсы существенное влияние оказывает своевременное выявление тенденций Демографического развития общества. Без учета демо­графической ситуации могут возникнуть деформации при форми­ровании государственных планов экономического и социального развития страны. От демографических характеристик трудоспособ­ного населения (половозрастной структуры, здоровья, уровня за­нятости) и показателей демографического развития (динамики рождаемости и смертности населения) зависит величина совокуп­ного национального дохода. Изменение численности и структу­ры населения по полу и возрасту влияет на использование наци­онального дохода, на соотношение спроса и предложения рабо­чей силы. Вместе с тем от численности и темпов роста населения и размещения его по территории страны зависят возможности и сроки освоения перспективных экономических районов.

Управление демографическими процессами является объектив­но необходимым и возможным. Учет особенностей демографиче­ской ситуации в стране, основных тенденций воспроизводства на­селения становится важнейшим условием социально-экономичес­кого планирования. Так, изменение численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, размеров семьи определяют возможный прирост (сниже­ние) трудовых ресурсов, объем и структуру потребительского спроса. Необходимость воздействия в современных условиях на демографические процессы обусловливается еще и тем, что суще­ствует определенная инерционность демографических процессов по отношению к условиям жизнедеятельности людей и их изме­нению. Демографическая политика страны должна быть направ­лена на достижение в долгосрочной перспективе воспроизводства населения с учетом региональных особенностей развития. В де­мографической политике выделяют определенные методы и на­правления: социально-экономические, правовые, воспитательные, психологические, стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности.

Образовательный и квалификационный уровень трудовых ресур­сов.Важнейшими характеристиками качественного состава на­селения, и особенно его трудоспособной части, являются обра­зовательный уровень и профессиональное мастерство. Чем выше уровень развития личностного фактора, тем быстрее совершен­ствуется и более производительно используется вещественный фактор. В процессе воспроизводства рабочей силы существенная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кад­ров для всех отраслей народного хозяйства. Подго-

 

12

товка рабочей силы должна быть направлена на некоторое опережение ее раз­вития по сравнению с изменяющимся в данный момент техничес­ким уровнем производства. Более быстрое развитие человеческо­го фактора по сравнению с вещественным создает предпосылки для быстрой адаптации работников к изменяющимся условиям труда, стимулирует развитие творческого подхода к трудовому процессу. Знания, полученные в процессе обучения, поднимают средний уровень развития трудовых ресурсов на более высокую ступень.

Уровень образования определяется средним числом лет обуче­ния, численностью учащихся и студентов, долей специалистов с высшим образованием. На качество трудовых ресурсов влияет профессионально-квалификационная структура работников. Осо­бенность формирования профессионально-квалификационной специализации работников заключается в том, что оно происхо­дит в органической связи с развитием научно-технического про­гресса. Материально-вещественные факторы производства форми­руют профессионально-квалификационную структуру работников с точки зрения специализации труда, его содержания, сложности. Процесс взаимодействия вещественного и личностного факторов с точки зрения формирования их качественного уровня является двусторонним.

Численность и состав населения.Развитие страны в значитель­ной степени определяется численностью и составом населения. Население старше определенного минимального возраста, уста­новленного для учета экономически активного населения (в Рос­сии — 16 лет), подразделяется на три категории: занятые, безра­ботные и лица вне рабочей силы. Занятые и безработные состав­ляют рабочую силу, или население, активное в данный период. Лица вне рабочей силы включают остаточные группы, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать, в том числе лица моложе трудоспособного возраста. Эта группа представляет насе­ление, которое в данный момент экономически неактивно.

Экономически активное население (ЭАН) — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле

Узан = dзан / Чн

где Узан— уровень экономической активности населения; dзан — доля в общей численности экономически активного населения; Чн — общая численность населения.

 

13

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав экономически активного населения, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения численно­сти. Численность экономически неактивного населения опреде­ляется по отношению к обследуемому периоду и включает следу­ющие категории:

а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие
дневные учебные заведения (включая дневную аспирантуру и докторантуру);

б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсию по случаю потери кормильца
при достижении ими пенсионного возраста;

в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, IIIгруп­пы);

г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за
детьми, больными родственниками и т. п.;

д) лица, отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие поиск
работы, исчерпавшие возможности поиска, но которые могут и
готовы работать;

е) другие лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.

 


















Воспроизводство и использование

Рабочей силы

Понятие рабочей силы.Под рабочей силой обычно понимают физические и умственные способности к труду, которыми облада­ет человек и которые он использует при производстве материаль­ных благ и услуг. Однако в современных научных источниках термин «рабочая сила» может использоваться и в других значени­ях. Например, как синоним экономически активного населения, т. е. часть трудоспособного населения, занятая или ищущая рабо­ту; или как работники конкретного предприятия. Поэтому при ис­пользовании термина «рабочая сила» необходимо пояснять, что именно имеется в виду.

Так как рабочая сила является решающим фактором, обеспе­чивающим социально-экономическое развитие страны, то необ­ходимо остановиться на проблеме ее воспроизводства. Основой для формирования рабочей силы является общая численность населения. Поэтому динамика движения численности населения и его структура предопределяют динамику численности и возраст­ного состава рабочей силы. Следовательно, исходным при рас-


смотрении воспроизводства рабочей силы является воспроизвод­ство населения.

Под воспроизводством населения понимается процесс непрерыв­ного возобновления поколений людей. Виды воспроизводства населения определяются особенностями движения численности и состава населения в стране и ее регионах. Это движение может быть естественным, миграционным (механическим) и социаль­ным. Естественное движение населения есть следствие рождае­мости и смертности людей. Разница между числом родившихся и умерших образует естественный прирост или естественную убыль.

Типы воспроизводства населения. Вестественном движении населения выделяют типы его воспроизводства, среди которых наиболее известными являются два — традиционный (экстенсив­ный) и современный (интенсивный). Для традиционного типа воспроизводства населения, преобладающего на ранних стадиях развития человеческого общества, были характерны высокая смертность из-за низкого уровня медицины, эпидемий, голода и высокая рождаемость, которая по религиозным и медицинским условиям не регулировалась в обществе в целом и в семье. Высо­кий уровень рождаемости нейтрализовал высокий уровень смерт­ности, в результате чего общие темпы роста населения были не­велики, преобладала молодая часть населения при низком удельном весе людей старших возрастов и пожилых.

Современный тип воспроизводства населения обусловлен: повы­шением уровня жизни людей; достижениями медицины и здра­воохранения; эмансипацией женщин и вовлечением их в обще­ственное производство, следствием чего стало падение рождаемо­сти; увеличением средней продолжительности жизни за счет профилактики ранее губительных для людей заболеваний, сниже­ния детской смертности. При данном типе воспроизводства об­щий рост численности населения происходит не столько за счет снижения уровня рождаемости (темпы здесь как раз умеренные), сколько за счет снижения уровня смертности. В современных условиях возрастает доля пожилого населения, растет средняя про­должительность жизни. В рамках естественного движения разли­чают и режимы воспроизводства населения — расширенный, про­стой и суженный.

Численность и состав населения меняется также в силу мигра­ции — механического прибытия и выбытия населения. Подобное движение населения вызывается различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами. Регулиру­емая миграция может способствовать равномерному распределе


 


14


15


нию трудовых ресурсов по регионам — из трудоизбыточных в трудонедостающие.

Социальное движение населения проявляется в изменениях его различных социальных характеристик: образовательной, про­фессиональной, национальной и др. В процессе воспроизводства происходит не только замещение поколений, но и формирование новой социально-демографической структуры населения, так как каждое поколение людей отличается уровнем образования и куль­туры, профессионально-квалификационным, половозрастным составом и другими характеристиками.

Факторы воспроизводства рабочей силы.Состояние воспроиз­водства населения в стране в значительной степени определяют процессы воспроизводства рабочей силы,под которыми понимают­ся процессы возобновления количественных и качественных харак­теристик экономически активного населения. При рассмотрении воспроизводства рабочей силы необходимо учитывать влияние нижеследующих факторов.

1. Демографическая ситуация. В России данная ситуация ухудшается высокими темпами. Об этом свидетельствуют сокращение рождаемости и рост смертности. Увеличивается смертность и сре­ди лиц трудоспособного возраста (причем среди причин смерти - на первом месте — заболевания системы кровообращения, несча­стные случаи, отравления, травмы, новообразования). Современ­ная демографическая политика направлена на сокращение обще­го уровня смертности, увеличение продолжительности жизни (средняя продолжительность жизни в России у мужчин составляет в настоящее время 59,8 года, у женщин — 72 года). Несомненно, все это требует конкретных мер социально-экономического харак­тера.

2. Система медицинского обслуживания. Медицинское обслу­живание населения находится не в лучшем состоянии. Особую
опасность вызывает здоровье детей и подростков. Здоровыми рож­
даются лишь 30% детей, но к 8-му классу здоровыми остаются 6%.
Ухудшение экологической обстановки также отрицательно сказы­
вается на здоровье людей.

3. Социально-экономическая ситуация. Глубокий экономичес­кий кризис в России повлек за собой сокращение промышленного производства, инвестиций, износ основных фондов, высокие темпы инфляции, вследствие чего выросла численность безработных, лиц, проживающих за чертой бедности, беженцев и вынуж­денных переселенцев.

4. Миграционное движение. Убыль населения частично нейтрализуется миграцией в Россию из бывших республик СССР,

 

16

для некоторых регионов России миграционный прирост может стать единственным источником пополнения рабочей силы. В состав иммигрантов входит, как правило, трудоспособное население (что, конечно, положительно), но с низким уровнем квалификации (как правило, лица рабочих специальностей). Характерной чертой эмиграционных потоков является «утечка умов», которая может быть внешней (предполагающей выезд научных кадров из России) и внутренней (характеризующейся перемещением ученых и спе­циалистов из научных учреждений в коммерческие структуры).

Фазы и стадии воспроизводства рабочей силы.Процессы вос­производства рабочей силы подразделяются на фазы, или стадии. Среди них — фаза формирования рабочей силы, фаза ее распре­деления и перераспределения, фаза использования и фаза возме­щения. Фаза формирования рабочей силы включает:

• естественное воспроизводство населения, т. е. появление новых ресурсов труда с рождением людей и достижением ими трудоспособного возраста;

• приобретение способности к труду в системе общего и спе­циального образования, профессиональной подготовки,
а также в системе повышения квалификации или перепод­готовки.

Фаза распределения рабочей силы охватывает такие основные со­ставляющие, как:

• первичное распределение совокупной рабочей силы по сфе­рам, отраслям народного хозяйства и по территории стра­ны; эту фазу в системе рыночной экономики обеспечивает функционирование рынка труда;

• перераспределение рабочей силы, которое осуществляется в
форме ее движения в соответствии со спросом и предложе­нием на рынке труда;

• государственные меры экономического стимулирования, установление повышающих коэффициентов к заработной плате, дополнительных льгот работодателям, создающим рабочие места.

Фаза использования рабочей силы включает следующие главные элементы:

• трудовую деятельность, в процессе которой непосредствен­ но реализуется рабочая сила как способность к труду;

• обеспечение занятости трудоспособного населения;

• правовое обеспечение сферы социально-трудовых отноше­ний, разработку законодательных норм, регулирующих эту сферу;

 

 

17

• создание институтов контроля за соблюдением правовых
норм в сфере труда;

• эффективное использование работников в организациях в
соответствии с уровнем квалификации.

Фаза возмещения рабочей силы распространяется на такие важ­ные процессы, как:

• организация оплаты труда, гарантия минимального дохода,
определение прожиточного минимума, порядок и условия
индексации заработной платы;

• предоставление бесплатных услуг образования и здраво­охранения;

• насыщение рынков потребительских товаров и услуг;

• развитие сферы досуга, физической культуры и спорта, обес­печение их доступности каждому.

В процессе воспроизводства трудовых ресурсов фаза их исполь­зования является главной. Это объясняется следующим:

1) фаза использования предполагает реализацию накопленных
в период формирования знаний и умений;

2) это фаза самосовершенствования ресурсов труда, накопле­ния практического опыта, повышения уровня образования и квалификации;

3) эта фаза является самой продолжительной на протяжении
всего периода жизнедеятельности человека.

Отмеченные фазы (стадии) воспроизводства рабочей силы орга­нически взаимосвязаны.

Особенность воспроизводства рабочей силы состоит в том, что оно охватывает не только процессы, протекающие в сфере эконо­мики, но и политические, правовые, моральные, этические и ряд других надстроечных отношений. Воспроизводство рабочей силы в современном обществе должно обеспечить всестороннее разви­тие человека. При этом не следует сводить человека к рабочей силе. Человек выступает в качестве носителя рабочей силы и на­ряду со способностью к труду обладает и другими способностя­ми, используемыми им в разных сферах жизнедеятельности. Вме­сте с тем рабочая сила выступает одним из главных качеств тру­доспособности человека, и ее воспроизводство должно быть направлено на всестороннее развитие личности.

Эффективность использования рабочей силы.Эффективность использования рабочей силы определяется рядом факторов и условий. Понятием «фактор» обычно дается общее определение той движущей силы, которая воздействует на эффективность ис­пользования рабочей силы. Условия же обеспечивают действие тех

18


или иных факторов. К числу основных факторов, повышающих эффективность использования рабочей силы, относят:

• научно-технические факторы, связанные с использованием
средств производства;

• социально-экономические факторы.

В числе условий, способствующих росту эффективности ис­пользования рабочей силы, можно выделить:

• природно-климатические условия (определяют особеннос­ти занятости трудоспособного населения);

• исторические условия, традиции и навыки населения
(определяют его размещение, мобильность и занятость);

• демографические условия (определяют возможности попол­нения трудовых ресурсов регионов).

Все условия и факторы тесно взаимосвязаны и взаимодейству­ют друг с другом, образуя единую систему.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...