Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспроизводство и использованиеСтр 1 из 19Следующая ⇒
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Ректор — акад. А. Н. Романов Учебное пособие «Рынок труда» одобрено Научно-методическим советом ВЗФЭИ Председатель Научно-методического совета — проф. Д. М. Дайитбегов Авторский коллектив Шлендер П. Э., канд. экон. наук, профессор Воротникова В. В., канд. экон. наук, доцент Довгая Е. Г. Дубас О. Б. Кадильникова Л. В. Маслова В. М., канд. экон. наук, доцент Петроченко Н. П., канд. экон. наук, доцент Пуляшкин В. В., канд. экон. наук, доцент Сорокина М. Е., канд. экон. наук, доцент Сухова Л. С, канд. экон. наук, доцент Федюкова В. А.
Рынок труда:Учеб. пособие /Под ред. проф. П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2004. — 208 с. ISBN 5-9558-0013-1 В учебном пособии излагаются основы формирования трудовых ресурсов и функционирования рабочей силы, раскрывается механизм функционирования рынка труда, показано взаимодействие спроса и предложения труда, рассматривается занятость населения и ее взаимодействие с рынком труда, проблемы безработицы и ее социально-экономические последствия, дается представление о мобильности рабочей силы и особенностях регулирования рынка труда. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений экономических специальностей. ББК65.24я73
ISBN 5-9558-0013-1 ВВЕДЕНИЕ Рынок труда в системе экономики свободного предпринимательства играет совершенно особую роль, что обусловлено спецификой товара, представленного на данном рынке. Рабочая сила, носителем которой является человек и которая служит опорой и стержнем формирования личности, выступает на рынке труда в качестве товара. Особенности индивидуальной рабочей силы должны учитываться государством и работодателем при построении отношений занятости в рамках рынка труда любого уровня. Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений связана с формированием рынка труда в экономической системе страны. Механизм формирования и функционирования рынка труда в различных странах имеет как ряд общих черт, так и множество отличий, обусловленных спецификой развития. Формирование рынка труда в России имеет определенные преимущества и недостатки по сравнению с эволюционным ходом развития рынка труда, характерного для большинства развитых стран. На параметры российского рынка труда существенное влияние оказывает то, что он формируется в условиях выхода из глубокого социально-экономического кризиса, охватившего все стороны жизни общества в 1990-е годы. В целом формирование рынка труда протекает под влиянием различных факторов: одни являются предпосылками успешного решения проблем занятости в стране, другие, наоборот, будут провоцировать обострение этих проблем. Несмотря на то что формирование российского рынка труда еще не завершено, уже сложились определенные закономерности его функционирования. Поэтому учебное пособие «Рынок труда» предназначено сформировать у студентов, специалистов в системе социально-трудовых отношений профессиональные знания в области теории и практики функционирования и регулирования рынка труда, определения спроса и предложения на труд, занятости населения, влияния человеческих и трудовых ресурсов на рынок труда, регулирования безработицы и трудоустройства населения.
3 Учебное пособие по структуре и содержанию соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 060200 «Экономика труда», утвержденному Министерством образования РФ, Программе дисциплины «Рынок труда», одобренной Научно-методическим советом ВЗФЭИ. При написании данного учебного пособия авторы поставили перед собой целью решение следующих задач: • сформировать представления о сущности рынка труда, его • дать представление о формировании трудового потенциала • показать структуру и функционирование рынка труда; • рассмотреть теорию спроса и предложения труда; • отразить занятость населения и ее взаимодействие с рынком • раскрыть особенности безработицы и ее социально-эконо- мические последствия, специфику мобильности трудовых Учебное пособие дает целостное представление о рынке труда как динамичной системе, в основе которой выступают отношения спроса и предложения труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность и мобильность. Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений экономических специальностей, экономистов по труду, специалистов в сфере социально-трудовых отношений. Учебное пособие написано авторским коллективом кафедры «Экономика и социология труда» Всероссийского заочного финансово-экономического института в следующем составе: П. Э. Шлендер, канд. экон. наук, профессор — введение, тема 1 (разделы 1.1 и 1.3), тема 2 (разделы 2.1 и 2.3), тема 4; О. Б. Дубас— тема 1 (раздел 1.2);, Е.Г. Довгая — тема 2 (раздел 2.2); Н. П. Петроченко, канд. экон. наук, доцент — тема 3; В. М. Маслова, канд. экон. наук, доцент — тема 5; В. В. Воротникова, канд. экон. наук, доцент, В. В. Пуляшкин, канд. экон. наук, доцент, В. А. Фёдюкова — тема 6; Л. В. Кадильникова — тема 7 (разделы 7.1 и 7.2); М. Е. Сорокина, канд. экон. наук, доцент — тема 7 (разделы 7.3 ,7.4 и 7.5); Л. С. Сухова, канд. экон. наук, доцент — тема 8.
4 Тема 1 ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА РЫНКА ТРУДА План занятия: 1. Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества. 2. Воспроизводство и использование рабочей силы. 3. Движение рабочих мест и рабочей силы.
Трудовой потенциал и трудовые Ресурсы общества Одной из характеристик населения как производителя материальных благ является трудовой потенциал. Термин «потенциал» был введен в научный оборот в 1980-е годы. Трактовка данного термина означает наличие у отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива или общества в целом скрытых, еще не проявившихся возможностей или способностей в соответствующих сферах жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени. Трудовой потенциал общества.Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы людей, общества в конкретной обстановке. Общепризнано, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы людей и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических и др.) определяются качествами человека как: • специфического (трудового) ресурса и основы производства (качества индивида как части населения);
5 • главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качества индивида как работника — носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ); • члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами). В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности. Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений: 1) отражающий прошлое, т. е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления 2) характеризующий настоящее с точки зрения практического 3) ориентированный на развитие — в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и Трудовой потенциал работника.Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудового потенциала более высокого структурного уровня. Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др. Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы — это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, достигнутом работником. Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно меняется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные
6
способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т. п. Трудовой потенциал работника включает: • психофизиологический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, • квалификационный потенциал — объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков • личностный потенциал — уровень гражданского сознания и Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов. Трудовой потенциал предприятия.Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше суммы составляющих ее частей — индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект коллективного труда, который превосходит сумму сил работников, действующих индивидуально. Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними. В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный. Кадровая составляющая включает квалификационный (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потенциал (познавательные способности). Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием научно-технического прогресса, который обусловливает появление новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций. Квалификационная структура определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний и навыков) и отражает прежде
7
всего изменения в его личностной составляющей. Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает организацию и культуру труда, находя свое выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и степени удовлетворенности работников своим трудом. Показатели трудового потенциала.Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтезирующий совокупные способности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализации человеческого фактора, показатель уровня развития и границы созидательной активности трудящихся. В количественном отношении общественный трудовой потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочего и послерабочего возраста). В качественном отношении трудовой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации (через участие в общественно полезном труде) всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации. Потенциал общества зависит от качественных характеристик совокупной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активности, мобильности) и специфики важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, инициативности, организаторских способностей и др.). В качестве основного показателя величины объема потенциала применяется численность, а показателя использования — человекогод. При оценке трудового потенциала по данным измерителям возникает достаточно высокая погрешность. Поэтому отечественными экономистами, в том числе и кафедры экономики и социологии труда ВЗФЭИ, доказано, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человекочас. Он обладает стабильностью и допустим к применению во всех экономических расчетах на любом уровне. Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между календарным фондом (Фк) и суммарными резервообразующими неявками и перерывами (ТН.П.), т. е. объемную величину времени выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим относятся регламен-
8 тированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно установленные неявки и перерывы). В этом фонде отражается весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период. Применительно к предприятию величина трудового потенциала определяется по формуле Фп = Фк – Тн.п. или Фп = Ч × Д × Тсм,
где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, часов; Ч — численность работающих, человек; Д— число дней работы в периоде; Тш — продолжительность рабочего дня (смены), часов. В общем виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой
где Фп. общ — потенциальный фонд рабочего времени общества, часов; — численность населения (по группам), способного участвовать в общественном производстве (i= 1,2, ..., m); m — число групп населения; Т — законодательно установленная величина времени работы по группам в течение календарного периода (год, квартал, месяц), которая исчисляется как произведение числа рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах. Так как трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в общественном производстве в силу своих физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, в расчет должны быть включены все группы работников с учетом их характерных особенностей. Поскольку структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. В этом случае трудовой потенциал общества, рассчитанный по работникам, проработавшим
9 полный календарный год (Побщ), можно определить по формуле Побщ = Фп.общ / tрасч где tрасч— расчетное время работы одного трудящегося в течение года, часов. Таким образом, трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Трудовой потенциал характеризует качество и потенциальные возможности труда. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами. Трудовые ресурсы.Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сфере общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе. Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и преумножаются, а к старости — утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсию по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве. Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных
10 среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством. В России трудоспособным возрастом считается возраст у мужчин 16—59 лет (включительно), у женщин 16—54 года (включительно). В России законодательная власть неоднократно рассматривала вопрос о необходимости увеличения возрастного порога: для мужчин — с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. Однако низкая продолжительность жизни, высокая смертность в трудоспособном возрасте вынуждают государство откладывать решение этого вопроса до более благоприятного времени. Трудоспособное население.Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимущественно в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологическим данным к участию в трудовой деятельности. На практике различают общую и профессиональную трудоспособность. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходимость специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность — это способность к конкретному виду труда, приобретаемая в ходе специального обучения. Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет естественного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокращения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности. В современных условиях источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из Вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; переселенцы из стран Балтии, Закавказья и Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста. Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода (обычно это один год или более длительный отрезок времени). Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как среднее геометрическое. 11 Демографические аспекты трудовых ресурсов.На трудовые ресурсы существенное влияние оказывает своевременное выявление тенденций Демографического развития общества. Без учета демографической ситуации могут возникнуть деформации при формировании государственных планов экономического и социального развития страны. От демографических характеристик трудоспособного населения (половозрастной структуры, здоровья, уровня занятости) и показателей демографического развития (динамики рождаемости и смертности населения) зависит величина совокупного национального дохода. Изменение численности и структуры населения по полу и возрасту влияет на использование национального дохода, на соотношение спроса и предложения рабочей силы. Вместе с тем от численности и темпов роста населения и размещения его по территории страны зависят возможности и сроки освоения перспективных экономических районов. Управление демографическими процессами является объективно необходимым и возможным. Учет особенностей демографической ситуации в стране, основных тенденций воспроизводства населения становится важнейшим условием социально-экономического планирования. Так, изменение численности, половозрастного состава населения, его профессионального и образовательного уровня, размеров семьи определяют возможный прирост (снижение) трудовых ресурсов, объем и структуру потребительского спроса. Необходимость воздействия в современных условиях на демографические процессы обусловливается еще и тем, что существует определенная инерционность демографических процессов по отношению к условиям жизнедеятельности людей и их изменению. Демографическая политика страны должна быть направлена на достижение в долгосрочной перспективе воспроизводства населения с учетом региональных особенностей развития. В демографической политике выделяют определенные методы и направления: социально-экономические, правовые, воспитательные, психологические, стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности. Образовательный и квалификационный уровень трудовых ресурсов.Важнейшими характеристиками качественного состава населения, и особенно его трудоспособной части, являются образовательный уровень и профессиональное мастерство. Чем выше уровень развития личностного фактора, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор. В процессе воспроизводства рабочей силы существенная роль принадлежит системе подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства. Подго-
12 товка рабочей силы должна быть направлена на некоторое опережение ее развития по сравнению с изменяющимся в данный момент техническим уровнем производства. Более быстрое развитие человеческого фактора по сравнению с вещественным создает предпосылки для быстрой адаптации работников к изменяющимся условиям труда, стимулирует развитие творческого подхода к трудовому процессу. Знания, полученные в процессе обучения, поднимают средний уровень развития трудовых ресурсов на более высокую ступень. Уровень образования определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, долей специалистов с высшим образованием. На качество трудовых ресурсов влияет профессионально-квалификационная структура работников. Особенность формирования профессионально-квалификационной специализации работников заключается в том, что оно происходит в органической связи с развитием научно-технического прогресса. Материально-вещественные факторы производства формируют профессионально-квалификационную структуру работников с точки зрения специализации труда, его содержания, сложности. Процесс взаимодействия вещественного и личностного факторов с точки зрения формирования их качественного уровня является двусторонним. Численность и состав населения.Развитие страны в значительной степени определяется численностью и составом населения. Население старше определенного минимального возраста, установленного для учета экономически активного населения (в России — 16 лет), подразделяется на три категории: занятые, безработные и лица вне рабочей силы. Занятые и безработные составляют рабочую силу, или население, активное в данный период. Лица вне рабочей силы включают остаточные группы, которые не имеют работы, не ищут ее и не готовы работать, в том числе лица моложе трудоспособного возраста. Эта группа представляет население, которое в данный момент экономически неактивно. Экономически активное население (ЭАН) — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Уровень экономической активности населения рассчитывается по формуле Узан = dзан / Чн где Узан— уровень экономической активности населения; dзан — доля в общей численности экономически активного населения; Чн — общая численность населения.
13 Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав экономически активного населения, включая лиц младшего возраста, установленного для измерения численности. Численность экономически неактивного населения определяется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории: а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсию по случаю потери кормильца в) лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, IIIгруппы); г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за д) лица, отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие поиск е) другие лица, у которых нет необходимости работать независимо от источника дохода.
Воспроизводство и использование Рабочей силы Понятие рабочей силы.Под рабочей силой обычно понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных благ и услуг. Однако в современных научных источниках термин «рабочая сила» может использоваться и в других значениях. Например, как синоним экономически активного населения, т. е. часть трудоспособного населения, занятая или ищущая работу; или как работники конкретного предприятия. Поэтому при использовании термина «рабочая сила» необходимо пояснять, что именно имеется в виду. Так как рабочая сила является решающим фактором, обеспечивающим социально-экономическое развитие страны, то необходимо остановиться на проблеме ее воспроизводства. Основой для формирования рабочей силы является общая численность населения. Поэтому динамика движения численности населения и его структура предопределяют динамику численности и возрастного состава рабочей силы. Следовательно, исходным при рас- смотрении воспроизводства рабочей силы является воспроизводство населения. Под воспроизводством населения понимается процесс непрерывного возобновления поколений людей. Виды воспроизводства населения определяются особенностями движения численности и состава населения в стране и ее регионах. Это движение может быть естественным, миграционным (механическим) и социальным. Естественное движение населения есть следствие рождаемости и смертности людей. Разница между числом родившихся и умерших образует естественный прирост или естественную убыль. Типы воспроизводства населения. Вестественном движении населения выделяют типы его воспроизводства, среди которых наиболее известными являются два — традиционный (экстенсивный) и современный (интенсивный). Для традиционного типа воспроизводства населения, преобладающего на ранних стадиях развития человеческого общества, были характерны высокая смертность из-за низкого уровня медицины, эпидемий, голода и высокая рождаемость, которая по религиозным и медицинским условиям не регулировалась в обществе в целом и в семье. Высокий уровень рождаемости нейтрализовал высокий уровень смертности, в результате чего общие темпы роста населения были невелики, преобладала молодая часть населения при низком удельном весе людей старших возрастов и пожилых. Современный тип воспроизводства населения обусловлен: повышением уровня жизни людей; достижениями медицины и здравоохранения; эмансипацией женщин и вовлечением их в общественное производство, следствием чего стало падение рождаемости; увеличением средней продолжительности жизни за счет профилактики ранее губительных для людей заболеваний, снижения детской смертности. При данном типе воспроизводства общий рост численности населения происходит не столько за счет снижения уровня рождаемости (темпы здесь как раз умеренные), сколько за счет снижения уровня смертности. В современных условиях возрастает доля пожилого населения, растет средняя продолжительность жизни. В рамках естественного движения различают и режимы воспроизводства населения — расширенный, простой и суженный. Численность и состав населения меняется также в силу миграции — механического прибытия и выбытия населения. Подобное движение населения вызывается различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами. Регулируемая миграция может способствовать равномерному распределе
14 15 нию трудовых ресурсов по регионам — из трудоизбыточных в трудонедостающие. Социальное движение населения проявляется в изменениях его различных социальных характеристик: образовательной, профессиональной, национальной и др. В процессе воспроизводства происходит не только замещение поколений, но и формирование новой социально-демографической структуры населения, так как каждое поколение людей отличается уровнем образования и культуры, профессионально-квалификационным, половозрастным составом и другими характеристиками. Факторы воспроизводства рабочей силы.Состояние воспроизводства населения в стране в значительной степени определяют процессы воспроизводства рабочей силы,под которыми понимаются процессы возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения. При рассмотрении воспроизводства рабочей силы необходимо учитывать влияние нижеследующих факторов. 1. Демографическая ситуация. В России данная ситуация ухудшается высокими темпами. Об этом свидетельствуют сокращение рождаемости и рост смертности. Увеличивается смертность и среди лиц трудоспособного возраста (причем среди причин смерти - на первом месте — заболевания системы кровообращения, несчастные случаи, отравления, травмы, новообразования). Современная демографическая политика направлена на сокращение общего уровня смертности, увеличение продолжительности жизни (средняя продолжительность жизни в России у мужчин составляет в настоящее время 59,8 года, у женщин — 72 года). Несомненно, все это требует конкретных мер социально-экономического характера. 2. Система медицинского обслуживания. Медицинское обслуживание населения находится не в лучшем состоянии. Особую 3. Социально-экономическая ситуация. Глубокий экономический кризис в России повлек за собой сокращение промышленного производства, инвестиций, износ основных фондов, высокие темпы инфляции, вследствие чего выросла численность безработных, лиц, проживающих за чертой бедности, беженцев и вынужденных переселенцев. 4. Миграционное движение. Убыль населения частично нейтрализуется миграцией в Россию из бывших республик СССР,
16 для некоторых регионов России миграционный прирост может стать единственным источником пополнения рабочей силы. В состав иммигрантов входит, как правило, трудоспособное население (что, конечно, положительно), но с низким уровнем квалификации (как правило, лица рабочих специальностей). Характерной чертой эмиграционных потоков является «утечка умов», которая может быть внешней (предполагающей выезд научных кадров из России) и внутренней (характеризующейся перемещением ученых и специалистов из научных учреждений в коммерческие структуры). Фазы и стадии воспроизводства рабочей силы.Процессы воспроизводства рабочей силы подразделяются на фазы, или стадии. Среди них — фаза формирования рабочей силы, фаза ее распределения и перераспределения, фаза использования и фаза возмещения. Фаза формирования рабочей силы включает: • естественное воспроизводство населения, т. е. появление новых ресурсов труда с рождением людей и достижением ими трудоспособного возраста; • приобретение способности к труду в системе общего и специального образования, профессиональной подготовки, Фаза распределения рабочей силы охватывает такие основные составляющие, как: • первичное распределение совокупной рабочей силы по сферам, отраслям народного хозяйства и по территории страны; эту фазу в системе рыночной экономики обеспечивает функционирование рынка труда; • перераспределение рабочей силы, которое осуществляется в • государственные меры экономического стимулирования, установление повышающих коэффициентов к заработной плате, дополнительных льгот работодателям, создающим рабочие места. Фаза использования рабочей силы включает следующие главные элементы: • трудовую деятельность, в процессе которой непосредствен но реализуется рабочая сила как способность к труду; • обеспечение занятости трудоспособного населения; • правовое обеспечение сферы социально-трудовых отношений, разработку законодательных норм, регулирующих эту сферу;
17 • создание институтов контроля за соблюдением правовых • эффективное использование работников в организациях в Фаза возмещения рабочей силы распространяется на такие важные процессы, как: • организация оплаты труда, гарантия минимального дохода, • предоставление бесплатных услуг образования и здравоохранения; • насыщение рынков потребительских товаров и услуг; • развитие сферы досуга, физической культуры и спорта, обеспечение их доступности каждому. В процессе воспроизводства трудовых ресурсов фаза их использования является главной. Это объясняется следующим: 1) фаза использования предполагает реализацию накопленных 2) это фаза самосовершенствования ресурсов труда, накопления практического опыта, повышения уровня образования и квалификации; 3) эта фаза является самой продолжительной на протяжении Отмеченные фазы (стадии) воспроизводства рабочей силы органически взаимосвязаны. Особенность воспроизводства рабочей силы состоит в том, что оно охватывает не только процессы, протекающие в сфере экономики, но и политические, правовые, моральные, этические и ряд других надстроечных отношений. Воспроизводство рабочей силы в современном обществе должно обеспечить всестороннее развитие человека. При этом не следует сводить человека к рабочей силе. Человек выступает в качестве носителя рабочей силы и наряду со способностью к труду обладает и другими способностями, используемыми им в разных сферах жизнедеятельности. Вместе с тем рабочая сила выступает одним из главных качеств трудоспособности человека, и ее воспроизводство должно быть направлено на всестороннее развитие личности. Эффективность использования рабочей силы.Эффективность использования рабочей силы определяется рядом факторов и условий. Понятием «фактор» обычно дается общее определение той движущей силы, которая воздействует на эффективность использования рабочей силы. Условия же обеспечивают действие тех 18 или иных факторов. К числу основных факторов, повышающих эффективность использования рабочей силы, относят: • научно-технические факторы, связанные с использованием • социально-экономические факторы. В числе условий, способствующих росту эффективности использования рабочей силы, можно выделить: • природно-климатические условия (определяют особенности занятости трудоспособного населения); • исторические условия, традиции и навыки населения • демографические условия (определяют возможности пополнения трудовых ресурсов регионов). Все условия и факторы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |