Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание технологической схемы обучения гимнастическим упражнениям.




 

Знакомство с техникой выполнения элемента
Создание представление об упражнении
Определение готовности занимающихся
физическая
техническая
Психическая
Выбор метода обучения
целостный
расчленённый
Выполнение упражнения
Выявление ошибок
Выявление причин ошибок
Подбор корректирующих заданий
Выполнение корректирующих заданий

 


Исходя из рисунка, первой базовой операцией является детальное изучение техники гимнастического упражнения самим преподавателем. Здесь от него требуются знания биомеханики движений, механизмов управления ими. Запас данных знаний является условием повышения эффективности базовой операции. Знание программы построения движения является своего рода чертежом, по которому преподаватель сверяет реальную работу при освоении упражнения учеником.

Далее преподаватель и ученик работают над созданием представлений о движении.Преподаватель объясняет технику упражнения, прибегая к сравнениям с уже известным ученикам движениям. Объяснение должно быть доступным. Знание терминологии ускоряет процесс объяснения. Объяснение сочетается с показом элемента и уточнением основных моментов техники. Преподаватель должен использовать все возможные средства наглядности, но непосредственный показ – самое действенное средство. Данная операция требует от преподавателя знаний психологии человека, умений по практическому применению образного показа, объяснения движений с учетом особенностей тех, у кого он создает представление. А проводка по движению требует еще и хорошей физической подготовленности педагога. Операция заканчивается проверкой у учащихся представлений о движении, т.к. во многих случаях ученики, в силу ряда причин так и не имеют представления о нем. Для этого применяется проговаривание техники, отчеты ученика о своих представлениях движения, знание структурных основ и т.д. Чем лучше ученик осознает технику осваиваемого упражнения, тем эффективнее будет процесс обучения.

Следующей операцией является  оценка уровня готовности ученика к освоению действия. Выделяют техническую, физическую и психическую готовности:

- техническая готовность – это, прежде всего, запас (количество) двигательных действий, которые умеет выполнять занимающийся. Особенно такие действия, которые похожи по структуре на упражнение, предназначенное к обучению. Например: для кувырка вперед (назад) таким элементом является – из упора присев перекат назад и перекатом вперед и.п.;

- физическая готовность -это тот минимальный уровень физических качеств (силы, быстроты, гибкости) без наличия которых просто невозможно выполнить технические задания. Например: чтобы выполнить размахивание на перекладине надо просто иметь такой уровень развития силы кисти, чтобы висеть, в противном случае, даже одного маха выполнить невозможно. Для выполнения группировки нужно иметь уровень подвижности в суставах шейного отдела позвоночника, позволяющий без особых внешних усилий плотно согнуться. В противном случае группировка при выполнении даже перекатов, будет все время «раскрываться», серьезно затрудняя перекат;

- психическая готовность связана, прежде всего, с преодолением психической неуверенности при выполнении относительно рискованных движений типа соскоков, упражнений с полетными частями. Сюда же можно отнести наличие желания со стороны ученика учить упражнение. Психическая готовность в ряде случаев является основной, так как, даже имея неплохой технический и физический уровни готовности, отсутствие желания или невозможность преодолеть страх сводят на нет, весь процесс обучения.

Выбор метода разучивания упражнения (следующая операция) должен быть осуществлен педагогом быстро, и опираться на результаты операции по оценке готовности спортсмена. От тренера это требует знаний особенностей возможных методов обучения, прежде всего, методов упражнения. При большом количестве разновидностей методов обучения тренером практически принимается решение по 2 основным направлениям – целостное или расчлененное освоение.

Определившись в методе, тренер, исходя опять же из уровня готовности ученика, должен выбрать и дать первое практическое задание. Если выбран целостный метод то, это целевое упражнение в определенных условиях. Если расчлененный – то часть целевого упражнения.

Первое целостное практическое исполнение задания, как правило, всегда связано с ошибками, отклонениями от программы движения или выполнения в искусственных условиях. Поэтому, важнейшей задачей  тренера определить эти ошибки. Выделить главные из них. Это является следующей операцией в технологии обучения.

В связи с этим следующая, желательно совместная с учеником операция –это выявление причин ошибок. Классификация ошибок и их причин позволяет наиболее эффективно выявить их возникновение. Как правило, две группы причин определяют возникновение ошибок. Это недостаточный уровень координационных возможностей и физическая неподготовленность ученика.

Правильное определение причин ошибок становится основой для последующей операции – подбора и выполнения корректирующего, позволяющего исправить главные ошибки, задания, методического приема. Здесь как раз и требуется от педагога большой объем методической подготовленности (знание всех возможных средств и приемов, которые можно применить в обучении данному целевому действию - см. понятие методика обучения) и с учетом реальной ситуации выбора, из этого объема, наиболее адекватного возникшей ситуации, средства, приема.

При выполнении корректирующих заданий ученик вновь допускает ошибки. Если же ошибка повторяется, то это является индикатором того, что тренером выбрано неэффективное корректирующее задание, прием.

Последующие операции как бы образуют целостный замкнутый цикл:задание – ошибки и их причины – корректирующее задание(т.е. тренировка). И этот цикл осуществляется не по кругу, а по спирали вверх, до необходимого уровня качества. Чем эффективнее подобрано корректирующее задание, тем меньше витков спирали и шире ее шаг к нужному качеству, короче путь к конечной цели обучения.

 


Лекция №5 «Особенности планирования и проведения урока по гимнастике в школе

 

ПЛАН

1.Значение планирования и учета работы по гимнастике.

2.Характеристика основных видов и документов планирования (план работы, учебный план, программа по дисциплине, рабочий план, план-конспект).

3.Взаимосвязь документов планирования.

4.Характеристика основных видов учета.

Значение планирования и учета работы по гимнастике.

Планирование и учет работы по гимнастике – необходимое условие успешного осуществления педагогического процесса.

Планирование – это умение предвидеть какими средствами и методами будут решаться те или иные задачи и какие должны быть получены результаты в работе по физической культуре (по гимнастике в частности).

Учет – это процесс, направленный на выявление текущего состояния занимающихся, общая их характеристика, регистрация выполнения материалов плана.

Планирование помогает выделить основные и второстепенные задачи обучения, а также своевременно обнаружить и устранить имеющиеся недостатки.

 Процессы планирования и учета тесно взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Прохождение запланированного материала нуждается в учете, результаты учета способствуют более эффективному планированию в будущем.

 

ПЛАН
УЧЕТ
План с коррекцией
и т.д.

 

Главное значение планирования и учета заключается в возможности постоянного совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе планомерного распределения задач, средств во времени на определенную перспективу с учетом текущего состояния работы.

Требования к планированию:

1. Планирование должно быть реальным. Реальность планов заключается в их научной обоснованности, доступности для конкретного времени и занимающихся.

2. Планирование должно быть конкретно. Т.е. быть определено, что делать, как делать, когда делать и кто несет ответственность за планируемый материал.

3. Планирование должно быть рассчитано на продвижение вперед с учетом задач перспективы. Т.Е. результаты, предусмотренные в конце планируемого периода должны быть выше исходного уровня по различным видам показателей.

4. Планирование должно быть малообъемным и унифицированным. Т.е трудоемкость составления планирующей документации должна оправдываться положительным эффектом от их применения в учебном процессе.

5. План должен быть непреклонным руководством к деятельности и требует неукоснительного его выполнения.

Высокая значимость планирования работы по гимнастике определяет и высокие требования к специалистам, к вопросам знаний и умений осуществлять эту работу.

 

2. Основными виды планирования:перспективное и текущее.

Перспективное планирование предусматривает постановку задач на определенную перспективу (четверть, год, четырехлетие и т.д.)

Текущее планирование определяет конкретные задачи и средства на данный момент времени с учетом материала перспективного планирования на предполагаемый урок, неделю.

Понятия перспективное планирование и текущее планирование взаимосвязаны и относительны, так как зависят от масштабов организаций и времени.

Непосредственной реализацией видов планирования являются документы планирования:

Основным документом планирования является план работы. Это довольно глобальный документ, регламентирующий все виды деятельности организации или подразделения. Как правило, он составляется на год учебный или календарный, руководителем подразделения. Основным требованием составления плана работы подразделения является соответствие его плану работы организации.

Чаще всего планы работы включают в себя следующие разделы:

1.Организационно-методическая работа.

2.Учебно-методическая работа.

3.Научно-исследовательская работа.

4.Спортивно-массовая работа.

5.Воспитательная работа.

6.Хозяйственная работа.

План работы имеет чаще всего следующую форму:

№ п.п. Содержание Сроки выполнения Ответственный за выполнение Отметка о выполнении
1 2 3 4 5
         

 

В основном, виды работы подразделения и их содержание регламентируется выше стоящими организациями. План работы регламентирует всю работу подразделения по форме, по сути же учебную работу регламентируют другие планирующие документы. Такие как: учебный план, учебная программа (учебно-методические комплексы), рабочий план.

Учебный план – документ, раскрывающий содержание учебной работы, последовательность прохождения материала дисциплин, количество часов на весь период обучения и по этапам. Здесь определяются формы занятий и сроки проверки усвоения материала программ. Этот документ утверждается и разрабатывается вышестоящей организацией для учебных заведений.

Следующим видом планирующей документации является программа по дисциплине (показать программы по ФК в школе и УМК по гимнастике для ВЛГАФК). Программа по гимнастике или УМК предусматривает объем знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть занимающийся. Она составляется на основе учебного плана, в рамках выделенных им часов.

Типовая структура программы или УМК должна включать следующие разделы:

1.Название.

2.Цели и задачи дисциплины (или объяснительная записка).

3.Распределение тем и часов по дисциплине.

4.Содержание дисциплины.

5.Технологическая карта по дисциплине.

6.Зачетные (аттестационные) требования (вопросы, задания, нормы ОФП, комбинации и т.д.)

7.Список литературы.

Следующим документом планирования учебного материала (в частности в школе) является рабочий план(показать пример рабочего (четвертного) плана по гимнастике для школ). Форма рабочего плана, как правило, следующая:

Название………….

 

Задачи

 

 

Содержание

 

 

Ноябрь

Декабрь

недели

недели

1

2

3

4

5

6

7

8

недели

недели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Обучения Развития Воспитания Упражнения, которые предусмотрены программой для решения задач физического воспитания школьников                                

 

Технология составления рабочего плана:

 

1. Разработка общей формы плана (начертить таблицу на определенное количество уроков).

2. Определение задач физического воспитания для данного контингента с учетом общих требований физического воспитания.

3. Распределение материала программы для решения задач данного периода.

4. Определение количества занятий необходимых для такого решения поставленных задач.

5. Распределение материала по урокам.

При этом необходимо учитывать требования, предъявляемые к уроку по гимнастике:

 

1.Решение комплекса задач.

2.Наличие нового материала и материала для совершенствования.

3.Оптимальная насыщенность новым материалом урока.

4.Взаимосвязь учебного материала друг с другом на уроке и на смежных уроках.

5.Учесть сложность организации занимающихся при проведении гимнастических упражнений (поиск форм организации для максимальной эффективности обучения).

6.Корректировка плана, уточнение.

Составление рабочих планов сложный, но очень важный момент планирования. От качества его составления в основном зависит эффективность всей последующей работы. Рабочий план должен соответствовать всем требованиям, указанным в освещении 1 (первого) вопроса. От составителя требуется проявления комплекса знаний в общих вопросах теории и методики и в частных вопросах – методики обучения и развития качеств.

Документом, регламентирующим оперативную работу на уроке, является план-конспект. Он наиболее полно раскрывает содержание, методику и организацию занятия.

 

Конспект урока имеет следующий вид:

 

Конспект урока по гимнастике №……   

для учащихся ……. класса

Задачи: 1. Учить.

2. Развивать.

3. Воспитывать

 

Части урока Частные задачи Содержание Доз-ка Организационно-методические указания (ОМУ)
         

В конспекте урока определяется продолжительность его частей, последовательность прохождения материала, его дозировка, необходимая для решения задач урока. При составлении конспекта нужно учитывать степень усвоения материала прошедшего урока и необходимость освоения нового материала на последующем.

 

Взаимосвязь документов планирования

При освещении второго вопроса частично были показаны особенности согласования документов. Планирование не самоцель, а руководство в работе. Если документы планирования не «работают» они являются ненужными. Отсюда следует, что разрабатывать необходимо взаимосвязанные, вытекающие друг из друга планы.

Общая схема согласования следующая:

План работы
Учебная работа
Учебный план
Рабочая программа
Типовая программа
Рабочие планы
Рабочие планы
Рабочие планы
К О Н С П Е К Т  

 

Если планирующие документы составляются сверху вниз, от плана работы к конспекту, то «работать»они начинают снизу, т.е. с конспекта к реализации намеченного плана работы:

1.Задачи и материал конспекта берётся из рабочего плана.

2.Материал рабочего плана обеспечивается содержанием программы по темам, для решения конкретных задач гимнастики

3.Программа обеспечивает выполнение учебного плана.

4.Учебный план реализует подготовку специалиста согласно плана работы.

Другими словами планирование деятельности обуславливается и сверху вниз и снизу вверх.

Практическая задача с использованием взаимосвязи планирующих документов при экстренном отсутствии преподавателя и его замене другим.

Операции заменяющего преподавателя:

1.Изучение рабочего плана на четверть.

2.Поиск № урока, на который он должен выйти.

3.Определение материала урока.

4.Взаимосвязь материала урока с соседними и в общей системе.

5.Постановка частных задач и написание конспекта урока.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 685.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...