Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ НА ВОДЕ




    

Как обеспечить безопасность занятий плаванием. Для предупреждения несчастных случаев и травматических повреждений на занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Проводить занятия в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности. Они ограждаются, и детям категорически запрещается заплывать за пределы обозначенных границ.

2. Поддерживать на занятиях строгую дисциплину. Не допускать неорганизованного купания и плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния. Не разрешать детям толкать друг друга с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги.

3. До начала занятий в группе необходимо обучить всех воспитателей навыкам плавания, оказания первой помощи. Заведующей детским садом строго контролировать эти умения.

4. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.

5. Проводить групповые занятия на мелком месте.

6. Не проводить групповые занятия по плаванию при слишком низкой температуре воды — ниже 18° С.

7. В местах проведения занятий иметь принадлежности для спасания тонущих по согласованию с ОСВОД.

8. Проводить поименную перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее. Внимательно наблюдать за детьми, находящимися в воде.

9. Проводить занятия с группами, не превышающими 12— 15 человек на одного воспитателя.

10. Соблюдать методически правильную последовательность обучения.

11. Для проведения занятий выбирать такое место, с которого одинаково хорошо можно видеть всю группу и каждого занимающегося отдельно.

12. Первые попытки плавания на глубоком месте проводить не более чем с одним-двумя детьми под непосредственным наблюдением воспитателя, ведущего занятие.

13. Прыжки в воду разрешать только ребятам, умеющим хорошо плавать. В открытом водоеме выполнять прыжок с разрешения воспитателя с небольшой высоты —0,5—1 м и только на ноги. Поверхность воды во время прыжков должна быть свободной. Глубина воды в месте прыжков должна быть не менее 1,5—2 м.

14. Вести систематическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья занимающихся детей.

15. Периодически проверять санитарное состояние воды (особенно в прудах).

16. На судоходных реках запрещать плавать вблизи основной магистрали движения судов.

17. Не злоупотреблять возможностями ребенка. Не давать для проплыва дистанций больше 25—50 м. Разрешать детям плавать только вдоль берега.

18. Знать детей, особенности характера каждого, их привычки, а также индивидуальные данные физического развития и степень овладения навыками плавания. Строго учитывать эти данные в своей работе.

19. Если занятия проводятся на море, не проводить их при наличии волны.

Еще и еще раз внимательно вчитайтесь в приведенные требования, строго соблюдайте их в практике своей работы! Помните, что безопасность детей в ваших руках и что самое незаметное на первый взгляд упущение в организации места занятий, в организации коллектива детей может привести к неблагоприятным последствиям. Берегите жизнь детей, вдумчиво обеспечивайте меры безопасности, охраняйте детей от возможных нелепых случайностей на воде. Разъясняйте им опасность легкомысленного отношения к предъявляемым требованиям, добивайтесь сознательного их выполнения.

Научите детей пользоваться палками, досками, надувными кругами и другими плавающими предметами в качестве средств, помогающих держаться на поверхности воды.

Объясняйте, в каких случаях необходимо звать на помощь, но никогда не разрешайте детям ради забавы подавать ложные сигналы о помощи. Купая детей или обучая их плавать, будьте готовы в любую минуту оказать помощь.

Оказание первой помощи. Если соблюдать все меры предупреждения несчастных случаев, возможность их при купании и обучении плаванию исключается. Массовое же обучение плава; нию детей начиная с дошкольного возраста является надежной мерой предупреждения несчастных случаев на воде вообще.

Однако могут быть случаи, когда ребенку надо оказать первую помощь. Но прежде всего детям надо объяснить, как вести себя при разных обстоятельствах.

Во время купания и плавания вода может попасть в ухо. Это сопровождается неприятным ощущением глухоты на одно ухо. В таком случае надо выйти из воды и как следует вытереть уши полотенцем. Если вода все же остается в ухе, надо совершить несколько подскоков на одной ноге (если вода в правом ухе, на правой, и наоборот), слегка наклонив голову набок. От легких сотрясений вода из уха вытекает.

Может случиться, что ребенок поперхнется водой. В этом случае надо просто откашляться, а затем вдохнуть. Можно слегка похлопывать ребенка ладонью по спине, больше успокаивая, чем помогая ему откашляться.

При порезе, царапине надо смазать кожу или ранку йодом или зеленкой и наложить стерильную повязку, защищающую, от загрязнений и помогающую остановить кровотечение. Для перевязки лучше всего использовать стерильный бинт или индивидуальный пакет. При глубоком порезе в течение нескольких дней не следует купаться, плавать.

У детей редко наблюдаются судороги в воде, но все же иногда они могут случиться. Чаще всего бывают судороги конечностей, преимущественно ног. Они могут наступить при плавании в холодной воде, при переутомлении и резких движениях. При судороге («свело ногу») надо подойти быстро к ребенку, остановить его, попросить по возможности расслабить сведенную мышцу, помочь ему встать на дно или выйти на берег и растереть ногу до исчезновения неприятного ощущения.

Быстро, точно, сохраняя полное самообладание и спокойствие, надо действовать в случае, если ребенок захлебнется и скроется под водой. Всем детям, находящимся в воде, приказать выйти на берег. Быстро добежать до тонущего ребенка (учитывая скорость и направление течения), взять его на руки и вынести на берег. Положить ребенка на ровную поверхность и, встав на колени сбоку, запрокинуть ему голову до отказа. Одной рукой удерживать голову пострадавшего в запрокинутом положении и зажать ему нос. Другой рукой поддерживать рот ребенка приоткрытым, для этого надавливая на подбородок. Затем, делая глубокий вдох, наклониться над пострадавшим и, равномерно вдувая воздух ему в рот, искусственно стимулировать вдох (рис. 7). Выдох вначале происходит у пострадавшего за счет спадения грудной клетки. В это время оказывающий помощь совершает очередной вдох и снова вдувает воздух в рот пострадавшему ребенку. Чем младше ребенок, тем меньше воздуха следует ему вдувать, поэтому не надо стремиться набирать полные легкие воздуха, совершать вдувание как бы изо рта. Можно одновременно вдувать воздух в рот и в нос ребенка. В том случае, если у него челюсти судорожно сжаты и рот открыть оказывается невозможно, следует проделывать искусственное дыхание изо рта в нос. Вдувание воздуха в нос должно быть достаточно энергичным. Голова ребенка при вдувании воздуха в любом случае должна быть сильно запрокинута, в противном случае воздух попадет не в легкие, а в желудок. Вдувания рекомендуется повторять каждые 4—5 с.При оказании первой помощи необходимо сохранять полное спокойствие, не отчаиваться, если первые попытки привести ребенка в себя окажутся безрезультатными. Искусственное дыхание дает полржительные результаты иногда через значительное время. Выполняя искусственное дыхание, надо проверять у пострадавшего пульс. Если он не прощупывается, отсутствует, следует искусственное дыхание сочетать с массажем сердца. Массаж проводится следующим образом. Кисти рук кладут одна на другую ладонями вниз на середину грудины и производят 4—5 толчкообразных надавливаний на грудную клетку с интервалами примерно 1 с Надавливать на середину грудины следует сверху вниз быстрыми и достаточно сильными движениями. После этого надо выполнить 1—2 вдувания воздуха в легкие пострадавшего. Массаж сердца у детей надо выполнять с осторожностью: надавливать на грудину не слишком сильно и не всей ладонью, а только пальцами. Как только дыхание окончательно установится, хорошо напоить пострадавшего горячим чаем.

Оказание первой помощи следует продолжать до появления у ребенка самостоятельного дыхания или до прибытия медицинской помощи. Указание о ее вызове надо отдать при несчастном случае немедленно любому оказавшемуся рядом взрослому.

ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ПЛАВАТЕЛЬНЫХ БАССЕЙНАХ

 1. Настоящие Правила разработаны для обеспечения ритмичной и эффективной работы плавательных бассейнов и распространяются на все плавательные бассейны независимо от их ведомственной принадлежности.

На основании настоящих Типовых правил в каждом плавательном бассейне разрабатываются правила проведения занятий в плавательном бассейне с учетом особенностей данного спортивного сооружения.

Правила проведения занятий в плавательных бассейнах вывешиваются на видном месте.

2. Вся учебно-спортивная и оздоровительная работа в плавательных бассейнах должна проводиться на основе расписания занятий, утвержденного директором плавательного бассейна.

В расписании занятий указываются фамилии тренеров (инструкторов), проводящих занятия.

Замена тренеров (инструкторов) не допускается без предварительного уведомления об этом заведующего учебной частью или дежурного инструктора.

3. Администрация плавательного бассейна совместно с медицинским персоналом должна ежегодно проводить практические занятия и прием зачетов по правилам проведения занятий в плавательных бассейнах, спасения утопающих и оказания им первой медицинской помощи с тренерским и инструкторским составом плавательного бассейна. Результаты занятий и сдачи зачетов фиксируются в специальном журнале.

Лица, не сдавшие зачетов по правилам проведения занятий, спасения утопающих и оказания им первой медицинской помощи, к проведению занятий не допускаются.

4. К занятиям в группах по спортивному плаванию, прыжкам в воду, синхронному плаванию, водному поло (в дальнейшем - группы спортивного плавания) и в группы физкультурно-оздоровительного плавания допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и представившие справку медицинского учреждения, разрешающую данному лицу заниматься плаванием.

5. К занятиям в группах спортивного плавания допускаются лица, способные проплыть 25 м любым способом плавания. Лица, не умеющие плавать, должны пройти курс начального обучения и выполнить установленный норматив.

Группы физкультурно-оздоровительного плавания комплектуются только из числа лиц, умеющих плавать (уметь проплыть 25 м). Указанное правило должно быть доведено до сведения занимающихся во время приобретения абонемента.

6. Максимальный возрастной ценз для занимающихся в группах физкультурно-оздоровительного плавания - 70 лет. Лица старше этого возраста к занятиям физкультурно-оздоровительным плаванием допускаются по специальным направлениям медицинских учреждений с обязательным контролем за их занятиями медицинской службы плавательного бассейна.

В группах спортивного плавания разрешается заниматься детям школьного возраста. Дети дошкольного возраста занимаются в подготовительных абонементных группах в специализированных ваннах плавательных бассейнов. Минимальный возраст детей, принимаемых в группы обучения плаванию, - 2 года.

Комплектование групп проводится на первых занятиях и осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и степени подготовленности занимающихся.

7. Плавательные бассейны должны соответствовать действующим санитарным нормам и правилам.

8. Вход занимающихся в здание плавательного бассейна разрешается как минимум за 15 мин. до начала занятий на воде. Занимающиеся должны иметь при себе: мыло, мочалку, полотенце, плавательные принадлежности.

9. Для устранения встречных потоков в гардеробе, комнатах для переодевания (раздевалках) и душевых пришедшие на очередное занятие должны принять душ (не более 5 мин.) и за 5 мин. до начала занятий пройти визуальный осмотр у врача или медицинской сестры.

После окончания занятий занимающиеся пользуются душем (до 5 мин.) и должны покинуть раздевалку через 15 мин.

10. В случае отсутствия тренера (инструктора) вход отдельных занимающихся или групп в плавательный бассейн и тренировочный зал запрещен.

11. Обучение плаванию всего контингента занимающихся разрешается проводить на мелководной части ванны плавательного бассейна или в специально оборудованных для этого ваннах. Когда занятия проводятся на мелководной части ванны, ее необходимо отделить от глубоководной части разделительным шнуром с поплавками.

Обучение плаванию в глубоких ваннах (на глубокой части ванны) разрешается только с применением средств и методов, обеспечивающих предотвращение несчастных случаев.

Места для обучения плаванию в обязательном порядке должны быть обеспечены исправным спасательным инвентарем (спасательные круги, шары в сетках, шесты и т.п.).

Прыжки со стартовых тумб и бортика ванны разрешены только для групп спортивного плавания или учебных групп высших учебных заведений, если это включено в учебный план.

12. При одновременных занятиях нескольких групп спортивного плавания группы должны заниматься только на отведенном для них месте.

13. В каждом плавательном бассейне должен быть организован кабинет врачебного контроля. В содержание работы кабинета входят:

организация и обеспечение санитарного предупредительного и текущего надзора за местами и условиями проведения учебно-тренировочных и физкультурно-оздоровительных занятий, а также соревнований;

контроль за состоянием здоровья и физическим развитием всех занимающихся (осуществляется совместно с работниками врачебно-физкультурных диспансеров);

проведение врачебных наблюдений в группах спортивного плавания или в группах физкультурно-оздоровительного плавания;

участие в планировании учебно-тренировочного процесса и контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий;

профилактика спортивного травматизма;

медико-санитарное обеспечение соревнований;

оказание скорой и неотложной помощи во всех необходимых случаях, а также проведение физиотерапевтического лечения и занятий по лечебной физкультуре в группах лечебно-оздоровительного плавания; контроль за проведением спортивного и лечебного массажа;

санитарно-просветительная работа с занимающимися в группах спортивного и физкультурно-оздоровительного плавания;

ведение документации о проделанной медицинской работе.

14. Требования, предъявляемые к содержанию плавательных ванн: дно ванны должно просматриваться во всех частях бассейна; на донных всасывающих трубопроводах должна быть установлена и закреплена защитная сетка (колпак) высотой не менее 50 см; элементы поплавков разделительных дорожек не должны иметь острых режущих граней; не должны иметь сколов облицовочных плиток.

15. Для проведения практических занятий на воде в качестве тренера (инструктора) допускаются лица, имеющие специальное физкультурное образование или плавательную подготовку, полученную на курсах, семинарах, а также студенты старших курсов институтов и техникумов физической культуры, спортсмены, имеющие квалификацию не ниже первого разряда по водным видам спорта, получившие направление отделов плавания соответствующих комитетов по физической культуре и спорту.

16. Тренерско-инструкторский состав, работающий в плавательном бассейне, обязан:

не допускать к занятиям лиц, не прошедших медицинское освидетельствование;

довести на первом занятии до сведения занимающихся правила проведения занятий и осуществлять постоянный контроль за их выполнением;

входить в помещение ванны плавательного бассейна первым и уходить только после того, как все занимающиеся закрепленной за ним группы покинут помещение ванны плавательного бассейна;

при проведении первых проплывов сопровождать обучающихся вдоль бортика ванны плавательного бассейна. Первые проплывы допускать только по крайним дорожкам, по одному занимающемуся;

прекратить занятия и проконтролировать выход всех занимающихся из ванны плавательного бассейна в случае какой-либо аварии или наличия условий, мешающих проведению занятий или угрожающих жизни и здоровью занимающихся;

сообщать в учебную часть плавательного бассейна о травмах и несчастных случаях, других происшествиях во время проведения занятий;

проводить перед началом каждого занятия осмотр спортивного оборудования и инвентаря. При обнаружении его неисправности ставить в известность дежурного инструктора плавательного бассейна и до ликвидации неисправности занятий не проводить.

17. Дежурный инструктор плавательного бассейна обязан:

находиться на бортике ванны, обращая внимание на дисциплину занимающихся, особенно во время максимальной загрузки плавательного бассейна;

контролировать соблюдение правил проведения занятий в плавательном бассейне всеми сотрудниками и занимающимися на протяжении всего дня. Обо всех нарушениях ставить в известность администрацию плавательного бассейна;

осуществлять проверку технического состояния плавательного бассейна и спортивного оборудования, их прием в начале дежурства и сдачу ночным сторожам по окончании дежурства. Обо всех недостатках в работе плавательного бассейна, технического состояния оборудования делать запись в книге дежурного, которая должна храниться в регистратуре.

18. При проведении занятий в группах по прыжкам в воду все тренировочные снаряды (трамплины, платформы, батуты, акробатические дорожки, подвесные страховочные системы и другие приспособления) должны иметь надежные крепления.

Технологические устройства (конструкции и узлы для подвески и установки снарядов) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию.

Батуты должны быть отделены защитными откосами из сетки от других тренировочных снарядов, стен, окон. Рамы батутов должны быть защищены мягкими поролоновыми матами и на полу по периметру обложены гимнастическими матами. Выступающие части строительных конструкций снарядов должны иметь мягкие защитные покрытия.

После окончания занятий трамплинные доски должны быть подняты и надежно закреплены в вертикальном положении.

Лица, допущенные к работе с установкой "воздушная подушка", должны пройти специальный инструктаж и иметь официальный допуск к работе на установке.

19. Администрация плавательного бассейна обязана следить за строгим соблюдением правил проведения занятий в плавательном бассейне.

Лица, допускающие нарушения правил проведения занятий, решением администрации к занятиям не допускаются.

 

                                             ЛЕКЦИЯ 3-4. ТЕХНИКА СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ        

Под техникой спортивного плавания понимаются целесообразные, экономичные и эффективные движения рук, ног, туловища, головы, обеспечивающие достижение высоких результатов. Степень рационального освоения подготовленность.

В структуре технической подготовленности пловца выделяются базовые и дополнительные движения. К базовым относятся двигательные действия, составляющие основу движения и без которых невозможно эффективное передвижение в воде. Освоение базовых движений является обязательным и первостепенным. Дополнительные движения – это второстепенные движения, характерные для отдельных спортсменов и связанные с их индивидуальными способностями.

Техника в любом способе – это система одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил. Отсюда базовым, ведущим параметром движения будет оптимальное взаимодействие движителя с водой (создание внешних сил). Решение проблемы базового движения в указанном аспекте имеет принципиальное значение, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Техника движения ног.

Относительно простым видом создания силы тяги в плавании являются колебательные движения (по типу машущего крыла). Такой характер передвижения специфичен для водной и воздушной сред: по такому типу осуществляется создание силы тяги при движениях хвостового плавника рыб, морских животных и крыльев птиц. В спортивном плавании кинематические характеристики движения стопы весьма сходны с характеристиками движений хвостового плавника рыб и морских животных.

В кролевидных способах плавания (кроль, дельфин, на спине) ноги совершают движения стопой вверх-вниз. В кроле и на спине, когда одна нога опускается, другая с такой же скоростью поднимается. При правильной работе ног на поверхности воды остается бурлящий, пенистый след, а тело пловца продвигается с постоянной скоростью (визуальная оценка правильного движения ног).

Выполнение колебательных движений не вызывает затруднений. Почти все ученики осваивают это движение уже на первых занятиях (на суше и в воде). Но далеко не все обеспечивают продвижение тела в результате этих движений. В чем секрет такого движения?

Образование движущих сил при движении стопы вниз при плавании кролем (пловец не имеет поступательной скорости – работа с места).

При движении стопы вниз под углом атаки (рис.21) – образование силы тяги на стопе при движении ее вниз (на нее будут действовать гидродинамические силы: сила лобового сопротивления – Rх (направленная в сторону, противоположную движению стопы) и подъемная сила – Rу (перпендикулярная движению стопы)).

Равнодействующая этих сил – полная гидродинамическая сила R – будет направлена под некоторым углом к направлению движения пловца. Силу R можно представить в виде двух сил – силы тяги Fт, направленной в сторону движений пловца, и силы сопротивления стопы – Q. Возникшая на стопе сила Fт, передается туловищу, создавая передвижение. На рис.21 видно, что сила тяги совпадает с подъемной силой Rу. Следовательно, если увеличить подъемную силу, то увеличится и сила тяги.

Совершенно другая картина наблюдается, если при этом же движении стопы вниз она будет располагаться без угла атаки, т.е. под углом 90º . (Рис.22 – а ) – движение стопы без угла атаки, б (под углом атаки).

Предположим, что пловец не может расположить стопу под углом атаки в силу ограниченной подвижности в голеностопном суставе. Как видно из рисунка, стопа, взаимодействуя без угла атаки с водой, получит только силу сопротивления движению – Q, направленную в противоположную движению стопы сторону, т.е. вверх. Ясно, что такая внешняя сила никакого продвижения создавать не может. Значит, сила тяги от колебательных движений стопы создается только благодаря движению ее под углом атаки.

Этим можно объяснить весьма скромные успехи в плавании с помощью ног у большинства новичков. Интенсивно работая ногами, некоторые из них почти не продвигаются. Они стараются компенсировать неумение расслабить голеностопный сустав или плохую подвижность его сгибанием ноги в колене, а это увеличивает общее сопротивление.

Для получения силы тяги при движении ноги вверх стопа также должна располагаться пол углом атаки.

Возникновение гидродинамических сил при движении стопы под углом атаки вверх происходит аналогичным способом.

Из рассмотренных примеров можно заключить, что главным элементом в технике работы ног (при колебательном движении) является расположение стопы под углом атаки (к истинной скорости). Внешняя сила, возникающая на стопе, передается на туловище и является, по сути дела, силой тяги. Пловец в данных примерах не имел поступательной скорости.

Образование силы тяги на стопе в условиях

поступательного движения пловца.

Как только туловище пловца начинает двигаться, на стопу будет набегать и встречный поток воды. Чем больше буде скорость пловца, тем больше скорость встречного потока.

С учетом поступательного перемещения тела пловца истинная скорость – W определяется величинами колебательной – V и скорости поступательного движения – Vр (рис.23) – схема образования силы тяги на стопе в условиях поступательного движения пловца.

Построив на стопе подъемную силу – Rу, направленную перпендикулярно истинной скорости W и лобового сопротивления – Rх, направленную в противоположную сторону по отношению к истинной скорости, получим полную гидродинамическую силу R. В свою очередь силу R разложим на силу тяги Fт, направленную в сторону движения туловища пловца, и силу сопротивления стопы – Q. На схеме видно, что величина силы тяги зависит от величины и направления подъемной силы – Rу. Если стопа на протяжении всего цикла движений располагается под углом атаки, она создает силу тяги, независимо от того, движется она вверх или вниз.

Сила тяги, создаваемая ногами, может быть представлена как сумма работы двух движителей. При выполнении этих движений создается сравнительно постоянная сила, которая продвигает пловца вперед, обеспечивает относительно равномерную скорость.

На различных скоростях и в зависимости от координации, тело пловца может получать крены, вращения вокруг продольной оси. В связи с этим изменяется и плоскость, в которой движутся стопы, но характер создания силы тяги при этом остается неизменным.

Как указывалось выше, чем больше направление вектора Rу будет приближаться к линии движения пловца, тем больше горизонтальная составляющая, т.е. сила тяги, создаваемая стопой. В этом процессе определенную роль играет величина подъемной силы. Именно подъемная сила «ориентирует» вектор реакции в направлении движения пловца. Выясним теперь факторы, обуславливающие величину подъемной силы. 

Количественная величина подъемной силы, как мы знаем, определяется по формуле:

     I                   

Ry = --- Cy ρ S V²

     2

где: Ry – подъемная сила;

  S – площадь основной поверхности тела;

  Cy – коэффициент подъемной силы;

   Ρ – плотность воды;

   V – скорость тела.

 Такие составляющие формулы, как S и Ρ для пловца являются постоянной величиной. Что касается скорости, то чем больше скорость гребущего элемента, тем больше величина подъемной силы. Коэффициент подъемной силы – Су зависит от формы тела и угла атаки. Если учесть, что форма стопы остается постоянной, то вторым основным фактором является угол атаки.

Из гидродинамики известно, что наибольшая величина подъемной силы возникает при определенном (критическом) угле атаки. Следовательно, стопа должна двигаться под определенным углом атаки. В свою очередь, расположение стопы под углом атаки зависит от подвижности голеностопного сустава, величина которой в большей степени лимитирована в направлении сгибания стопы.

Поэтому данный фактор особенно сказывается на эффекте движения стопы вниз (в кроле, дельфине) и вверх – в плавании способом на спине.

На величину подвижности голеностопного сустава кроме сопряженного сгибания ноги в голеностопном суставе влияет также приведение стопы (рис.24) – варианты положения стопы в трех проекциях: а) стопа расположена по продольной оси ноги, б) стопа приведена большим пальцем внутрь.

Из рисунка видно, что при втором варианте положения стопы, не только увеличилась подвижность в сторону сгибания, но и что очень важно тыльная (опорная поверхность стопы)сориентирована под лучшим углом обтекания (а-б).

Следовательно, эффективность движения ног в способах кроль, дельфин, на спине в основном зависит от ориентации стопы под определенным углом атаки к скорости ее движения. А расположение стопы под углом атаки зависит от подвижности голеностопного сустава.

Какое движение стопы в кроле – вниз или вверх, является более эффективным? Биомеханический анализ свидетельствует, что таким является движение снизу-вверх, т.е. тогда, когда стопа обтекается потоком подошвенной стороны, так как всегда может располагаться под углом атаки.

Таким образом, узловым моментом в методике обучения технике движений ног в кролевидных способах является ориентация стопы под углом атаки. Если такие параметры, как амплитуда движений стопы, ее скорость и другие подвластны контролю и срочной коррекции, то в отношении угла атаки это пока не представляется возможным.

Выше было отмечено, что величина силы тяги зависит от поступательной скорости пловца.

Поясним графически влияние поступательной скорости пловца на величину силы тяги, создаваемой стопой.

Поскольку сила тяги зависит от величины и направления подъемной силы, для простоты изложения покажем только одну силу – Rу. На рис.25 – изменение величины подъемной силы на стопе при изменении поступательной скорости (Vр). Относительная скорость и подвижность в голеностопном суставе постоянны. Здесь изображено четыре варианта образования подъемной силы на стопе при плавании способом кроль. Первый характерен тем, что пловец не имеет поступательной скорости –

Vр-1. В связи с тем, что угол атаки при этом больше критического, величина подъемной силы (Rу-1) не достигает своих максимальных значений. Второй вариант Vр-2 иллюстрирует случай, когда наибольшая величина Rу-2 возникает при угле атаки критическом, а следовательно, и сила тяги наибольшая. Третий случай, когда угол атаки перешел свое критическое значение и величина сила тяги также относительно не велика. Дальнейшее увеличение Vр-4 приводит к тому, что стопа будет двигаться без угла атаки. В этом случае прекратится возникновение подъемной силы и, следовательно, силы тяги. Таким образом, максимальную силу тяги стопа обеспечивает только при определенном угле атаки в ограниченном диапазоне поступательной скорости пловца.

Например: В практике обучения нередко новичок при работе с места не может получить большую силу тяги, но стоит ему оттолкнуться от бортика бассейна, как он, получив какую-то скорость, может поддержать ее.

Несмотря на некоторые кинематические различия в работе ног в плавании способом на спине и в дельфине, принцип создания силы тяги остается таким же, как и при движении ног в кроле. В способе дельфин в создании силы тяги принимает участие и туловище. Пловец выполняет колебательные движения туловищем так, что при опускании или поднимании плечевого пояса туловище располагается под углом атаки к своей траектории. При движении туловища под углом атаки вверх или вниз на нем возникают гидродинамические силы (аналогичные действующим на стопу), способные продвигать его вперед.

Вывод: в создании продвигающих сил в результате колебательных движений в способе кроль, дельфин и на спине – главным элементом в технике работы ног является ориентация стопы под определенным «критическим» углом атаки. Способность располагать стопу под углом атаки в основном зависит от подвижности голеностопного сустава пловцов.

Таким образом, создание силы тяги в результате движения ног осуществляется по колебательному типу, который характерен непосредственным преобразованием возникшей на стопе внешней силы в силу тяги, приложенную к телу пловца.

 Создание упора и силы тяги в толчковом движении ног

в способе брасс.

В плавании способом брасс ноги образуют силу тяги по толкательному механизму. Пловец осуществляет свое продвижение за счет толчка, разгибая ноги в коленных суставах, подобно движениям задних лап у лягушки. При таком типе гребка для продвижения вперед пловец должен направлять свои усилия назад (разгибая ногу в коленном суставе и продвигая стопу назад). Само по себе движение отталкивания для человека не является сложным, новичок очень легко выполняет это движение, например при толчке от бортика бассейна, но оттолкнуться от воды, так как выполняют толчок сильнейшие брассисты, новичок не может. В чем секрет такого движения?

Проведем подробный анализ работы ног в способе брасс. Предположим, что стопа во время толчка будет двигаться строго назад (т.е. в сторону, противоположную движению туловища пловца) и постараемся выяснить, почему такое движение стопы назад в воде является неэффективным.

Пловец, находясь в воде, представляет биомеханическую систему, лишенную опоры. Предположим, что во время толчка усилия пловца будут направлены только назад, при этом происходит взаимодействие туловища и стопы. В самом простом варианте – здесь взаимодействуют два тела: туловище и стопа (рис.26 – взаимодействие стопы и туловища пловца при отталкивании в брассе (упрощенный вариант)). Согласно закону механики при таком взаимодействии получают ускорение оба тела: туловище и стопа. Стопа имеет меньшую массу, чем туловище и при взаимодействии с туловищем получит большее ускорение. Стопа будет двигаться назад быстрее, чем туловище вперед. Фактически получается, не туловище пловца отталкивается от стопы, а стопа от туловища!!! Если стопа движется строго назад, то какое бы усилие не прикладывал пловец к гребку, соотношение ускорений туловища и стопы будет всегда постоянным. Следовательно, при таком толчковом движении стопа всегда будет смещаться назад быстрее, чем туловище, а значит, такое движение ногами в брассе будет неэффективным.

Для того, чтобы стопа не смещалась или мало смещалась назад. Необходимо строить взаимодействие стопы с водой так, чтобы на ней возникала возможно большая внешняя сила – упор. Для этого необходимо продвигать стопу под углом атаки во фронтальной плоскости, т.е. в сторону-вниз (рис.27 – создание упора и силы тяги в толчковом движении ног в способе брасс. W – истинное направление движения стопы, α – угол атаки, Rу – гидродинамическая подъемная сила, У – упор, Fт – сила тяги). При таком движении стопы на ней будет возникать гидродинамическая сила, вектор силы которой направлен в сторону движения туловища (для упрощения покажем только одну силу – У). Используя эту силу, пловец за счет разгибания ног в коленных суставах продвигает туловище вперед.

Продвижению стопы под определенным углом атаки способствует достаточная подвижность в голеностопном суставе в направлении разгибания и пронации голени за счет движения в коленном суставе (отведение стопы наружу).

При проведении исследований, проводимых рядом ученых (Гринев, 1972-77), в которых к внутренним поверхностям стоп прикрепляли своеобразные ласты, выявили некоторые особенности в технике создания упора. Квалифицированные брассисты, проплывая небольшие отрезки, были единодушны в оценке своих субъективных ощущений: «В начале толчка ощущается хороший, сильный упор, а в конце толчка стопа проваливалась» - ласты прикреплялись на внутренней поверхности стопы. В другой серии экспериментов для увеличения подошвенных поверхностей стоп к ним прикреплялись другие ласты – к подошвенной стороне стопы. Ощущения при этом были противоположными: «В начале толчка стопа проваливалась, в конце получала хороший упор».

Отсюда можно сделать вывод: в начале толчка упор образуется на внутренней, а в конце его – на подошвенной стороне стопы. Дальнейшие исследования в этом направлении продолжаются.

Таким образом, сложность движения ног в брассе заключается в том, что одним движением пловец вынужден решать сразу две задачи: I – обеспечить движение стопы во фронтальной плоскости под углом атаки, т.е. создать условия для образования упора, II – реализовать упор, т.е. оттолкнуться разгибая ноги - придать движение телу.

Если внешняя сила, действующая на стопу, используется пловцом как упор – реализуется в силу тяги, то здесь следует иметь в виду одно важное обстоятельство. При данных условиях движения стопы (направление, скорость и ориентация) упор имеет определенную величину. Для эффективного продвижения туловища вперед необходимо, чтобы усилия, развиваемые пловцом в направлении спереди-назад, соответствовали этой величине. Чрезмерные усилия в направлении назад нарушают кинематику движения стопы в условиях образования упора и резко снижают эффективное отталкивание. Вероятно, способность ощущать величину упора и соответствующим образом регулировать усилия входит в содержание распространенного в практике понятия так называемого «чувства воды».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 422.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...