Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 4. СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ




Подвижные игры

                  Значение подвижных игр в системе физического воспитания.

Автор: к.п.н., доцент кафедры теории и методики спортивных игр                                                                                                 ЛЬВОВА Л.Г.

                                      План лекции:

1. Введение в предмет. Общее понятие о подвижных играх. Классификация подвижных игр.

2. Подвижные игры в школьном уроке, во внеурочных, во внешкольных формах работы и в спорте.

3. Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр.

 

  1. Введение в предмет. Общее понятие о подвижных играх. Классификация подвижных игр.

Игра издавна составляла неотъемлемую часть жизни человека. Изменяются условия игры, появляются новые сюжеты. Однако неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою ловкость, быстроту, силу. Это и неудивительно. Ведь игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой.

Игра – понятие многогранное. Игра – исторически слоившиеся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Одни игры развивают мышление и кругозор, другие – двигательные качества, третьи – организаторские и конструкторские навыки.

Игра – это процесс моделирования реальных жизненных условий. И смысл его заключается в том, что связанные с ним упрощения облегчают приобретение жизненно необходимых навыков и умений.

В физическом воспитании детей и подростков подвижным Играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающийся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.

Подвижные игры – это игры с использованием бега, прыжков, метаний и других естественных двигательных проявлений без строго регламентированных правил.

Подвижные игры могут быть:

- индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики» и др.);

- коллективными, в которых участвуют группы играющих, классы, отряды, спортивные секции и др. Всем коллективным играм присущ соревновательный элемент (каждый за себя или за свой коллектив), а также взаимосвязь, взаимовыручка в интересах достижения поставленной цели;

- массовые подвижные игры – они применяются при проведении праздников, массовых гуляний и т.д. Эти игры отличаются несложностью действий и простотой правил.

По подвижным играм проводятся соревнования. Их можно проводить по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям учащихся примерно одного возраста, однородных классов. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр, в которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных физических качеств и навыков. В соревнованиях по комплексу подвижных игр могут участвовать дети разного возраста, молодежь и взрослые, но задания в играх у них должны быть разными.

Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания.

Подвижные игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельные навыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжным спортом и другими видами спорта.

Нельзя путать подвижные игры и спортивные игры.

                  Отличие подвижных игр от спортивных.

Подвижные игры                                                 Спортивные игры

  1. Не требуют от участников                      1. Четкие правила проведения.

специальной подготовки.                      2. Точное количество

                                                                         участников.

  1. Не имеют четких правил.                        3. Наличие определенного
  2. Количество участников                               уровня физической,

     не ограничено.                                             технической и тактической

  1. Доступны детям и взрослым                      подготовки.

всех возрастов.                                         4. Присваиваются разряды

                                                                       и звания.

   5. Разряды и звания не присваиваются

 

Классификация подвижных игр (по П.Ф. Лесгафту).

1. Не командные игры.

2. Командные игры.

3. Переходные к командным игры.

Некомандные игры. В них каждый участник борется за одного себя. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение правильно использовать качества и двигательные возможности.

Командные игры – играющие здесь составляют отдельные коллективы-команды. Они характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов своей команды.

Переходные к командным игры. В них играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда по личному желанию (или желанию руководителя) помогают товарищам, т.е. одна и таже игра одновременно может быть как командной, так и не командной.

Запись подвижных игр:

1.

 

 

 

Руководитель игры

 

 

Играющие держаться за одну руку Играющие держаться за две руки   Играющие держаться за две руки
 
Играющие
Название игры.

2. Схема (зарисовка игр).

3. Описание игры.

4. Цель игры.

5. Правила игры.

6. Варианты игры.

                                                       

 

Обозначение играющих в игре:

 

 


Играющие стоят в кругу
Водящий
Путь игрока     Ведение мяча
Передача, бросок мяча

Путь мяча
Ведение мяча


                                            

 


Игрок с предметом или мячом
                                                                                                                             

 

Играющие стоят в шеренге

 


                                                                         

 

 

  1. Подвижные игры в школьном уроке, во внеурочных, во внешкольных формах работы и в спорте.

Подвижные игры можно включать во все части урока. Их содержание зависит от задач и состава занимающихся.

В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и не сложные игры, способствующие организации занимающихся и подготовке их к основной части урока.

В основной части используются игры с бегом на скорость, метанием в цель, на выносливость, с преодолением препятствий, готовят к изучению и совершенствованию техники и тактики различных видов спорта.

В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, игры для успокоения организма, на внимание расслабление и т.д.

В уроке следует добиваться, чтобы все участники получали примерно одинаковую нагрузку. В 1-3 классах больше проводят сюжетно-образные игры, с пением, чтением стихов (Волк во рву, Два Мороза, Космонавты). Инвентарь должен быть очень красочным, игры даются, в основном, не командные и не сложные. На выносливость и силу игры не даются.

В 4-7 классах подбираются игры на развитие физических и двигательных качеств, чаще даются командные игры, игры, связанные с единоборством. Даются более сложные игры. Даются элементы других видов спорта (лыжи, гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, теннис и др.).

В 8-11 классах подвижные игры должны быть подготовительными к разлчным видам спорта и к спортивным играм – баскетболу, футболу, гандболу, волейболу; они связаны с разными техническими элементами. Игры предлагаются более сложными для выполнения и при определении победителя главным считается не быстрота выполнения, «Кто вперед?», а техника «Кто правильнее?».

Различают следующие типы уроков:

1. Вводные.

2. Изучение нового материала.

3. Совершенствование изученного.

4. Контрольные.

5. Смешанные.

6. Игровые. Подвижные игры во внеурочных формах работы.

Во внеурочных формах работы проводят игры на:

1. Переменах.

2. В группах продленного дня.

3. На школьном празднике (обычно спортивном).

4. Занятиях в секциях школьного коллектива ФК (ОФП, по видам спорта).

5. Днях Здоровья и спорта (один раз в месяц).

6. Во время соревнований между классами.

На переменах используют игры малой и средней интенсивности и обязательно знакомые детям, которые не требуют длительных приготовлений.

Не следует использовать инвентарь, т.к. после него обязательно надо мыть руки.

В группах продленного дня первые игры следует давать малоподвижные, позволяющие организовать учащихся, сосредоточить внимание. Затем игры интенсивные, быстрые, а в конце надо давать опять спокойные игры. Следует использовать разнообразный инвентарь, чаще привлекать детей к проведению и судейству игр.

На праздниках игры организуют детей, создают у них бодрое, веселое настроение. Здесь принимают участие большое количество детей, поэтому чаще используют игры с музыкальным сопровождением. Под музыку игры проводят веселее, их легче организовать и проводить.

Чаще всего проводят игры – аттракционы, причем лучше с начала основного мероприятия. Для проведения игр на вечерах лучше заранее составить программу. Используются игры, которые не требуют особой подготовки и спортивной формы.

Подвижные игры во внешкольных формах работы.

К внешкольным формам работы относятся:

1. Оздоровительные лагеря (летние, зимние).

2. Спортивные лагеря (в городе и за городом).

3. Дома творчества школьников.

4. ДЮСШ.

5. Дома культуры и клубы.

6. Парки культуры и отдыха.

7. Летние трудовые лагеря.

8. Зоны воспитательного действия по месту жительства.

9. Клубы по интересам и др.

Соревнования по комплексу подвижных игр.

Виды соревнований:

1. Спортландия (с 1970 г.).

2. Веселые старты (с 1973 г.) – 18-20 подвижных игр + конкурсы болельщиков и капитанов.

3. Старты надежд (с 1975 г.). Новые правила введены с 1985 до 1990 гг.

4. Зарница (летняя и зимняя).

5. Нептун (на воде).

6. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас.

В спорте подвижные игры используются для развития физических качеств, совершенствования технических приемов игры и тактических взаимодействий.

Примерное Положение о соревнованиях по «Веселым стартам».

1. Цели и задачи.

а) пропаганда ФК и подвижных игр;

б) закрепление спортивных умений и навыков с целью подготовки к различным соревнованиям;

2. Руководство и судейство.

 Оно возлагается на УФК и актив школы.

3. Программа соревнований.

В программу включают игры на силу, ловкость и смекалку. Каждая команда готовит спортивные номера и выступление художественной самодеятельности.

4. Состав команд.

Команда состоит из 10 девочек и 10 мальчиков.

5. Время и место проведения.

6. Награждение победителей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...