Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗДЕЛ 4. СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры Значение подвижных игр в системе физического воспитания. Автор: к.п.н., доцент кафедры теории и методики спортивных игр ЛЬВОВА Л.Г. План лекции: 1. Введение в предмет. Общее понятие о подвижных играх. Классификация подвижных игр. 2. Подвижные игры в школьном уроке, во внеурочных, во внешкольных формах работы и в спорте. 3. Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр.
Игра издавна составляла неотъемлемую часть жизни человека. Изменяются условия игры, появляются новые сюжеты. Однако неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою ловкость, быстроту, силу. Это и неудивительно. Ведь игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой. Игра – понятие многогранное. Игра – исторически слоившиеся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Одни игры развивают мышление и кругозор, другие – двигательные качества, третьи – организаторские и конструкторские навыки. Игра – это процесс моделирования реальных жизненных условий. И смысл его заключается в том, что связанные с ним упрощения облегчают приобретение жизненно необходимых навыков и умений. В физическом воспитании детей и подростков подвижным Играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающийся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия. Подвижные игры – это игры с использованием бега, прыжков, метаний и других естественных двигательных проявлений без строго регламентированных правил. Подвижные игры могут быть: - индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики» и др.); - коллективными, в которых участвуют группы играющих, классы, отряды, спортивные секции и др. Всем коллективным играм присущ соревновательный элемент (каждый за себя или за свой коллектив), а также взаимосвязь, взаимовыручка в интересах достижения поставленной цели; - массовые подвижные игры – они применяются при проведении праздников, массовых гуляний и т.д. Эти игры отличаются несложностью действий и простотой правил. По подвижным играм проводятся соревнования. Их можно проводить по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям учащихся примерно одного возраста, однородных классов. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр, в которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных физических качеств и навыков. В соревнованиях по комплексу подвижных игр могут участвовать дети разного возраста, молодежь и взрослые, но задания в играх у них должны быть разными. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания. Подвижные игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельные навыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжным спортом и другими видами спорта. Нельзя путать подвижные игры и спортивные игры. Отличие подвижных игр от спортивных. Подвижные игры Спортивные игры
специальной подготовки. 2. Точное количество участников.
не ограничено. технической и тактической
всех возрастов. 4. Присваиваются разряды и звания. 5. Разряды и звания не присваиваются
Классификация подвижных игр (по П.Ф. Лесгафту). 1. Не командные игры. 2. Командные игры. 3. Переходные к командным игры. Некомандные игры. В них каждый участник борется за одного себя. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение правильно использовать качества и двигательные возможности. Командные игры – играющие здесь составляют отдельные коллективы-команды. Они характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов своей команды. Переходные к командным игры. В них играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда по личному желанию (или желанию руководителя) помогают товарищам, т.е. одна и таже игра одновременно может быть как командной, так и не командной. Запись подвижных игр: 1.
2. Схема (зарисовка игр). 3. Описание игры. 4. Цель игры. 5. Правила игры. 6. Варианты игры.
Обозначение играющих в игре:
Подвижные игры можно включать во все части урока. Их содержание зависит от задач и состава занимающихся. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и не сложные игры, способствующие организации занимающихся и подготовке их к основной части урока. В основной части используются игры с бегом на скорость, метанием в цель, на выносливость, с преодолением препятствий, готовят к изучению и совершенствованию техники и тактики различных видов спорта. В заключительной части урока проводятся игры малой и средней подвижности, игры для успокоения организма, на внимание расслабление и т.д. В уроке следует добиваться, чтобы все участники получали примерно одинаковую нагрузку. В 1-3 классах больше проводят сюжетно-образные игры, с пением, чтением стихов (Волк во рву, Два Мороза, Космонавты). Инвентарь должен быть очень красочным, игры даются, в основном, не командные и не сложные. На выносливость и силу игры не даются. В 4-7 классах подбираются игры на развитие физических и двигательных качеств, чаще даются командные игры, игры, связанные с единоборством. Даются более сложные игры. Даются элементы других видов спорта (лыжи, гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, теннис и др.). В 8-11 классах подвижные игры должны быть подготовительными к разлчным видам спорта и к спортивным играм – баскетболу, футболу, гандболу, волейболу; они связаны с разными техническими элементами. Игры предлагаются более сложными для выполнения и при определении победителя главным считается не быстрота выполнения, «Кто вперед?», а техника «Кто правильнее?». Различают следующие типы уроков: 1. Вводные. 2. Изучение нового материала. 3. Совершенствование изученного. 4. Контрольные. 5. Смешанные. 6. Игровые. Подвижные игры во внеурочных формах работы. Во внеурочных формах работы проводят игры на: 1. Переменах. 2. В группах продленного дня. 3. На школьном празднике (обычно спортивном). 4. Занятиях в секциях школьного коллектива ФК (ОФП, по видам спорта). 5. Днях Здоровья и спорта (один раз в месяц). 6. Во время соревнований между классами. На переменах используют игры малой и средней интенсивности и обязательно знакомые детям, которые не требуют длительных приготовлений. Не следует использовать инвентарь, т.к. после него обязательно надо мыть руки. В группах продленного дня первые игры следует давать малоподвижные, позволяющие организовать учащихся, сосредоточить внимание. Затем игры интенсивные, быстрые, а в конце надо давать опять спокойные игры. Следует использовать разнообразный инвентарь, чаще привлекать детей к проведению и судейству игр. На праздниках игры организуют детей, создают у них бодрое, веселое настроение. Здесь принимают участие большое количество детей, поэтому чаще используют игры с музыкальным сопровождением. Под музыку игры проводят веселее, их легче организовать и проводить. Чаще всего проводят игры – аттракционы, причем лучше с начала основного мероприятия. Для проведения игр на вечерах лучше заранее составить программу. Используются игры, которые не требуют особой подготовки и спортивной формы. Подвижные игры во внешкольных формах работы. К внешкольным формам работы относятся: 1. Оздоровительные лагеря (летние, зимние). 2. Спортивные лагеря (в городе и за городом). 3. Дома творчества школьников. 4. ДЮСШ. 5. Дома культуры и клубы. 6. Парки культуры и отдыха. 7. Летние трудовые лагеря. 8. Зоны воспитательного действия по месту жительства. 9. Клубы по интересам и др. Соревнования по комплексу подвижных игр. Виды соревнований: 1. Спортландия (с 1970 г.). 2. Веселые старты (с 1973 г.) – 18-20 подвижных игр + конкурсы болельщиков и капитанов. 3. Старты надежд (с 1975 г.). Новые правила введены с 1985 до 1990 гг. 4. Зарница (летняя и зимняя). 5. Нептун (на воде). 6. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас. В спорте подвижные игры используются для развития физических качеств, совершенствования технических приемов игры и тактических взаимодействий. Примерное Положение о соревнованиях по «Веселым стартам». 1. Цели и задачи. а) пропаганда ФК и подвижных игр; б) закрепление спортивных умений и навыков с целью подготовки к различным соревнованиям; 2. Руководство и судейство. Оно возлагается на УФК и актив школы. 3. Программа соревнований. В программу включают игры на силу, ловкость и смекалку. Каждая команда готовит спортивные номера и выступление художественной самодеятельности. 4. Состав команд. Команда состоит из 10 девочек и 10 мальчиков. 5. Время и место проведения. 6. Награждение победителей.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 319. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |