Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ макросреды. STEEP – анализ




 

Степень влияния макроокружения на различные организации неодинакова, хотя, как правило, макросреда и не оказывает специфического влияния на отдельно взятый объект, а показывает общее влияние на все объекты. Это объясняется следующими факторами:

1) социальный,

2) экономический,

3) политический,

4) технологический,

5) экологический,

6) институциональный.

Социальный элемент включает демографию, стили жизни и социальные ценности. Анализ этого сегмента учитывает изменения в структуре и мобильности населения, изменения стилей жизни и трансформацию социальных ценностей. Изменения в социальной среде непосредственно влияют на общий потенциал рынка в отношении большого числа продуктов, особенно потребительского назначения.

Экономическая среда — это обобщенный набор экономических условий, в которых действуют все отрасли; агрегирование всех рынков, где товары и услуги предоставляются за плату. Экономическая активность отражается в уровнях и типах промышленного выпуска, потребления, дохода и сбережений,инвестиций и производительности. Изменения в общем уровне экономической активности непосредственно влияют на показатели спроса и предложения почти во всех отраслях.

Политический элемент включает избирательные процессы, а также административные, регулирующие и правовые институты, принимающие и реализующие законы, нормативные акты и правила в обществе. Это, возможно, самый турбулентный элемент макросреды. Можно назвать очень немного отраслей, на которые изменения в избирательных, законодательных, регулирующих или правовых системах на практике не действуют.

Технологический элемент относится к уровню и направленности технологического прогресса или совершенствования, происходящего в обществе, в том числе к появлению новых видов продукции, процессов или материалов; к общему уровню научной деятельности и достижениям в фундаментальной науке (например, в физике).

Экологический элемент охватывает физические и естественные ресурсы, находящиеся в пределах региона: землю, море, воздух, воду, флору и фауну. Многие компании должны инвестировать миллионы долларов, чтобы не допустить загрязнения или ухудшения физической среды (например, устанавливать технологическое оборудование для снижения степени загрязнения воздуха или вообще предотвращения такого загрязнения) или устранить последствия от предыдущего невнимания к окружающей среде (например, когда химические компании создают горы токсических отходов или когда производственные компании сбрасывают отходы своего производства в реки и тем самым загрязняют местные воды).

Институциональный элемент связан как с физической, так и с интеллектуальной инфраструктурой, а также с институтами, входящими в них. Физическая инфраструктура включает как транспортные элементы (дороги, железнодорожные пути и водные системы), так и коммуникации (почта, телефон и другие системы связи). Интеллектуальная инфраструктура охватывает научные учреждения, университеты и другие организации этого рода.

Для того, чтобы идентифицировать, отслеживать, прогнозировать и оценивать изменения, происходящие в макросреде, необходим особый тип анализа. Такой анализ состоит из следующих четырех этапов:

ü Сканирование окружающей среды для выявления имеющихся и возникающих изменений.

ü Мониторинг отдельных трендов окружающей среды и образцов изменения с целью определения характера их эволюции.

ü Проектирование — определение будущего направления изменений в окружающей среде.

ü Оценивание текущих и будущих изменений окружающей среды с точки зрения стратегий и их последствий для организации.

Организации сканируют окружающую среду, чтобы выявить индикаторы или сигналы текущих и потенциальных изменений или новые проблемы в социальных, экономических, политических, технологических, экологических и институциональных сферах. Сканирование поставляет первые индикаторы потенциальных технологических изменений, которые затем используются в процессах мониторинга и прогнозирования. Когда организация узнает о потенциальных изменениях, она начинает вести мониторинг их развития, прогнозировать их эволюцию, изучать их последствия. Часто сканирование получает индикаторы изменений, требующие немедленного действия. Например, сканирование может выявить, что конкурент в ближайшее время займется маркетингом продукта, созданного на основе технологий прорывного типа.

Мониторинг включает в себя отслеживание конкретного изменения макросреды во времени. Аналитики наблюдают за эволюцией трендов, за последовательностью событий или динамикой видов деятельности. Предназначение мониторинга в значительной степени отличается от предназначения сканирования. Аналитики ведут мониторинг, чтобы получить достаточно данных, позволяющих им выявить появление типовых видов поведения. Эти типовые образцы, скорее всего, будут состоять из нескольких новых трендов, например появляющийся образец стиля жизни может включать изменения в развлечениях, образовании, потреблении, привычках, связанных с работой и предпочтениями мест проживания. На этапе мониторинга поиск данных становится более сфокусированным и ведется более систематизировано, чем в ходе сканирования. По мере того как мониторинг продолжается, тренды аккумулируются в виде образцов. Картина динамики изменения, которая вначале, при возникновении в ходе сканирования, может быть расплывчатой и неопределенной, во время мониторинга начинает пониматься более глубоко и всесторонне.

Чтобы принять успешное стратегическое решение, организация должна развивать у себя способность анализа возможных развитии событий в будущем и творчески думать, как лучше всего на них реагировать. В качестве исходной точки организациям необходимо иметь картину происходящего в окружающей их внешней среде. Цель проектирования — разработка вполне достижимых параметров масштаба, направления, скорости и интенсивности изменений, происходящих в макросреде.

Для анализа макросреды применим методику SТEP-анализа.

STEP (PEST) -анализ или метод стратегического анализа - это последовательный, пошаговый анализ факторов. Он является полезным инструментом понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. STEP - анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, объекта и выделить наиболее важные влияющие факторы.

STEP (PEST) является аббревиатурой названия факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы (объекта):

• социальных (S – social)

• технологических (Т – technological)

• экономических (Е – economic)

• политических (Р – political)

Для простоты и удобства анализа все факторы внешней среды принято рассматривать совместно в виде четырехпольной таблицы. От того, насколько правильно были подобраны факторы, зависит качество STEP-анализа.

 


Таблица 1

Пример факторов для PEST-анализа

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ (S) · Демография · Экологические проблемы · Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы · Базовые ценности · Тенденции образа жизни · Модели поведения разработчиков · Мода и образцы для подражания · Главные события и факторы влияния · Мнения и отношение потребителей · Представления СМИ · Этнические / религиозные факторы · Реклама и связи с общественностью   ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (T) · Развитие конкурентных технологий · Финансирование исследований · Связанные / зависимые технологии · Замещающие технологии/решения · Зрелость технологий · Изменение и адаптация новых технологий · Производственная емкость, уровень · Информация и коммуникации · Законодательство по технологиям · Потенциал инноваций · Доступ к технологиям, лицензирование, патенты · Проблемы интеллектуальной собственности  
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (E) · Экономическая ситуация и тенденции · Уровень инфляции · Инвестиционный климат в отрасли · Спрос · Специфика производства · Технологические цепи · Потребности конечного пользователя · Основные издержки:
    • Энергоносители
    • Транспорт
    • Сырье и комплектующие
    • Коммуникации
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (P) · Законодательство · Правительственная политика · Государственное регулирование конкуренции · Инновационная политика · Поддержка на всех уровнях власти · Финансирование, гранты и инициативы · Группы лоббирования · Международные интересы · Экологические проблемы · Прочее влияние государства в отрасли

 

Это, конечно, не полный список всех факторов, да и те, что вошли в список, не обязательно будут присутствовать в вашем исследовании. На практике анализируются те факторы, которые являются значимыми для данной отрасли и конкретной фирмы.

STEP обычно используется в американских изданиях, а PEST — в европейских. В современной литературе по стратегиям к четырем перечисленным группам факторов часто добавляют еще одну: экологию. В этом случае название метода обозначается как STEEP. Так как наш объект исследования – сельскохозяйственное предприятие, имеет смысл провести STEEP-анализ.

Проведем анализ макросреды, в которой находится предприятие ЗАО «Никольское», применяя методику SТEЕP-анализа.

1) Экономические факторы оказывают сильное влияние на деятельность организации. Недостаточность средств не позволяла предприятиям сельского хозяйства стабильно развиваться, что влечет за собой снижение посевных площадей и поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах. Не так давно государство сделало упор на поддержку сельского хозяйства. Так, Павел Никитин, заместитель министра - директор департамента растениеводства, животноводства, технической политики, пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства Тульской области, сообщил, что согласно производственно-финансовых планов общие посевные площади по области должны вырасти по сравнению с 2012 годом на 11 тыс.га. Практически во всех районах наблюдается положительная динамика. Заместитель министра – директор департамента государственной политики в сфере АПК и сельского развития министерства сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев отметил, что на сегодняшний день из федерального бюджета в бюджет области поступило более 530 млн. рублей на поддержку сельского хозяйства региона. Дмитрий Миляев также рассказал о том, что на федеральном уровне прорабатывается вопрос о выделении на поддержку сельского хозяйства в 2013 году дополнительно 42 млрд. рублей, в том числе на поддержку отрасли животноводства, возмещение процентных ставок по кредитам, погектарную поддержку.

А за период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. В 2006 - 2011 годах среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства, несмотря на неблагоприятный 2010 год, составили 4,4 процента, пищевых продуктов - 4,1 процента. По сравнению с предыдущим 5-летием валовой сбор зерна вырос на 8 процентов, подсолнечника - на 40 процентов, сахарной свеклы - на 46 процентов, прирост производства скота и птицы в 2010 году к 2006 году достиг 30 процентов, в том числе мяса свиней - 35,6 процента и мяса птицы - 69,9 процента.

Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Также уже утверждена Госпрограмма на 2013-2020 гг. Общий объем финансирования Программы составляет 299,2 млрд. рублей.

Проблема заключается в том, что изменился механизм финансовой поддержки со стороны государства. Прежде это были довольно большие суммы, позволявшие получать льготные банковские кредиты, компенсацию за молоко и мясо, приобретать более дешевые ГСМ, технику и т.п. Но после вступления в ВТО земледельцам дают дотации в расчете на один гектар посевов. Пока хозяйства и фермеры получили по 200 рублей за 1 га из них 141 рубль дал федеральный, остальное – областной бюджеты. Еще по 110 рублей дадут по завершении весенне-полевых работ. данный объем поддержки в 10 раз ниже, чем у фермеров стран Евросоюза. А потому их продукция будет непременно дешевле нашей. Через несколько лет, когда Россия будет вынуждена, согласно правилам ВТО, отменить квоты на ввоз сельхозпродукции извне, наших крестьян задавят их европейские и азиатские собратья по профессии. По сравнении с прошлым годом конечная сумма поддержки растениеводства, скорее всего, упадет в 2-4 раза. То же дизтопливо, которое прошлой весной щекинским аграриям обходилось по льготной цене в 22,55 за литр, сегодня приобретается по рыночной стоимости, за 31,65.

Вдобавок ко всему механизмы государственной поддержки в большей степени ориентированы на увеличение объема производства, а не на снижения издержек производства, что не является обоснованными, так как наращивание объема производства без изменения технологий увеличивает себестоимость продукции. Положительным фактором является регулирование рынков сельскохозяйственной продукции государством, что позволяет во время найти достаточно выгодные каналы сбыта продукции.

Также на деятельность предприятия влияют диспаритет цен, уровень инфляции и системы страхования урожая. Уровень инфляции в 2012 году составил 6,58%. По прогнозным данным к концу 2013 года он составит 5-6%. Этот фактор способствует развитию производства и повышению деловой активности, что в конечном итоге ведет к увеличению покупателей. Для устранения негативного влияния необходимы внесение дополнительных поправок в закон, увеличение ответственности компаний по выплате страховых возмещений, стабилизация экономики страны, сокращение разрыва между ценами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В целях снижения рисков, связанных с сезонным колебанием цен, необходимо введение фиксированных цен на продукцию.

По уровню экономического развития Тульская область является устойчивым "середняком" среди регионов Центра, ее душевой валовой региональный продукт составляет 76% среднероссийского (с корректировкой на стоимость жизни). Доля промышленности в структуре ВРП достигает 44%, таких регионов с сохранившимся доминированием индустриальной экономики среди областей Центра немного (Владимирская, Липецкая, Ярославская области — 47–51%), и в основном это области, имеющие экспортные производства. Несмотря на высокую урбанизированность и небольшую территорию, Тульская область производит больше сельскохозяйственной продукции на душу населения, чем в среднем по стране. Это объясняется поддержкой сельского хозяйства со стороны региональных властей и близостью огромного рынка сбыта — Московской агломерации.

Одним из приоритетных направлений развития экономики Тульской области является развитие агропромышленного комплекса.

Основными направлениями в растениеводстве является выращивание зерна, картофеля, овощей и плодов, в том числе сахарной свеклы и масличных культур. В животноводстве основными направлениями являются разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, рыбы.

В структуре производства продукция растениеводства составляет 36%, а животноводства −64%.

2) Социальные факторы. Их изучение позволяет проанализировать влияние на организацию социальных явлений.

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам за январь — апрель 2012 года (по полному кругу организаций) выросла на 16,2% к соответствующему периоду прошлого года. По данным Туластата в мае 2012 года численность занятых в экономике Тульской области составила 743,4 тыс. человек, численность безработных 45,2 тыс. человек или 5,7% экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы составил в 2012 году составил 1,23% (в аналогичном периоде 2011 года — 1,48%; на 1 января 2012 года — 1,38%).

Наиболее низкая заработная плата работников по Тульской области в разрезе наблюдаемых отраслей в декабре 2012 года сложилась в отрасли сельского хозяйства - 18561,6 руб.

Расходы консолидированного бюджета Тульской области по состоянию на 01.06.2012 запланированы в объеме 62 031 798,0 тыс. рублей. Из них на образование — 17 076 993,2 тыс. рублей, на культуру и кинематографию — 1 451 639,4 тыс. рублей, на здравоохранение — 13 126 638,6 тыс. рублей, на физическую культуру и спорт — 605 606,7 тыс. рублей.

Уровень образования населения Тульской области в советское время был ниже среднего по РФ из-за более старой возрастной структуры и преобладания индустриальной занятости. Рост числа студентов, начавшийся по всей стране с середины 1990-х годов, в Тульской области проявился позже и был самым низким по сравнению с другими регионами Центра. Однако в 2002 г. число студентов резко увеличилось (до 226 на 10 тыс. населения) и до сих пор уровень образования неуклонно растет.

По данным Туластата, численность населения Тульской области к 2013 году составила 1 млн. 532 тыс. 400 человек. Из них 78,8% составляет городское население, 21,2% - сельское.

В 2012 году в Тульской области родилось 15499 человек и умерло 27197 человек. По сравнению с 2011 годом число родившихся увеличилось на 883 человека (на 6%), число умерших уменьшилось на 170 человек (на 0,6%). Естественная убыль населения составила 11698 человек, что на 1053 человека меньше, чем в 2011 году. При этом темпы убыли за 12 лет снизились в 2 раза. По соотношению этих показателей (1,73 в пользу смерти) туляки вместе с Псковской и Тамбовской областями — в тройке худших регионов страны. Миграционный прирост оказался отрицательным: в 2012 году в область прибыло 21,9 тыс., а убыло 22,2 тыс. человек. При этом, как заявляют эксперты, уезжают, в основном, представители коренного населения, а въезжают иностранные граждане из стран СНГ.

В настоящее время в Тульской области существуют различные проблемы заболеваемости, как показывает динамика за последние три года, в том числе проблема наркомании.

В числе социальных факторов также - отношение к работе в сельскохозяйственной сфере, как к непрестижной и непривлекательной. Положительное влияние оказывают внедряемые в области государственные и областные программы по привлечению молодых специалистов в малые города для развития сельского хозяйства, что может в дальнейшем увеличить объемы производства продукции.

Для решения этих проблем необходимо провести грамотную политику привлечения работников из других районов и предоставить им социальные гарантии, улучшить инфраструктуру города, реализовать программы по повышению квалификации и уровня образования потенциальных работников.  

3) Экологические факторы. Тульская область занимает северо-западную часть Средне-Русской возвышенности. Территория области представляет собой сильно расчлененную овражно-балочную равнину. Климат области умеренно континентальный, с теплым летом, умеренно холодной зимой и ясно выраженными сезонами года. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 72 % от общей площади Тульской области. Из них на долю сельскохозяйственных угодий приходится 90 %, том числе 82 % занимает пашня.

Тульская область оказалась в пятерке самых бедственных с точки зрения экологии субъектов РФ в рейтинге, составленном общественной организацией «Зелёный патруль». Ниже в списке лишь Московская (80-е место), Свердловская (81-е место), Оренбургская (82-е место) и Челябинская (83-е место) области.

Площадь всех сельхозугодий в Щёкинском районе составляет 86625 гектаров. В 2012 году в оборот вовлечено 2740 га. В том числе, на 1150 га (+8%) увеличились посевные площади (51 тысяч га).

Основными культурами являются зерновые, картофель и рапс. Применение передовых технологий, элитных районированных семян, агрохимии и высокопроизводительной современной техники позволили увеличить объемы валового сбора. Площади под зерном устойчиво прирастают. В 2010 году их было 26,45 тысяч га, в 2011 – 28,24, сегодня – 33,4 тысяч гектаров.

Для поддержания качественного состояния почв необходимо применять меры по предотвращению переуплотнения почв, вводить и применять почвозащитные севообороты, создавать водорегулирующие лесополосы, искать современные безвредные способы борьбы с вредителями, использовать сорта растений, устойчивые к болезням. Значительным барьером на пути решения экологических проблем является отсутствие экологических стандартов в Российской федерации, но четкое следование санитарно-эпидемиологическим нормам и федеральным законам позволяет решить вопросы регулирования деятельности предприятий в области экологии. Общая совокупная положительная оценка влияния экологического фактора на деятельность предприятия подтверждает, что деятельность направлена на производство экологически чистой качественной продукции.

4) Политические факторы. В результате принятия новых законов и норм возможны изменения в законодательстве. Они могут привести к кардинальным изменениям в деятельности фирмы, а иногда даже и к ликвидации. В настоящее время правительство стало более стабильным, что, в свою очередь, сказывается на экономической ситуации в стране в целом. Но весьма важен фактор несовершенства налогового законодательства.

Но при анализе законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности, очевидно, что нормативная база по регулированию сельскохозяйственной деятельности несет в себе значительные недостатки, что имеет отрицательное влияние на развития этой сферы. Разработка понятной и полноценной базы поможет решить многие проблемы в сельском хозяйстве, а так же уменьшить коррупционный уровень и сократить административные барьеры при вхождении новых производителей в эту отрасль. Сбалансированное налогообложение позволит фирме динамично развиваться, что обеспечит постоянных клиентов, а это приведет к повышению продаж, а, следовательно, и к повышению прибыли. Разработка новой и анализ существующей законодательной базы по налогам и сборам поможет частично уменьшить степень влияния этих проблем.

Тульская область отнесена экспертами фонда к группе субъектов РФ с высокой социально-политической устойчивостью (февраль 2013 г.) хотя присвоенный ей рейтинг 7.0 является в данной группе минимальным. Нужно отметить, что с января устойчивость региона, по мнению составителей рейтинга, несколько снизилась – с 7.2 до 7.0.

5) Технологические факторы. Основными проблемами сельского хозяйства в Российской Федерации являются повсеместное устареванием оборудования и транспортного парка, медленное внедрение инновационных технологий в сферу сельского хозяйства. не является страной с передовым развитием технологий. Неизбежное следствие расформирования колхозов и совхозов — деградация техники. Данная деградация продолжается до сих пор, и в некоторых областях уровень износа промышленного оборудования достигает 70%. Очевидно, что от подобной техники не стоит ожидать высокой производительности труда, а как следствие — высоких прибылей. И даже та технология что еще осталась, представляет собой наследие советского производства. Таким образом, здесь мы также наблюдаем разрыв с классическим способом формирования развитой рыночной экономики. В первом случае (на западе) крупные компании скупали землю и вводили в строй новые сельскохозяйственные технологии, а во втором случае (нашем) — наоборот. При этом в расчет необходимо принимать не только физический износ оборудования, но и его моральное устаревание, так как продукция, производимая на отечественном оборудовании, может уступать не только по себестоимости, но и по техническим характеристикам. В господдержки уже осуществляется обновление техники и внедрение инноваций в сельском хозяйстве, но пока этого недостаточно, что бы решить все проблемы, связанные с низким уровнем технологического обеспечения сельского хозяйства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...