Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место стратегического анализа в менеджменте




Учетно-финансовый факультет

Кафедра экономического анализа и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Стратегический анализ»

на тему:

«Стратегический анализ развития предприятия ЗАО «Никольское» Щекинского района Тульской области»

 

 

Выполнила: Магистрант 114 группы дневного отделения учётно-финансового факультета Неделяева С.А.
Проверила: К.э.н., доцент Афанасьева С.И.  

 

 

Москва, 2013

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы современного стратегического анализа 5

1.1   Место стратегического анализа в менеджменте. 5

1.2   Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа. 8

1.3   Основные разделы и методы стратегического анализа. 12

Глава 2. Стратегический анализ внешней среды... 22

2.1. Понятие внешней среды. Группировка факторов. 22

2.2. Краткая характеристика ЗАО «Никольское». 25

2.3. Анализ макросреды. STEEP – анализ. 27

2.4. Анализ микросреды. Определение рынка. Матрица М.Портера. 40

2.5. Матрица управления стратегическими неопределенностями внешней среды.. 45

Глава 3. Стратегический анализ внутренней среды... 47

3.1. Анализ производственного потенциала. 47

3.2. Анализ финансовой и экономической системы. Прогнозирование банкротства. 53

3.3. Направления совершенствования систем управления. 59

Глава 4. Обоснование стратегических позиций.. 63

4.1. Определение позиций предприятия матричным методом.. 63

4.2. SWOT-анализ и обоснование сценариев развития. 65

Заключение.. 68

Список используемой литературы... 70

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Стратегический анализ — это основной элемент стратегического планирования. С его помощью руководство предприятия оценивает свое положение на рынке и выявляет направления для наиболее перспективного вложения средств в свою деятельность.

Современные условия на рынке характеризуются, главным образом, высокой динамичностью изменений внешней среды, поэтому необходимо вовремя реагировать на перемены в экономике. В таких условиях роль стратегического анализа выходит на первый план при разработке стратегических целей.

Целью курсовой работы является проведение стратегического анализа на сельскохозяйственном предприятии для разработки действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности организации над уровнем конкурентов.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов по теме и методологических основ;

2. Оценка деятельности рассматриваемой организации, краткая характеристика предприятия;

3. Анализ внешней и внутренней бизнес-среды;

4. Стратегическое планирование для ЗАО «Никольское».

В работе раскрываются понятия стратегии, стратегического менеджмента, место стратегического анализа в системе стратегического менеджмента (по одной теории), раскрываются этапы стратегического анализа, приводятся основные методы проведения анализа (инструменты).

Объектом исследования является закрытое акционерное общество «Никольское», основными видами деятельности которого являются разведение КРС и выращивание зерновых и зернобобовых культур. Предмет исследования курсовой работы - стратегический анализ предприятия.

Основными источниками информации являются данные годовых отчетов и других первичных документов за 2011-2012гг. Методологической основой исследований являются учебная литература, научные статьи, данные сети Internet.


 


ГЛАВА 1. Теоретические основы современного стратегического анализа

Место стратегического анализа в менеджменте

Само понятие менеджмент (от англ. Management) широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм, руководство, искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия, но основным останется понимание, что менеджмент должен способствовать эффективности организации, которая представляет собой ее способность достигать цели, ради которой она создавалась. Итак, стратегический менеджмент — это управленческий процесс, направленный на достижение поставленных целей организации, на основе выбранных средств. Иными словами, это процесс разработки и реализации стратегии.

Сегодня можно констатировать факт перехода основных рынков страны от этапа «заполнения пустых ниш», в котором выигрывал тот, кто быстрее других расставлял товар на полках, к этапу плотной конкуренции, где для успешного развития бизнеса мало просто грамотно расставить товар, необходимо еще уметь успешно его продвигать, «толкаясь» с конкурентами. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Стратегический менеджмент играет в организации важнейшую роль. Прежде всего, необходимо разработать стратегию развития, из нее будет понятна ваша тактика. Если начать с тактики, вы почти сразу попадете в тупик, так как никто в вашей организации не будет понимать, куда движется компания и ради чего тратятся усилия. Системный подход к разработке как стратегии, так и тактики дает максимальный результат.

Как и любой процесс управления, стратегическое управление (менеджмент) обязательно включает в себя этапы анализа, планирования (выбора) и реализации принятого решения.

Первый этап стратегического менеджмента - стратегический анализ, состоящий из нескольких частей, включающих в себя анализ целей и ценности фирмы, ее ресурсов и способностей, структуры и системы управления, а так же анализ окружающей среды в отрасли. В жесткой борьбе за успешное выживание в долгосрочной перспективе уже недостаточно использовать только широко применяемые инструменты финансового анализа, первоочередной становится необходимость думать и действовать, регулярно проводя стратегический (качественный) анализ внешней и внутренней среды компании. Отсутствие точной и своевременной информации, адекватной проблемам достижения стратегических приоритетов, является одной из наиболее частых причин слабого управленческого воздействия на весь процесс разработки и реализации стратегии.

Место и роль стратегического анализа в стратегическом управлении определяется даже трактовкой его сути и соотношением анализа и процесса управления. Первые работы, в которых упоминается стратегический анализ, трактуют его суть в широком аспекте. В частности, И.Х. Ансофф понятие стратегического анализа и процесс формирования стратегии предприятия рассматривает как единое целое. А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд считают, что стратегический анализ является основой осуществления правильного стратегического выбора, на основе обоснованных альтернатив и критериев выбора. В более поздних работах стратегический анализ зачастую рассматривают как:

- Способ преобразования информации, полученной в результате анализа среды, на стратегию (стратегический план) предприятия;

- Выполнение функции управления, которая направлена ​​на перспективу;

- Анализ внутренней и внешней среды с целью определения направления развития;

- Метод, обеспечивающий процесс стратегического планирования и контроллинга информационно-аналитическими данными.

Посредством стратегического анализа выявляются факторы, повлиявшие на возникновение проблемы, определяется степень их влияния, и оцениваются возможности предприятия по устранению проблемы с возможным перечнем корректирующих мероприятий. Таким образом, можно сказать, что стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные её направления.

Целью стратегического анализа является формирование множества альтернатив для принятия стратегических решений, которые обеспечат конкурентные преимущества исследуемого объекта и его доходность в долгосрочной перспективе с максимальным использованием потенциала предприятия и изменений во внешней среде в свою пользу.

Следует отметить существенное повышение роли и значения стратегического анализа, расширение спектра решаемых им в современных условиях задач. В зарубежных исследованиях в области стратегического управления стратегическому анализу отводится фундаментальная роль, проводятся специальные исследования деловой окружающей среды. Стратегический анализ функционирования экономических субъектов призван расширить горизонты прогнозирования, создать возможности своевременной адекватной реакции на изменения внешней среды, а также обеспечить надежный инструментарий обоснования стратегически-ориентированных управленческих решений, качественной подготовки стратегических планов в условиях рыночной неопределенности и риска.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...