Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методологические проблемы и особенности современного стратегического анализа.
Спецификой отечественной теории и практики стратегического анализа является акцент в проведении анализа хозяйственной деятельности на оценку экономического потенциала предприятия и его текущего финансового состояния. А определению перспективных параметров функционирования в условиях прогнозируемых изменений среды не уделяется должного внимания. Истоки проблемы применения стратегического анализа в России берут начало в существовавшей на протяжении многих десятилетий системе директивного управления, когда внешние условия жестко регламентировались вышестоящими органами. Сегодня не существует общепринятой методологической основы стратегического анализа, что сдерживает разработку необходимых практике методических материалов. Поэтому проблема научного обеспечения весьма актуальна. Рассмотрим содержание понятия «стратегический анализ». Анализ (от греч. analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие данному объекту составляющие. Разные авторы по-разному подходят к раскрытию сущности стратегического анализа. Большинство из них рассматривают процесс стратегического анализа совместно с процессом стратегического планирования. Одни считают, что процесс стратегического анализа порожден результатами изучения внутренней и внешней среды организации. Его цель - помочь организации капитализировать свои сильные стороны и минимизировать слабые, воспользоваться открывающимися возможностями и защититься от надвигающихся опасностей. Другие авторы рассматривают процесс стратегического планирования вместе со стратегическим анализом как процесс разработки процедур и операций, необходимых для достижения будущего. Они различают долгосрочное планирование, которое считается реактивным по своей природе, и стратегическое планирование, которое позволяет организации создавать свое будущее. Третьи, не выделяя стратегический анализ, представляют стратегическое планирование как процесс организационного обновления и трансформации. Стратегическое планирование обеспечивает организацию инструментом адаптации ее услуг и деятельности для удовлетворения изменяющихся потребностей окружения. Серьезной и недостаточно проработанной проблемой остается разработка и выбор систем показателей, используемой в процессе реализации стратегии в целях контроля. Концепция стратегического управления требует реальное поддержание актуальности, жизнеспособности и эффективности стратегий, а также своевременного контроля за исполнением стратегии и достижением. Для достижения этих целей строится система показателей, которая позволит осуществлять постоянный мониторинг за реализацией стратегии, изменений потенциала и внешней среды организации. Перечень контрольных показателей может насчитывать до 40 показателей. Системы показателей используются различные, но в основном показатели сосредотачиваются на следующих отраслях: сбыт, финансы, риск. Зачастую не показывается взаимосвязи между показателями, а также не имеется показателей, характеризующих темпы изменения различных показателей. При разработке системы показателей необходимо не забывать об этих важных моментах, что результаты анализа обладали большей полезностью. Обязательным условием выбора показателей в систему стратегических контрольных показателей должно быть наличие причинно-следственных связей между ними, их согласование между собой. Таким образом, стратегическими контрольными точками могут быть показатели финансового состояния (платежеспособности, имущественного состояния, финансовой устойчивости, деловой активности, прибыльности); показатели, характеризующие рыночную деятельность (темп роста продаж, безубыточный объем продаж, соотношение темпов изменение продаж и безубыточного объема продаж, темп изменения прибыли от реализации продукции); показатели, характеризующие совершенствование бизнеса, например, организация нового производства (соотношение цен поставщиков и собственной цены производства, безубыточная стоимость приобретения и производства, разность доходов и расходов в период возврата заемных средств) и др. Система стратегических контрольных показателей позволяет своевременно распознать стратегическую проблему, что позволяет организации своевременно среагировать на изменения и является средством предвидения стратегических изменений в организации. Однако, эффективность современного стратегического анализа, оказывается, связана не только с правильным выбором системы показателей, но и с личностным фактором, - знаниями, опытом и уровнем подготовки кадров. Это превращает стратегический анализ в высокое искусство, хотя он и опирается зачастую на формальный аппарат и методологию, что мешает проделать эффективную работу без учета индивидуальных особенностей отрасли или самого предприятия. Инерция мышления многих руководителей и топ-менеджеров, не использующих инновируемые подходы и весь спектр необходимой информации в новых экономических условиях, не способствует развитию стратегического анализа. В современном разнообразии видов деятельности необходимо учитывать специфику предприятия: форма собственности и организационно правовая форма; тип (специализированное, диверсифицированное); отраслевая принадлежность; размеры и организационная структура; система управления. К недостаткам присуще практически всем методам анализа внутренней среды относятся: недоступность данных по издержкам и других показателей конкурентов, статичный характер модели. Проведение стратегического управленческого анализа деятельности российских предприятий сопровождается определенными сложностями: § на предприятии нет службы, которая бы отвечала бы за такой анализ; § зачастую отсутствует необходимая информация (это связано с проблемой организации управленческого учета в дополнение к бухгалтерскому учету); § не ощущается потребность в проведении управленческого стратегического анализа со стороны руководства предприятия. Также следует отметить нестабильность экономики, что снижает точность прогнозных расчетов; а также недостаточное развитие рыночных институтов информационно-аналитического профиля, ограничивающее возможность использовать необходимую и достоверную информацию о внешних условиях хозяйствования. Таким образом, методология стратегического анализа, все, что касается технологии его проведения, инструментов, с помощью которых он проводится - довольно неоднозначный вопрос, и неоднозначность его связана, прежде всего, со сложностью поставленной задачи. Стратегический анализ - это, по сути, высшая стадия анализа вообще, доступная далеко не всем, что связано не с технической сложностью его проведения, а с тем, что стратегическое мышление - это своего рода дар, который дается не каждому. Можно в совершенстве владеть всеми матричными методами, но не суметь выделить важный фактор макросреды, вероятность которого не значительна, но который может существенно повлиять на развитие компании. В связи с этим в современных условиях проблема стратегического анализа деятельности экономических субъектов требует решения как в методологическом, так и в практическом смысле.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |