Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Философская антропология




Рабочая программа дисциплины

Философия

Направление подготовки

46.03.01 – История

Профиль подготовки

Классическая история

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Формы обучения

Очная

 

Согласована с учебно-методической комиссией кафедры:   Протокол «__»___________2016 г. №___   Председатель УМКом________________                                       / Алехина Е.В./ Рекомендована кафедрой философии   Протокол от «__» _________ 2016 г. №___   Зав. кафедрой_________________________                               / Песоцкий В.А./

 

Москва

2016 год

 

Автор-составитель:

Загребин Михаил Вячеславович

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры философии

Рабочая программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.  Дисциплина входит в блок 1 базовой части и является обязательной для изучения.

Рецензент: Курабцев В.Л. доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии МГОУ

 

 

Согласована с деканом факультета истории, политологии и права

 

Декан факультета истории,

политологии и права                        _____________          В.Э. Багдасарян

 

    

 

 

                                                             

                                                                

                                                                                              

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Планируемые результаты обучения……………………………………………………..4

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.......................................5

 

3. Объем и содержание дисциплины……………………………………………………….5

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся………..15

5. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине……………………………………………………………………………………16

6. Учебно-методическое и ресурсное обеспечение дисциплины…………………………32

7. Методические указания по освоению дисциплины…………………………………….33

8. Информационные технологии для осуществления образовательного процесса по дисциплине………………………………………………………...................................... 33

9.  Материально-техническое обеспечение дисциплины....................................................34

 

 

                           

                                        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Цель и задачи дисциплины:

Целями освоения дисциплиныявляется:

1. формирование у студентов стройной системы концептуальныхоснов философских знанийи научного мировоззрения;

2. выработка у них умений:философского анализа человека, явлений общественной жизни и природы; использования философских знаний в профессиональной коммуникации и межличностном и деловом общении;

3. развитие у обучаемых владением навыкамик самостоятельному и правильному построению своих мыслей.

Задачи дисциплины:  

1. Осознать место философии в структуре ООП ВО

2. Уяснить компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «философия»

3. Разобраться в структуре и понять содержание дисциплины

4. Использовать современные образовательные технологии

5. Определить оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6. Руководствоваться учебно-методическим и информационным обеспечением МГОУ и интернет-ресурсами

7. Использовать доступное материально-техническое обеспечение

Планируемые результаты обучения

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

1. общую структуру и содержание философского знания;

2. содержание этапов развития мировой и отечественной философской мысли;

3. исторические типы рациональности и ее научную ценность;

4. теорию, методологию, структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

5. роль науки в развитии цивилизации, основы содержания современной философии науки;

6. сущность взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке;

7. условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

8. характер и формы взаимодействия человека и природы, содержание возникших в современную эпоху развития техногенной цивилизации противоречий и кризиса существования человека, культуры, социума;

9. роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственные обязанности человека по отношению к другим и самому себе.       

Уметь:

1. творчески применять основные положения философии в практической деятельности;

2. логически строго излагать свои мысли и вести дискуссию;

3. ориентироваться в мире общечеловеческих и иных социальных ценностей, оценивать их место в творчестве и повседневной жизни;

4. анализировать природные и социальные процессы, правильно представлять и прогнозировать социально-политическую обстановку, исследовать и находить эффективные приемы и способы организации жизнедеятельности.

Владеть навыками:самостоятельного и правильного построения своих мыслей.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Данная дисциплина (модуль) «Философия» относится к блоку 1 и его базовой части.

Курс дисциплины «Философия» имеет практико-ориентированный характер и построен с учетом междисциплинарных связей, в первую очередь, знаний, навыков и умений, приобретаемых студентами в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических дисциплин и дисциплин профессионального цикла.                                                     

Дисциплина «Философия» является обязательным элементом поэтапной подготовки студентов-бакалавров к межкультурной коммуникации.                                                                                                               

Целевая группа данного курса – выпускники общеобразовательных школ, успешно закончившие обучение и обладающие коммуникативной компетенцией в области гуманитарных дисциплин на базовом уровне согласно требованиям Государственного образовательного стандарта.

Курс «Философия» соотносится в содержательном отношении с изучением курсов: «История России», «История древнего мира», «История средних веков», «История нового и новейшего времени» и «Религиоведение».

 

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины

Показатель объема дисциплины

Форма обучения
Очная
Объем дисциплины в зачетных единицах 4
Объем дисциплины в часах 144
Контактная работа*: 58
Лекции 22
Практические 36
Самостоятельная работа 50

Наименование разделов (тем)

дисциплины

Кол-во часов

Лекции Семинарские занятия
Раздел I. Теория философии диалектического материализма    
Т.1 Философия - наука 1 2
Т.2 Философия познания 2 4
Т.3 Философская антропология 2 2
Т.4 Философия бытия 2 2
Т.5 Социальная философия 2 2
Т.6 Философия экономики 1 2
Т.7 Философия культуры 1 2
Т.8 Философия политики 1 2
Т.9 Философия истории 2 4
Раздел II. История философии    
Т.10 Философия древних восточных цивилизаций 1 2
Т.11 Античная философия 1 2
Т.12 Философия Средневековья 1 2
Т.13 Философия Нового Времени 2 2
Т.14 Современная философия 2 4
Т.15 Русская философия 1 2
Итого 22 36

Содержание дисциплины

Раздел I. Теория философии диалектического материализма

Тема 1. Философия - наука

Критерии научности философского знания. Объект познания философии. Основные концепции понимания объекта философии: Г.В.Ф.Гегеля, экзистенциальная и диалектическо – материалистическая. Предпосылки генезиса философского знания: психические, экономические и социально-политические. Понятие философии, ее предметное значение. Специфика философского знания: обусловленность общественно-исторической практикой; универсальность; научная рациональность; гуманистичность; объективность; религиозно-моральная и эстетическая ориентация; национальный характер.

Предметы философии. Главные вопросы философии и их освещение различными философскими школами. Основные философские категориидиалектического материализма. Принципы философиидиалектического материализма: развития и всеобщей связи. Философские методы осмысления действительности: формально-логические и диалектической логики.

Функции философии: мировоззренческая и методологическая. Роль философии в жизни человека и в формировании личности бакалавра.

 

Тема 2. Философия познания

Теория познания как теория отражения. Предмет гносеологии. Сущность познания. Виды познания: самопознание и внешнее познание. Проблема познаваемости мира: гностицизм и агностицизм. Исторические формы агностицизма: Пиррон, Д.Юм, И.Кант, А.Пуанкаре. Гносеологические и социальные предпосылки агностицизма.

Характерные черты диалектико-материалистического процессапознания: принцип материалистического единства мира; принцип познаваемости мира; принцип отражения; деятельностный принцип; принцип рационализма; принцип взаимодействия субъекта и объекта познания; принцип определяющей роли практики в процессе познания. Философия практики. Практика как целесообразная поведенческая деятельность человека. Структура практики: средства, результат деятельности и его оценка. Типы (виды) практики: труд (работа), учеба, игра, досуг, обслуживание и служба (служение). Функции практики: критерий истины, цель познания, средство и основа познания. Интерпретация феномена практики в различных способах философствования.

 Мышление – основа познавательного процесса. Понятие ума (умственной деятельности), его значение. Мышление: историко-философский экскурс. Диалектико-материалистическое понимание мышления. Функции мышления. Мысль как единичный элемент процесса мышления, ее признаки. Общественная природа мысли.

Уровни умственной деятельности: предрассудок, рассудок, разум и их формы познания (слово, понятие, суждение и категория). Перцептивный ум – предпосылка познавательного процесса. Образные формы познания: ощущение и восприятие. Понятие метафизического мышления. История метафизического способа умственной деятельности. Понимание соотношения диалектического и метафизического.

Умосостояния: Сознание, бессознательное, подсознательное. Память, представление и воображение. Соотношение понятий информации и знания; осмысления и осознания. Объяснение и понимание как процессы рационального познания. Знание и вера.

Интуиция как механизм творчества. Понятие рационального и нерационального уровней познания.  

Диалектика взаимодействия субъекта и объекта познания.

Понятие души человека, ее природа и структура. О соотношении понятий «душа» и «психика».

Умонастроение как движущая сила умственной деятельности.

Умственные технологии. Методология познания. Метод и его виды. Понятие методики познания. Догматика, эклектика, софистика, схоластика как принципы предрассудочного ума. Формализм как принцип рассудочного ума.  Умозаключения как методы рассудочного познания.

Разумный ум. Диалектика как философский метод познания. Исторические формы диалектики и ее совре­менные разновидности. Особенности материалистической диалектики.

Общая характеристика принципов. Принцип развития. О соотношении понятий движения, развитие, прогресса и регресса. Хаос и порядок. Принцип всеобщей связи. Основные виды связей. Методологическое значение философских принципов

Понятие закона и закономерности. Философская классификация законов бытия.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Основные категории закона: свойство, качество, количество, мера и скачок.

Закон единства и борьбы противоположностей. Основные категории закона: единство, различие, противоположности, противоречие. Классификация противоречий.

 Закон отрицания отрицания. Основные категории закона: тезис, антитезис и синтез. Методологическое значение философских законов.

Категории материалистической диалектики. Особенности философских категорий.

Система и элемент. Принцип системности. Синергетика как новое понимание системности. Упорядоченность бытия. Цикличность, круговорот и по­ступательность в развитии. Самоорганизация. Определенность и неопределенность.

Структура и элемент. Структура и функция. Часть и целое. Общее и единичное. Сущность и явление, форма и содержание.

Причина и следствие. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детер­минизма. Статистические и динамические закономерности. 

Необходимость и случайность. Возможность и действительность.

Философское учение об истине. Формы истины: субъективная (ложь и заблуждение) и объективная; относительная и абсолютная. Конкретность истины.

 

Тема 3. Философская антропология

Философский анализ сущности и генезиса человека. Предмет философской антропологии. Философия о природе человека: европейско - христианская и антично-греческая доктрины; социокультурный (символический) подход Э.Кассирера; натуралистический подход. Концепция «человека деятельного». Человек в системе социальных связей. Соотношение биологического и социального в человеке: односторонность биологизаторских и социологизаторских концепций.

Проблема антропогенеза: основные теории.

Мировоззрение человека. Мировоззрение как целостная идеально-материальная система. Структура мировоззрения: по уровням умственной деятельности; по формам общественного сознания; по носителям; по основным функциям ума; по культурно-историческим типам: мифологическое, религиозное, философское. Сущность мировоззрения. Основные черты мировоззрения как выражение его общественно-исторического характера. Функции мировоззрения и их роль в формировании личности бакалавра.

Личность: проблемы индивидуальности и развития. О соотношении понятий «человек», «индивид» и «личность». Теории о факторах формирования личности.

Проблема свободы личности. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Классическая и неклассическая концепция ответственности.

Проблемы смысла жизни и смерти человека. Понятие «смысл жизни». Всеобщий и индивидуальный смысл жизни. Современные дискуссии по вопросу о смысле жизни и о «праве человека на смерть».

Человек и исторический процесс. Личность и массы. Индивид и коллектив.

 

Тема 4. Философия бытия

Бытие – основа философской картины мира. Предмет онтологии. Философский смысл термина «бытие». Основные уровни и формы бытия. Понятия субстанциональность, субстрат, небытие, инобытие. Монистические и плюралистические концепции бытия. Философская и религиозная картины мира.

Бытие как материя. Материя как философская категория: историко – философский экскурс. Атрибуты материи – отражение, структурность, движение, пространство, время. Формы движения материи, их единство и взаимосвязь. Типы движения.

Бытие природы. Природа как объект философского осмысления. Природа как понятие и реальность. Историко – философские взгляды на природу. Взаимодействие человека и природы. Экологическая проблема: научные, социально-философские, правовые и этико-гуманистические аспекты. Природа живая и неживая. Отношение человека к живому. Жизнь как ценность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...