Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ТЕМАМ № 5-9




 

Для овладения знаниями:

1. Изучить лекционный материал по теме № 5-9: работа с конспектом лекции (доработка текста на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы)

Форма отчетности: предъявить преподавателю конспекты лекций перед началом семинара по темам № 5-9

2. Законспектировать первоисточник: Э.Дюркгейм. О разделении общественного труда. М., 1991.

Форма отчетности: предъявить преподавателю конспект первоисточника перед началом семинара по темам № 5-9

3. В отдельную тетрадь выписать определения основных категорий по темам № 5-9. Для этого необходимо работать со словарями: Философский словарь/Шишкофф Г., ред. - 22-е изд. – М: Республика, 2003. - 575с.; Современная западная философия: Словарь. М., 1991.; Современный философский словарь. Под ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.  

Форма отчетности: предъявить преподавателю рабочий глоссарий (словарь терминов) перед началом семинара по темам №5-9.

4. Ответить на контрольные вопросы:

1. Согласно М. Вебера, общество — это: а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания; б) понимающее «бытие-в-мире»; в) свободный практический и творческий выбор; г) система социальных действий и их смыслов.

2. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из: а) жизни людей согласно их речевым актам; б) истолкования смысла социальных действий людей; в) формы материального производства; г) соответствующего общественного договора.

3. В формационном подходе процесс развития общества описывался в виде: а) циклов; б) стрелы; в) спирали; г) маятника.

4. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали: а) К.Сен-Симон и Г.Спенсер; б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров; в) К. Маркс и Ф. Энгельс; г) Ф. Ницше и А. Камю.

5. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление: а) герменевтики; б) структурализма; в) постмодернизма; г) синергетики.

6. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена: а) государству; б) нации; в) экономике; г) науке.

Форма отчетности: быть готовым дать письменный ответ в ходе семинара по темам № 5-9

5. Составить аннотированный список статей из научных журналов по теме № 5-9:

  1. Электронное научное издание (журнал) «Современные проблемы науки и образования». http://www.science-education.ru
  2. Вопросы философии. http://vphil.ru/
  3. Философские науки. http://www.academyrh.info/
  4. Вестник МГОУ.Серия «Философские науки». http://vestnik-mgou.ru/web/index.php/ru/filosofskie-nauki
  5. Электронный научный журнал Вестник МГОУ. Философия. http://evestnik-mgou.ru/razdeli/filosofiya.html

       Форма отчетности: предъявить преподавателю аннотированный список статей перед началом семинара по темам № 5-9

6. Выполнить схему (опорный сигнал) по проблеме: «Структура общества»

    Форма отчетности: предъявить преподавателю схему (опорный сигнал) перед началом семинара по темам № 5-9

7. Решить задачи и упражнения к теме № 5-9 для самоконтроля:

  1. Как Вы объясните противоречие между утверждениями: а) «Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно» (Неизвестный автор). б) «Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть» (Б.Шоу).
  2. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому? Дайте развернутый ответ.
  3. Т. Гоббс утверждал: «Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех». — Прав ли Т. Гоббс?

Для формированияумений:

8. Принять участие в Семинаре № 3.по теме:«Философский анализ общества и истории» 

Форма отчетности: быть готовым к обсуждению на семинаре следующих проблем:

Вопрос I. Философский анализ социальной сферы жизни общества: Социальная общность как объективное проявление социальности и исторические типы социальности; Системность социальной жизни общества (социальная деятельность, социальные связи, социальные отношения, социальные ценности, нормы); Понятие социальной структуры общества. 

Вопрос II. Философия экономики (материально-производственной сферы жизни общества): Сущность и контуры материально-производственной сферы общества; Труд как центральная «человеческая» слагаемая материально-производственной сферы, воплощение родовой сущности человека; Способ производства и его основные элементы: производительные силы и производственные отношения; Человек в мире товарно-денежных отношений: мотивация труда, связанная с приобщением к широкому спектру форм собственности, способность к напряженному труду, самореализации в труде, высокий стандарт потребления.

Вопрос III. Философия культуры (духовной сферы жизни общества): Понятие общественного сознания; Закономерности развития культуры; Типология культуры.

Вопрос IV. Философия политики (политической сферы жизни общества): О природе власти и политики; Структура власти и средства властвования; Элементы политической жизни - политический субъект, политическое сознание, политическая деятельность, политическое отношение; Духовные основы политической жизни; Государство как важнейший элемент политической системы общества; Политические партии: их структура, роль в политической системе общества.

Вопрос V. Философия истории: Формационный, культурологический и цивилизационный подходы к анализу развития общества

Вопрос VI. Понятие социального прогресса и проблема его критериев

9. Изучить для подготовкик семинару следующую учебную литературу:

Основная

  1. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебн. пособие для вузов.-2-е изд. доп.- М: Республика, 2002. – С.485-605.
  2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. – М: Гардарики, 2002. С.475-730.
  3. Барулин В.С. Социальная философия. М.: 1998.

Дополнительная

  1. История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова Т. 1-4. М., 1995-2000.
  2. Философия истории: Хрестоматия. М., 1994.
  3. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

 

10. Быть готовым, используя свой рабочий словарь (глоссарий), дать определения основным философским категориям по темам № 5-9                                                                                                        Форма отчетности:устный опросв начале семинаразнания основных философских категорий по темам № 5-9

11. Подготовитьк семинару реферативное научное сообщение: «Особенности философского осмысления общественной жизни»                                                                                                       Форма отчетности: сообщение на 5-7 минут делает в начале семинара один из студентов учебной группы

12. Быть готовым в устной форме сделать анализ социально-философских взглядов своему любимому герою.                                                                                                              Форма отчетности: участвовать в полемике по теме «Идеал общества моего любимого героя».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ТЕМАМ № 10-15     

Для овладениязнаниями:

1. Изучить лекционный материал по темам № 10-15: работа с конспектом лекции (доработка текста на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы)

Форма отчетности: предъявить преподавателю конспекты лекций перед началом  семинара по темам № 10-15

2. Законспектировать на выбор первоисточник любого философа по интересующей проблематике, используя следующую литературу библиотеки МГОУ:

  1. Хрестоматия по западной философии ХУ11-ХУ111 веков/Яковлева Л.И., ред. – М: Фаир-Пресс, 2003. - 784с. 1Ф/Х91
  2. Хрестоматия по философии: Учебн. пособие для вузов/Кохановский В.П., ред. - 2-е изд. доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 576с. 1/Х91
  3. Хрестоматия по философии: Учеб. пособ. для вузов/ Алексеев П.В., сост. - 2е изд. доп. – М: Проспект, 2004. - 576с. 1/Х91

      Форма отчетности: предъявить преподавателю конспект первоисточника перед началом семинара по темам № 10-15

3. В отдельную тетрадь выписать определения основных категорий по темам № 10-15. Для этого необходимо работать со словарями: Философский словарь/Шишкофф Г., ред. - 22-е изд. – М: Республика, 2003. - 575с.; Современная западная философия: Словарь. М., 1991.; Современный философский словарь. Под ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.; Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. общ.- научн. фонд; научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, зам. пред.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2000 – Т. 1 – 4.  

Форма отчетности: предъявить преподавателю рабочий глоссарий (словарь терминов) перед началом семинара по темам № 10-15.

4. Ответить на контрольные вопросы:

1. Карма в древнеиндийской философии — это: а) закон вечного круговорота бытия; б) понятие долга и предназначения; в) закон воздаяния; г) выход за пределы круга перевоплощений.

2. Кто из данных философов произнес: «Знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости». а) Пиррон; б) Сократ; в) Диоген; г) Хрисипп.

3. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир: а) первоматерии; б) эйдосов; в) множества конкретных предметов и вещей; г) представлений.

4. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил, считал, что: а) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной; б) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу; в) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной;

5. Основной метод Ф. Бэкона — это: а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция.

6. По мнению Дж. Локка, свобода человека: а) абсолютна и никем не контролируема; б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека; в) ограничена свободой других людей; г) ограничена силой государства.

7. Г.Гегель полагал, что развитое общество — это: а) нравственная реальность; б) общество всеобщего благоденствия; в) царство божие; г) правовое государство.

8. По К.Марксу, в основе развития общества лежит развитие: а) сознания; б) производительных сил; в) мирового исторического процесса; г) взаимодействия бога и природы.

9. Согласно Ж. П. Сартру, свобода для человека: а) завоевание цивилизации; б) великое счастье; в) неизбежное тяжкое бремя; г) недостижимая мечта.

10. Какое утверждение прагматизма, по Ч. Пирсу, верно: а) истина - то, что доказано; б) истина - то, что полезно; в) истина - то, что привычно; г) истина - то, что непостижимо.

11. В герменевтике основная задача философии, по Г.Гадамеру, — это: а) исследование философских письменных памятников; б) современная интерпретация древних идей; в) толкование и осмысление текста; г) сближение философского размышления с литературно-художественным творчеством.

Форма отчетности: быть готовым дать письменный ответ в ходе семинара по темам № 10-15:

5. Составить аннотацию статей из журналов при подготовке к темам № 10-15:

  1. Электронное научное издание (журнал) «Современные проблемы науки и образования». http://www.science-education.ru
  2. Вопросы философии. http://vphil.ru/
  3. Философские науки. http://www.academyrh.info/
  4. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. http://istina.imec.msu.ru/journals/94025/
  5. Вестник МГОУ.Серия «Философские науки». http://vestnik-mgou.ru/web/index.php/ru/filosofskie-nauki

Форма отчетности: предъявить преподавателю аннотированный список статей перед началом семинара по темам № 10-15

6. Выполнить схему(опорный сигнал) по проблеме: «Основные направления в истории философии»

    Форма отчетности: предъявить преподавателю схему (опорный сигнал) перед началом семинара по темам № 10-15

7. Решить задачи и упражнения к темам № 10-15 для самоконтроля: 

  1. Что означают слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?
  2. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «Верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «Понимаю, чтобы верить».
  3. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую». Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?
  4. Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий». — Что он имел в виду?
  5. З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом». — Дайте свою оценку высказыванию З. Фрейда.
  6. Кто, по Вашему мнению, прав?: а) Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро). б) Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).
  7. б) Р. Майер (биолог): «Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа»
  8. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? а) «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). б) «Не надо мерить температуру общества, ставя градусник себе под мышки» — Прокомментируйте.
  9. Рассудите кто прав: а) И. Г. Песталоцци, основоположник теории начального обучения: «Человека образуют обстоятельства». б) Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним». в) Л. Е. Балашов: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

 

Для формирования умений:

8. Принять участие в Семинаре №4по теме:«Актуализация историко-философских знаний»

Форма отчетности: быть готовым к обсуждению на семинаре следующих проблем:

Вопрос I. Периодизация развития мировой философской мысли.

Вопрос II. Древнеиндийские философские школы, их характеристика.

Вопрос III. Основные идеи школ древнекитайской философии: конфуцианство, моизм, даосизм, легизм.

Вопрос IV. Характерные черты античной философии: этический рационализм Сократа; философия Платона; философия Аристотеля; стоицизм, эпикуреизм, скептицизм о проблеме человека.

Вопрос V. Основные идеи и характерные черты средневековой философии: патристика; расцвет схоластики в творчестве Ф.Аквинского; антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения.

Вопрос VI. Главные идеи философии Нового времени: наукоцентризм XVII века; эпоха Просвещения; немецкая классическая философия в лице И.Канта, Г.Гегеля, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Л.Фейербаха; философия К.Маркса и Ф.Энгельса; позитивистская традиция в Х1Х веке О.Конта и Г.Спенсера.

Вопрос VII. Современная зарубежная философия: главные течения и их представители.

Вопрос VIII. Основные этапы развития и характерные черты русской философии.

9. Изучить для подготовки ксеминару №4. учебную литературу:

Основная

  1. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебн. пособие для вузов.-2-е изд. доп. - М: Республика, 2002. – С.37- 336.
  2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. – М: Гардарики, 2002. С.22-222.
  3. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991.

Дополнительная

  1. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Общ. ред. и сост. А.Ф. Грязнова. М., 1998.
  2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
  3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
  4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, религия. М., 1980.

 

10. Быть готовым, используя свой рабочий словарь (глоссарий), дать определения основным философским категориям по темам №10-15                                                                                                             

Форма отчетности:устный опросв начале семинаразнания основных философских категорий по темам № 10-15

11. Подготовитьк семинару реферативное научное сообщение: «История философии и ее функции»                                                                                                        

Форма отчетности: сообщение на 5-7 минут делает в начале семинара один из студентов учебной группы

12. Быть готовым в устной форме дать сравнительную характеристику  философских взглядов своему любимому современному герою и философу прошлого. Что у них общего и чему можно поучиться?                                                                    

Форма отчетности: участвовать в полемике по теме «Мой любимый философ прошлого самый умный из всех ныне здравствующих».                                                                                      










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...