Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ТЕМАМ № 3-4




    

Для овладения знаниями:

1. Изучить лекционный материал по темам № 3-4: работа с конспектом лекции (доработка текста на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы)

Форма отчетности: предъявить преподавателю конспекты лекций перед началом семинара по темам № 3-4

2. Законспектировать первоисточник: М.Хайдеггер. Бытие и время. Москва, 1997.

Форма отчетности: предъявить преподавателю конспект первоисточника перед началом семинара по темам № 3-4

3. В отдельную тетрадь выписать определения основных категорий по темам №2-4. Для этого необходимо работать со словарем: Новейший философский словарь. 2-е изд., доп. – Минск: Кн. Дом, 2001. – 1280 с. 1(03)/Н72

Форма отчетности: предъявить преподавателю рабочий глоссарий (словарь терминов) перед началом семинара по темам № 3-4.

4. Ответить на контрольные вопросы:

Основные проблемы философской антропологии  

1.По мысли Ж. П. Сартра, человек — это: а) сверхчеловек; б) богочеловек; в) человекобог; г) будущее человека.

2.С точки зрения И. Хейзинги, человек — это существо: а) изготавливающее орудия; б) рациональное; в) играющее; г) символическое.

3.В психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает: а) аниму; б) архетипы; в) маску; г) тень.

4.Своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки и др. особенности), в противоположность типовым чертам, — это: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) субъект.

5.В материалистической философии душу человека ассоциируют с: а) психикой; б) сознанием; в) идеальным центром «я»; г) бессознательным.

6.С точки зрения Г.Гегеля, свобода имеет своей предпосылкой: а) необходимость; б) знание; в) волю; г) произвол.

Онтологические образы человека

1.Какому философу — Гегелю, Марксу, Платону, Плотину — какая трактовка бытия принадлежит? а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; б) бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие; в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия; г) бытие — это Единое, которое есть все и ничто; оно — потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно — прекраснейшее, совершенное.

2.Онтология как раздел философского знания — наука о всеобщем, в истории философии не называлась: а) первая философия; б) метафизика; в) объективная логика; г) эпистемология.

     Форма отчетности: быть готовым дать письменный ответ в ходе семинара по темам № 3-4

5. Составить аннотированный список статей из журналов и использовать их содержание для доработки конспектов лекций к темам № 3-4:

  1. Электронное научное издание (журнал) «Современные проблемы науки и образования». http://www.science-education.ru
  2. Вопросы философии. http://vphil.ru/
  3. Философские науки. http://www.academyrh.info/
  4. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. http://istina.imec.msu.ru/journals/94025/
  5. Вестник МГОУ.Серия «Философские науки». http://vestnik-mgou.ru/web/index.php/ru/filosofskie-nauki

     Форма отчетности: предъявить преподавателю аннотированный список статей перед началом семинара по темам № 3-4

6. Выполнить схему (опорный сигнал) по проблеме: «Структура человека»

    Форма отчетности: предъявить преподавателю схему (опорный сигнал) перед началом семинара по темам № 3-4

7. Решить задачи по данной теме для самоконтроля:

  1. Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря: «Умом Россию не понять. Аршином общим не измерить. У ней особенная стать - В Россию можно только верить!»
  2. Как Вы оцениваете утверждение: «Если Бога нет, то все позволено» (из романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского).
  3. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол? — Дайте развернутый ответ, аргументируйте.
  4. Рассудите кто прав: а) Сократ: добро совпадает со знанием, и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства; б) Кант: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».
  5. Рассудите кто прав: а) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д.Дидро). б) Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить (Д. Гранин. Иду на грозу).
  6. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?
  7. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой?
  8. Объясните видимое противоречие двух утверждений: а) Все познается в сравнении; б) «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение» (Я. Корчак, педагог)
  9. Объясните видимое противоречие двух утверждений: а) ... во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (библейский проповедник Экклезиаст). б) «Знание — сила» (Ф.Бэкон) или «Знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» (Э.Теллер)).
  10. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!» Примерно о том же говорил И. П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов». Что они имели в виду?

 

Для формированияумений:

8. Принять участие в Семинаре № 2по теме:«Философский анализ человека и его онтологических образов».

Форма отчетности: быть готовым к обсуждению на семинаре следующих проблем:

Вопрос I. Основные проблемы философской антропологии: природа человека; проблема антропогенеза; о смысловых и предметных значениях понятий «человек-индивид-индивидуальность-личность»; о соотношении понятий «человек- общество»; проблема свободы и ответственности; о смысле жизни и смерти существования человека.

Вопрос II. Методологические основания понимания мировоззрения человека:

А) Деятельностный диалектико-материалистический подход, принципы системности и развития                                                                                                                                            Б) Структура мировоззрения: по уровням общественного сознания; по формам общественного сознания; по основным функциям; по историческим типам; по носителям.                                                                                                                                          В) Сущность и основные черты мировоззрения

Вопрос III. Онтологические образы человека: монистические и плюралистические концепции бытия

Вопрос IV. Бытие природы

9. Изучить для подготовки к семинару следующую учебную литературу:                                                                                                                                                                 

Основная

  1. Фролов И.Т. Введение в философию: Учебн. пособие для вузов.-2-е изд.доп. - М: Республика, 2002. – С.339-484.
  2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. – М: Гардарики, 2002. С.223-474.

Дополнительная

  1. Гуревич П.С. Философия человека. — Ч. 1., Ч. 2. – М., 2001.                                            
  2. Целищев В. В. Логика существования. Новосибирск, 1976.
  3. Аверинцев С. С. Бытие как совершенство — красота как бытие // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
  4. Хинтикка Я. Связка «есть», семантические игры и семантическая относительность // Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М, 1980.

10. Быть готовым, используя свой рабочий словарь (глоссарий), дать определения основным философским категориям по темам № 3-4                                                                                                        Форма отчетности:устный опросв начале семинаразнания основных философских категорий по темам № 3-4 

11. Подготовитьк семинару реферативное научное сообщение: «Человек как центральная проблема современной философской мысли»                                                                                                      Форма отчетности: сообщение делает в начале семинара один из студентов учебной группы.

12. Быть готовым в устной форме сделать анализ онтологических взглядов своему любимому герою.                                                                                                                            Форма отчетности: участвовать в полемике по теме «Человек (мой любимый герой) и его образ научной картины мира».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...