Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные этапы развития русской философии.




· Русская философия развивалась исключительно автономно.


· Характерными черты

· сильная подверженность религиозному влиянию

· специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство,

· большая роль проблем морали и нравственности;

· широкое распространение в массах

·

· Основы предмета русской философии составляли:

1. проблема человека

2. проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом

3. проблема власти; проблема государства;

4. проблема социальной справедливости

5.космизм (восприятие космоса как единого целостного организма


· Основные этапы русской философии:

· Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).IX – XIII вв.

· Основными темами

· моральные и нравственные ценности;

· объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

· государство;право;природа.

· Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство и его роль

· Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс)

· Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);

· Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

· Русская философия XII – XVII вв.

· Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)

· Главными темами

· сохранение русской духовности; христианство;

· борьба за освобождение;

· устройство государства;

· познание.

· Сергий Радонежский -Универсальность и справедливость христианства

· Философий отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим»)

· Андрей Курбский - выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию.

· Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов;

· Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

· два основных этапа

1. философию эпохи петровских реформ;

· Социально-политическая направленность (Татищев)(вопросы устройства монархии, а также познания, нравственных ценностей и др.)

2.материалистическую философию середины и второй половины XVIII в М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

· Ломоносовымбыла выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.

·  А.Н. Радищев Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

·  Основные направления русской философии XIX в.

· Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

· Декабристское – необходимость приоритета чел-го права в стране;

· Западническое – ( уникального развития России- нет, она просто отстала о мировой цивилизации) и славянофильское (русский народ потенциально отличается);

· Монархическое -;

· революционно-демократическое;

· атеистическое; .

· Основные направления русской философии ХХ в.

· философией марксизма-ленинизма;

· философией космизма(рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное цело)

· естественно-научной философией;( Материалисты-Менделеев. Бытье с точки зрения естественных наук. Социально-политическое-бытье как единое целое)

· философией «русского зарубежья» .Бердяев-высшая ценность-свобода. Сорокин- Стратификация, соцальная мобильность


29.Славянофилы и западники в русской философской мысли.

· Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права.

· Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. П.Я. Чаадаев

· Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.

· По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

· П.Я. Чаадаев и его «Апология сумасшедшего» понимал вопрос о сближении России и Запада через христианскую основу, через обновления православия. Чаадаев исключал подчинение православия католицизму, он опирался лишь на обновление догм и приданий религиозной веры для того, чтобы с их помощью изменились другие стороны жизни.

· Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

· Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.

· Основа исторического бытия России - православие и вера как источник истинных знаний, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

· «Православие, самодержавие ,народность». славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами,.

· По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

· Истинное противостояние славянофильства Западу заключалось в различном подходе к пониманию основ, «начал» русской и западноевропейской жизни..

· В основе философского мировоззрения славянофильства лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви. Наиболее полно эта основа раскрыта Л.С. Хомяковым

· !!!!Если есть время : ВЕРНУТЬСЯ к 28 вопросу. Перечислить характерные черты, основы предмета и основные этапы развитя русской философии!!!

· (не надо)Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...