Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные этапы развития русской философии.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
· Русская философия развивалась исключительно автономно. · Характерными черты · сильная подверженность религиозному влиянию · специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, · большая роль проблем морали и нравственности; · широкое распространение в массах · · Основы предмета русской философии составляли: 1. проблема человека 2. проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом 3. проблема власти; проблема государства; 4. проблема социальной справедливости 5.космизм (восприятие космоса как единого целостного организма · Основные этапы русской философии: · Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).IX – XIII вв. · Основными темами · моральные и нравственные ценности; · объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; · государство;право;природа. · Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство и его роль · Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс) · Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания); · Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального). · Русская философия XII – XVII вв. · Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) · Главными темами · сохранение русской духовности; христианство; · борьба за освобождение; · устройство государства; · познание. · Сергий Радонежский -Универсальность и справедливость христианства · Философий отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») · Андрей Курбский - выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию. · Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов; · Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия). · два основных этапа 1. философию эпохи петровских реформ; · Социально-политическая направленность (Татищев)(вопросы устройства монархии, а также познания, нравственных ценностей и др.) 2.материалистическую философию середины и второй половины XVIII в М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. · Ломоносовымбыла выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад. · А.Н. Радищев Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. · Основные направления русской философии XIX в. · Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: · Декабристское – необходимость приоритета чел-го права в стране; · Западническое – ( уникального развития России- нет, она просто отстала о мировой цивилизации) и славянофильское (русский народ потенциально отличается); · Монархическое -; · революционно-демократическое; · атеистическое; . · Основные направления русской философии ХХ в. · философией марксизма-ленинизма; · философией космизма(рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное цело) · естественно-научной философией;( Материалисты-Менделеев. Бытье с точки зрения естественных наук. Социально-политическое-бытье как единое целое) · философией «русского зарубежья» .Бердяев-высшая ценность-свобода. Сорокин- Стратификация, соцальная мобильность
· Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. · Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. П.Я. Чаадаев · Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю. · По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. · П.Я. Чаадаев и его «Апология сумасшедшего» понимал вопрос о сближении России и Запада через христианскую основу, через обновления православия. Чаадаев исключал подчинение православия католицизму, он опирался лишь на обновление догм и приданий религиозной веры для того, чтобы с их помощью изменились другие стороны жизни. · Благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. · Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. · Основа исторического бытия России - православие и вера как источник истинных знаний, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). · «Православие, самодержавие ,народность». славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами,. · По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. · Истинное противостояние славянофильства Западу заключалось в различном подходе к пониманию основ, «начал» русской и западноевропейской жизни.. · В основе философского мировоззрения славянофильства лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви. Наиболее полно эта основа раскрыта Л.С. Хомяковым · !!!!Если есть время : ВЕРНУТЬСЯ к 28 вопросу. Перечислить характерные черты, основы предмета и основные этапы развитя русской философии!!! · (не надо)Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”. В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |