Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские учения Древнего Китая.




Китай как государство был сформирован в начале II-го тысячелетия до нашей эры..

2-е тысячилетие и 1-е тысячилетие до н.э- приобладание в Китае религиозного мировоззрения. Глава гос-ва –«сын неба» т.к все в мире зависит от предопределения неба .Большая вера в духов в следствии жертвоприношения им.

По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили этот хаос, породив при этом мир.

Начало I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Существует эфир, состоящего из материальных частиц ци. Духи инь и янь взаимодействует с частицами и они порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее.

Это следующие первоначала:

Вода Огонь Дерево Металл Земля

В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди

В VI-III-ем веках до нашей эры в жизни Китая происходят значительные изменения. Развивается с/х, начинаются социальная борьба, внешние и внутренние войны , в следствии чего появились различные философские школы.( Если не будет времени, просто перечислить)

· Конфуцианство.

Основателем Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры.

Конфуций учил тому, что небо – высшая сила. Идеалы ко находятся не в будущем, а в прошлом.

Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол:

Жестокости

Грубости

Разбоя

Жадности

В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими.

· Даосизм (основатель Лао-Цзы )

Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, завершение всего существующего.

Даосизм признаёт самостоятельность действий человека.

Разумное поведение-стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.

· Фа-цзя (Легисты).

Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.

Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.

Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо:

Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград

Карать жёстко, внушая трепет

Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится

· Моизм.

Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.

Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу.

Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», и т.д

Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания.

· Мин-цзя (школа имен)Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-III-ем веках до нашей эры.

Общая характеристика античной философии.

Античная философия возникла в. с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах)

Предпосылки возникновения.

1. Развитие математики ( Пифагор)

2. Потребность греческого полиса в установлении законов.

3. Появление алфавитного письма

4. «Философия Гомера» Языческая философия.

А.ф. имеет следующие положения. !!(Любые три)!!!

· Из ничего не может возникнуть нечто( Многообразия мира возникает из единого начала, которое либо предшествует всему, либо господствует над всем)

· Мир и космос вечен.

· Движение мира осуществляется циклично

· Подобное познается подобным

· Тождество мышления и бытья «Мыслить тоже, что и быть»

· Познание самого себя

· Человек- есть микрокосмос.

Исторические этапы.

1. Досократики 6-5 век до н.э

Характерный поиск первоначала

Школы: Милетская( Фалес Милетский-вода;Анаксимен-воздух) Пифогорейская( первоначало-число) Элейская( Консерфан Элийский-отрицание многобожия , Парменид- познание посредством мышления(познание бытья)) Аталистическая (Лефкрит,Демокрит-первые материалитсы)

2. Классическая (5-4 век до н.э)Период начался с софистов-платаных учителей мудрости. Самое ценное-риторика-искусство убеждать. Сократ внес огромное значение (469-399 до н.э),выступил «поворотом для философии» и доказал что истина НЕ относительна и субъективная ,а единственная и объективна. Также Сократ перенес познавательный интерес античной философии с космоса на человека- создал микрокосмос. Платон (432-347 г до н.э также связан с классичекой ф-ей. Создал фи-фию объективного идеализма, где первичен дух. Аристотель же утверждал, что сущностью вещи является сама вещь.Кданному периоду также относиться Платин (204-270) с его космологией.

3.Элинистическая (III в. до н. э. – V1 в. н. э.). В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Философия досократиков.

Первые школы возникли в VII – V вв. до н.э.

1. Характерными чертами досократических философских школ являлись:

· ярко выраженный космоцентризм;

· поиск первоначала, породившего все сущее;

· одушевление неживой природы

2. Милетская школа («физики»)

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э.

 Философы милетской школы:

· занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

· пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

· искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.)– основатель школы


· первоначально всего - вода

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу

· допускал наличие множества богов;

· считал центром вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года – 365 дней;

· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).


· Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

· первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

· вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов;

· первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных

· Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

· первопричиной всего - воздух;

· проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

· Гераклит Эфесский.

· Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) –

· первоначалом - огонь;

· вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики.

· признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб»

· выступал за материальность человеческой и мировой души;;

· движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

·  Пифагорейцы.

· Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

· первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

· выступали за познание мира через число

· единица - мельчайшей частицей всего;

· пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

· Элеаты.

· Элеаты –VI – V вв. до н. Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

· Элеаты:

· изучали проблемы познания;

· жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

· были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

· Атомисты.

· Атомисты –(Демокрит, Левкипп) «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

· Демокрит считался основоположником материалистического направления.

· весь материальный мир состоит из атомов;

· атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

· атом неделим

· атомы находятся в вечном движении;

· атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.



Личность и учение Сократа.

· Сократ (469 – 399 г. до Р. X.) – начинатель классического периода греческой философии, её центральная фигура.Его биография и учения восстанавливались по сочинением Платона, Аристотеля,Плутарха т.к сам он ничего не писал.

· В отличие от софистов Сократ не брал деньги за свои деньги т.к считал не пристойным торговать мудростью.

· Цицерон в «Тускуланских беседах» прославляет Сократа за то, что он первый свел философию с неба на землю, ввел ее в дома и человеческое общество, – был создателем нравственной и общественной философии.

· Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других.

· Сократ вел свои исследования в форме разговоров, выработав свой особый метод «сократической» диалектики. Сократ не излагал своей философии систематически), а выспрашивал собеседника и заставлял и его самого производить некоторую работу.

· Истинные понятия, согласно философии Сократа, общезначимы и общеобязательны в силу общности ума во всех людях; поэтому они выше случайных и противоречивых показаний чувств; на них основана наука, тогда как чувственные данные могут дать начало лишь «мнению».

· Добродетель Сократ сводил в своей философии к знанию и оптимистически верил, что всякий может стать добродетельным, раз он будет знать, в чем состоит добро. Всякое зло возникает лишь из незнания добра. Все 4 традиционные добродетели греков: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость – Сократ сводил к одной – к мудрости. Возвышенные этические чувства являются источником истинной пользы для человека, так считал Сократ

· Сократ первый стал понимать божество не как природную, а как нравственную силу (бог – источник добродетели). Отождествление Бога с идеей блага и добра сближало философию Сократа с монотеизмом, а в некоторых отношениях и с христианством.

· В основе общества и государства лежит идея целого, некоторый освященный божеством разумный план. Чтобы управлять государством, нужно этот план понимать, надо быть «знающим».

· Также стоит отметить,что Сократ ценил физический труд и вообще трудовое начало.

·

·  !!!((не надо) Яркий образ Сократа обрисовал Платон в диалоге «Пир». На войне он был храбрый воин, в родном городе – пламенный патриот. Сократ отказался бежать из тюрьмы, когда был осужден на смертную казнь, сказав, что он был афинянином еще в утробе матери и желает умереть им, что для него выше всего повиновение законам отечества.

· Дельфийский оракул признал Сократа «мудрейшим из греков», и тем не менее афинские судьи – по доносу неких Мелита, ритора Ликона и демагога Анита – осудили философа на смерть за то, что он развращает юношество, не верит в отечественных богов и вводит новые божества.(его голос- демон)На суде Сократ держался с необыкновенным достоинством и сказал судьям, что он не только не подлежит казни, но достоин величайших почестей за свою учительскую деятельность. Это особенно возмутило судей, и Сократ был осужден на смерть))!!!










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...