Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика постклассической философии.




· XIX - начало XX в. Волюнтаризмом. Позитивизм. Неокантианство. Прагматизм. Марксизм

· Причины переосмысления:

· Классовая борьба,

· Изменения в экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г. + франко-прусская война)

· революция в естествознании и промышленная революция (наука и техника как более ценная “философия”)

· демографический взрыв на Евразийском континенте

· Опасения и страх перед неизвестным. (Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни)

· Большее внимание уделяли проблеме человека, попытки рассмотреть его во всем многообразии его душевных сил или выделить отдельные аспекты его природы в качестве основных, фундаментальных («воля» у Шопенгауэра, «воля к власти» Ницше). Общим для всех этих усилий было то, что они находились в оппозиции к традиционной идее «разума» и соответственно к немецкой классической философии. Понятие «человек», или «жизнь», становится одним из ключевых для этой традиции.

· Создатель философии воли А. Шопенгауэрсущность жизни и человека обнаруживает в воле, поэтому его концепцию называют волюнтаризмом.

· Идеи А. Шопенгауэра получили развитие в работах Ф. Ницше, А. Бергсона В. Дильтея. Все эти философы отказались принять бесконечное, разумное бытиев качестве исходной философской категории и заменили его понятием "жизнь". Жизнь- есть спонтанный поток, вечное становление без цели, которое невозможно познать и зафиксировать в рациональных понятиях. Познавать жизнь с помощью рассудка бессмысленно, интеллект беспомощен перед бесконечным изменением, а потому его место должны занять инстинкт и интуиция.

· Позитивизм (Огюст Конт). Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе философия – таков основной тезис позитивизма.

· Историю человеческого духа О. Конт делит на три стадии:

· • теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью сверхъестественных законов и сущностей;

· метафизическую, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции; на этой стадии как раз и появляется философия;

· позитивную, на которой человечество наконец-то приходит к объективным, научным объяснениям закономерностей природы.

· Позитивизм отождествил всю науку только с естествознанием, а все знание – с научным; и не просто сузил сферу философии, но уничтожил ее вместе со всеми мировоззренческими вопросами и размышлениями о смысле жизни и первопричинах.

· Неокантианство реформирования философии И. Канта. Наиболее известными школами являются Марбургская и Баденская. Общей для школ является проблема культуры, ее основ, обоснование научного знания.. Философию, поскольку она имеет дело с ценностями, неокантианцы относят к наукам о духе.

· Прагматизмвклад американской культуры в философию. Ч. Пирс –Главная тема прагматизма – как возможен успех и что для него необходимо, а в центре внимания – личность и ее повседневные заботы. Философия должна превратиться в метод разрешения повседневных жизненных проблем. Центральное понятие прагматизма – опыт(никогда не бывает завершенным). Знание истинно, если основанное на нем действие успешно; соответственно, знание, не ведущее к успеху, ложно

· Марксизм К.Маркса и Ф.Энгельса- проблема конкретизации сущности человека: или он просто живет в мире, созерцая его, или же изменяет действительность, делает её пригодной для себя.

 27.Основные идеи философии марксизма К.Маркса и Ф.Энгельса

· Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

· • бурный рост открытий в науке и технике

· • крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения)

· • нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

· Проблема конкретизации сущности человека: или он просто живет в мире, созерцая его, или же изменяет действительность, делает её пригодной для себя. Труд - параметр бытия человека. Синонимом труда-практика. Под ней понимали деятельность чел-ка, ориентированную на освоение и преобразование условий его существования и параллельно с этим - на совершенствование самого человека.

· Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру. Она имеет общественный характер.

· Практика - это предметная деятельность, имеющая следующую структуру: потребность - цель - мотив - собственно целесообразная деятельность - средства - результат.

· * Практика является источником теории.( Вещи, не имеющие практического значения, разрабатываются крайне редко.)

· Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему этот предмет становится человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем мире, но и в качествах самого человека.

· Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становятся достоянием человека.

· Диалектика опредмечивания и распредмечивания в философии марксизма наглядно демонстрирует структуру практики, показывает механизмы преемственности в развитии культуры.

· Основные положения диалектического материализма Маркса и Энгельса:

· • Бога нет, он - плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству.

· • важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

· • развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

· (если есть время)• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

· • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

· • материя находится в постоянном движении и развитии;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...