Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рациональная метафизика Р. Декарта.
· (1596 – 1650) · Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма. · «В основе бытия и познания лежит разум» Декарт доказал следующим образом: · в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку · в любой вещи можно усомниться · следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; · сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; · мыслить может реально существующий человек; · следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; · поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум · «Я мыслю, следовательно я существую». · Учение Декарта о субстанции. · Декарт пытается вывести базовое понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. Понятие субстанции. · Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только Бог-источником и причина всего. · Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции – Богу они вторичны. · субстанции делятся:материальные (вещи);духовные (идеи). · При этом выделяет к свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение – для материальных;мышление – для духовных. · Остальные свойства субстанций названы модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления – чувства, желания, ощущения.). · Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). · 4. Дуализм Декарта- двойственность человека. · Следовательно, спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Два различных проявлениями единого бытия. · 5. Научный метод Декарта – дедукция. · Процесс познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. · 6. Учение о «врожденных идеях» и цели философии. · Существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны.. · Данные идеи могут быть двух видов: · понятия; · суждения. · Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.; Особенности немецкой классической философии · • Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. · • Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей. · • Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики. · • Подчеркивалась роль философии в разработке проблем гуманизма. · • Человек-господин природы и духа, утверждалось могущество разума. · И. Кант(1724–1804) Рассматривал познание как деятельность, протекающая по своим законам · В докритический период Кант вопросами происхождения и развития Вселенной. Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона и т.п. · В критический период Кант которой подверг критике познавательные возможности человека, пытался разбираться в природе человеческой нравственности. (не надо)В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.) · Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Канту, основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека · Теория познания Канта основана на признании существования до-опытного знания, являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Потом он переходит к рассудку, а от него к разумукак к высшей познавательной способности человека. · Человек использует знания, полученные с помощью теоретического разума. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Выработал определенные максимы- основы поведения в обществе.: · 1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом. · 2. В поступках исходи из того, что человек – наивысшая ценность. · 3. Все поступки должны делаться на благо обществу. · Фихте(1762–1814) Процесс познания, по Фихте, проходит три этапа: · 1) «Я» утверждает себя само, создает само себя; · 2) «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту; · 3) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез. · То есть только активное «Я», или воля субъекта, через взаимодействие с объектом способна изменить мир и утвердить себя в нем. · Г. Гегель(1770–1831) —философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. · Логика делится на три части: учение о бытии, о сущности и понятии. Главное в философии Гегеля – доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. · Философия – это постижение мира в понятиях. · Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной. · Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм. · Величайшая заслуга Гегеля – в разработке проблем диалектики. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель создал непревзойденную систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное; эти категории органично переходят друг в друга. · Суть диалектического метода · 1) закон перехода количественных изменений в качественные; · 2) закон единства и борьбы противоположностей; · 3) закон отрицания отрицания.. · Людвиг Фейербах(1804–1872). · Представитель материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира.. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира,что человек – совершенная часть природы. · Фейербах является родоначальником антропологического материализма,но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 188. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |