Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика философии Нового времени.




· С 17 века бурно развивается наука во всех ее направлениях и это не могло не повлиять на философию.

· Ф. Бэкон (Англия)С. Гоббс (Англия)Дж. Локк (Англия)Р. Декарт (Франция)Б. Спиноза (Голландия)

· Особенности философии Нового времени

1. философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер.

2. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя.

3. Возрастает ориентация на практику и экспериментальный метод. Подчеркивается приоритет практики по сравнению с теорией

4. Преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание;

5. Логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (Кант к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям.)

6.Стремление подчинить общественную жизнь законам - правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим

· Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

· – эмпиризм (основоположник – Ф. Бэкон, умер, когда проводил опыты по замораживанию курицы. Джoн Лoкк и Тoмас Гoббс. Учение, согласно которому чувственныйопыт - единственным источником знания Душа человека — чистая доска, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. При этом, конечно, осознаются проблемы, связанные с вероятностной природой индуктивного знания, ищутся способы повышения его достоверности

· – рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

· «В основе бытия и познания лежит разум» Декарт доказал следующим образом:

· •         в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку

· •         зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться

· •         следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

· •         сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;

· •         мыслить может реально существующий человек;

· •         следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

· •         поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум

·  «Я мыслю, следовательно я существую».

· (не надо)Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума- главной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены всеобщие и необходимые истины, из которых по определённым логическим правилам выводится все содержание знания.

· В разуме содержится интеллектуальная интуиция – это ясное и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме и не вызывающее никакого сомнения. Интеллектуальная интуиция начинается из сомнений, сомнения – это не цель, а средство достижения достоверного знания.(дедукция)

· -субъективный идеализмом. Представителями - Дэвид Юм. Опыт- совокупность ощущений. Все, с чем человек сталкивается в опыте, это его собственные чувственные впечатления, человек не знает ничего, кроме данных своего сознания, поэтому познаются не объективные вещи, а их субъективные образы. На этом основании идеалистические сенсуалисты сделали вывод, что европейская философия и наука строятся на иллюзорных понятиях, фикциях ума, за которыми ничего не стоит.

· – разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок.

 

21. Рационализм и эмпиризм в метафизике XVII века:

· Эмпиризм (от лат. «опыт») – это учение, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знания. Представители: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк.

· В философии Бекона выделяют:

· 1. Критическую часть – до сих пор не было получено адекватного знания о мире т.к этому мешали, укоренившиеся в человеческом сознании (идолы)

· идолы рода – это врожденное несовершенство человеческого ума;

· идолы пещеры –индивидуальные заблуждения человека;

· идолы рынка – это предрассудки, которые возникают в связи с употреблением слов;

· идолы театра-. Авторитет мешает развитию нового.

· 2. Позитивная часть. Бекон считал основой всякого познания –опыт, а философию – наукой о реальном мире, основанную на опытном познании. Основной метод научного исследования по Бекону – это индукция – предполагает выводы о целом на основе рассмотрения изучения частых элементов. По Бекону материал полученный в результате исследований и наблюдений, необходимо заносить в определенные таблицы.

· Рационализм – это учение в теории познания, согласно которому достоверное знание не может быть выведено из опыта, оно может быть подчеркнуто только из самого знания. ( Декарт; Спиноза)

· Декарт утверждает, что в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция – это ясное и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме и не вызывающее никакого сомнения. Интеллектуальная интуиция начинается из сомнений, сомнения – это не цель, а средство достижения достоверного знания. Декарт задает вопрос:

· 1. «В каком знании человек может быть абсолютно уверен?» кроме одного: Мыслю, следовательно существую)

· 2. «Существуют ли другие истины, кроме существования мыслящего «Я»?» - «В сознании мыслящего субъекта существуют различные идеи, которые возникли из полученных впечатлений (например: солнце, деревья,) Есть врожденные идеи, не являющиеся результатом опыта это идеи математических объектов. Ни одна из видимых окружностей не является круглой – обязательно будут микроскопические неровности».

· Метод познания, который предлагает Декарт, это дедукция – это метод познания, при помощи которого частные знания выводятся из общего.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...