Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ результатов исследования.




 

Как показали наши наблюдения и данные экспертной оценки в период отработки практических навыков погружения и подводного плавания у спортсменов, занимающихся аутогенной тренировкой, не отмечается внезапных ориентировочных рефлексов, какие могут быть у спортсменов, не проходивших такой подготовки. Окружающая среда воспринимается ими как ожидаемая и интересная для исследования, они более успешно осуществляют контроль над состоянием своего организма и точно соблюдают технические правила и требования. С помощью аутогенной тренировки у спортсменов-аквалангистов формируется такое ценное качество, как самодисциплина, они полностью осознают, что «вода, как и воздух, не терпит спешки, суеты и незнания». В отчетах занимающихся отмечается удовлетворение от занятий аутогенной тренировкой, что также является немаловажным для оценки ее значимости.

Данные, полученные при сравнении уровня артериального давления, пульса и дыхания показали, что при погружении на одну и ту же глубину и при других равных условиях у спортсменов, занимающихся аутотренингом, по сравнению с не занимающимися меньше повышалось артериальное давление, не учащались пульс и дыхание, не появлялось чувства тревоги под водой, не было чувства усталости после всплытия. Физическая и психологическая работоспособность заметно не снижалась, что указывает на формирование соответствующих реакций адаптации. Применение аутогенной тренировки при подготовке спортсменов-аквалангистов является целесообразным и необходимым. В подготовке аквалангистов должен принимать активное участие не только технических инструктор, но и специалист, психолог, хорошо знающий вопросы психической саморегуляции.

Результаты проведенного исследования убедительно показывают, что использованный метод психорегуляции – метод «средовой адаптации» может быть применен для оптимизации не только психоэмоциональных состояний, но и оптимизации адаптационных возможностей спортсменов, занимающихся различными видами подводного плавания. Его можно рассматривать как важную часть психологической подготовки и сопровождения деятельности спортсменов для выработки и целенаправленного формирования у них необходимых приспособительных реакций к различным условиям пребывания в измененной жизненной среде.

 

 

ВЫВОДЫ

Обобщая изложенные в работе результаты теоретических и экспериментальных исследований можно сформулировать следующие выводы:

1. Психологическая адаптация как и ряд других приспособительных процессов и реакций играет существенную роль для повышения эффективности в различных условиях ее выполнения. Особое значение приобретает формирование приспособительных реакций в целях адаптации к тренировочным нагрузкам (физическим и психическим) в подводном плавании.

2. Определены значимые для адаптации факторы, влияющие на эффективность деятельности спортсменов в подводном плавании. Их учет дает основание рассматривать в качестве основных предпосылок успешного выполнения деятельности работоспособность, психофизиологическое и эмоциональное состояние, мотивацию спортсменов. Результаты исследования показывают, что среди важнейших факторов, значимых для адаптации могут быть выделены: вид, характер, величины тренировочных нагрузок, вызывающих физическое и психическое напряжение; квалификация, опыт, уровень подготовленности спортсменов; нейродинамические особенности, индивидуально-психологические свойства личности; познавательные, эмоциональные и волевые компоненты ты психики, способность к саморегуляции и самоконтроль. Особую роль играет фактор, связанный с понятием адаптационных возможностей человека.

3. Получены результаты, характеризующие различные уровни функциональных возможностей психической адаптации у спортсменов в процессе занятий подводным плаванием. Использованная в исследовании процедура позволяет также оценить степень напряжения механизмов психической адаптации, оцениваемых по разнице показателей ситуативной и личностной тревожности. На этой основе можно осуществлять текущий контроль за изменением индивидуальных показателей адаптационных возможностей спортсменов в процессе подготовки с целью их оптимизации.

4. Полученные данные, характеризующие как отдельные признаки, так и влияние общих, значимых психологических факторов, указывающих на конкретные источники дезадаптации, вызванные действием тренировочных нагрузок и условий деятельности при занятиях подводным плаванием. Оценка отдельных признаков дезадаптации отражает изменения самочувствия, настроения, снижение общей активности, появление чувства усталости, снижение работоспособности у спортсменов. Выделение «адаптационно благоприятных» и «дезадаптационных» факторов позволяет определить уровни адаптационных возможностей спортсменов-подводников.

5. Апробированы пути оптимизации адаптационных возможностей спортсменов в ходе контроля и коррекции их психоэмоционального состояния. Использование специально подобранных методов психорегуляции – метода «средовой адаптации» позволяет оптимизировать адаптационные возможности спортсменов в процессе психологической подготовки и сопровождения деятельности. Полученные данные свидетельствуют о целесообразности использования психологической коррекции и управления психоэмоциональным состоянием спортсменов.

6. Результаты, полученные после применения психотренинга «средовой адаптации» показывают, что после занятий у спортсменов снижается уровень нервно-психического напряжения, уменьшается тревожность, устраняются неадекватные поведенческие реакции и нормализуется психоэмоциональное состояние, что указывает на повышение адаптационных возможностей спортсменов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

ОСНОВНАЯ:

1. Абабков В.А., Перрс М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004, - 166 с.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. – М.: ФиС, 1982. – 176 с.
3. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1990. – 240 с.
4. Александров П., Чернец М. Острая гипоксия. В сб.: Спортсмен-подводник. – М.: Досааф, 1991, С. 32 – 36.
5. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Наука, 1976. – 272 с.
6. Апчел В. Легководолаз: путь к профессионализму. В сб.: Спортсмен-подводник. – М.: Патриот, 1990. С. 24-27.
7. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестник Мсковск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 1995. - № 4. – С. 45 – 54.
8. Базулько А., Пыжова В. Адаптация кислороднотранспортной системы организма при тренировке. – В сб. «Подводник-спортсмен». – М.: Досааф, 1986, С. 14 – 15.
9. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. Психол. – 1989. - № 1. – С. 92 – 100.
10. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 270 с.
11. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – К.: Здоров’я, 1989. – 168 с.
12. Голиков Ю.Я., Дикая Л.Г., Костин А.Н. Проблемы исследования психической регуляции в триаде «деятельность, личность, состояние» // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. – М.: Изд-во «Ин-тут психологии РАН», 1999. – С. 3 – 5.
13. Гребняк В.П., Чуприна Е.И. Динамика системной организации функций при адаптации к труду в экстремальных условиях // Физиология человека. – 1986. - № 2. – С. 269 – 276.
14. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – 2-е изд. – П.: Политиздат, 1989. – 284 с.
15. Гусинский З.С., Нессирио Б.А. Некоторые физиологические основы длительного пребывания человека под повышенным давлением. В сб. «Морские подводные исследования». – Изд.: Наука, 1969. – С. 317 – 324.
16. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. – М.: Наука, 1985. – С. 63 – 90.
17. Дичев Т.Г., Тарасов Е.Е. Проблемы адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). – М.: Медицина, 1976. – 184 с.
18. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
19. Дьяченко М.М., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. – Минск, 1965.
20. Занин В.Ю., Малюзенко Н.Н., Чебыкин О.В. Снаряжение подводного пловца. Изд. 2-е, доп. и перераб. – СПб.: «Макет», 1997 – 180 с.
21. Ильичев А.А. Большая энциклопедия выжывания: изд. 2-е, испр. Доп. и перераб. – М.: Изд. Эксмо-Пресс, 2002. – 496 с., ил.
22. Ильченко Ю.В. Исследование особенностей развития процесса дизадаптации человека-оператора. Экспресс-диагностика: автореф. дис. …канд. пед. наук.
23. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.
24. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. – Новосибирск: Наука, 1986. – 120 с.
25. Карпухина А.М. Психологические и психофизиологические пути повышения эффективности деятельности. – К: Знание, 1990. – 19 с.
26. Карпухина А.М., Розов В.И. Экспресс-оценка адаптивности подростков в экстремальных условиях. – К., 1993. – 18 с.
27. Кокун О.М. Моніторинг та корекція психофізіологічної адаптації спортсменів вищої кваліфікації: Автореф. дис. ...канд. психол. наук: 19.00.02 / Ін-т психології ім. Г.С.Костюка АПН України. – К., 1997. – 21 с.
28. Кокун О.М. Аналіз поняття адаптаційних можливостей людини // Проблеми загальної та педагогічної психології: Зб. наук. праць Ін-ту психології ім.. Г.С. Костюка АПН України / За ред. С.Д. Максименка. – К.: ГНОЗІС, 2002. – Т. ІV. – Ч. 5. – С. 137 –140.
29. Кокун О.М. Системний підхід як методологічна основа психофізіологічного забезпечення діяльності людини // Актуальні проблеми психології. – Т. V: Психофізіологія. Медична психологія. Генетична психологія / За ред. С.Д. Максименка. – К.: Нора-Друк, 2002. – Ч. 1. – С. 55 – 68.
30. Кокун О.М. Психофізіологічне забезпечення діяльності через врахування індивідуального адаптаційного типу // Вісник Харківського держ. Ун-ту № 550. – Ч. 2. Серія: Психологія. – Харків: ХНУ, 2002. – С. 112 – 115.
31. Кокун О.М. Оптимізація адаптаційних можливостей людини: психофізіологічний аспект забезпечення діяльності: Монографія. – К.: Міленіум, 2004, - 265 с.
32. Конопльов В.В. Психологічна адаптація курсантів ВНЗ МВС України до діяльності підрозділів кримінальної міліції: Автореф. дис. ... канд.. психол. наук: 19.00.06 / Національна академія внутрішніх справ України. – К., 1999. – 16 с.
33. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1987. – 272 с.
34. Корольчук М.С. Адаптація та її значення в системі психофізіологічного забезпечення діяльності // Вісник. Збірник наукових статей Київського міжнародного університету. Серія: Педагогічні науки. Психологічні науки. – К.: Правові джерела, 2002. – Вип.. 2. – С. 191 – 211.
35. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. – М.: ФОН, 1995.
36. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2984. – 200 с.
37. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 14. Психология. – 2000. - № 3. – С. 4 – 21.
38. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. – 2001. – Т. 22. - № 1. – С. 16 – 24.
39.  Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.
40. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Издательский Дом «Сентябрь», 2001. – 260 с.
41. Марьянович А.Т. Факторы, определяющие адаптационный процесс // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В.И. Медведева. – Л.: Наука, 1984. – С. 17 – 31.
42. Матвеев Л.А. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта. В журн. «Наука в олимпийском спорте» № 1, 1999, С. 20 – 31.
43. Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам. // Очерки по теории физ. Культ. – М.: ФиС, 1984.
44. Маунтин Алан Подводное плавание. Руководство. – М.: Интербук-бизнес, 2000. – 159 с.
45. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В.И. Медведева. – Л.: Наука, 1984. – С. 3 – 16.
46. Медведев В.К. Динамика утомления // Физиологические проблемы утомления и восстановления: Тез. докл. Всесоюз. конф., посвященной 100-летилю со дня рождения академика АН УССР Г.В. Фольборта. – Киев-Черкассы, 1985. – Ч. 2. – С. 18 – 19.
47. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988.
48. Меренов И.В. Водолазные работы. М.: Транспорт, 1971. – 182 с.
49. Морские подводные исследования. Изд. М.: «Наука», 1969, - 380 с.
50. Общие сведения о развитии водолазного дела и физических особенностях водолазных спусков. – Учебник водолаза ВМС / Сост. Клименко Н.А., 1953, - 66 с.
51. Орлов Д.В. Зов бездны. Группа компаний «Подводный мир», МГУ, 2001, - 287 с.
52. Орлов Д.В., Сафонов М.В. Акваланг и подводное плавание. Изд. «Эдда», 1998, - 416 с.
53. Орлов Д.В., Сафонов М.В. Я… с аквалангом знакомлюсь и становлюсь мастером. Изд-во «Русский университет», 2000.
54. Платонов В.Н. Адаптация в спорте – Киев: Здоров’я, 1988.
55. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 1997, - 583 с.
56. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента – СПб.: Питер, 2001 – С. 91 – 98.
57. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / Сост. А.Е, Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, мн.: Харвей, 2002, - 480 с.
58. Розов В.И. К проблеме адаптивных возможностей человека в экстремальных условиях деятельности, их оценка и развитие // Чернобыльская катастрофа и медико-психологическая реабилитация пострадавших: Тез. докл. межд. конф. – Минск, 1992. – С. 59 – 60.
59. Розов В.И. Психологический анализ адаптивности в экстремальных условиях: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Ин-т психологии АПН Украины. – К., 1993. – 147 с.
60. Сагалевич А.М. Глубина. – М.: Научный мир, 2002. – 320 с.
61. Соболевский В. Работоспособность человека в водной среде. В сб.: Спортсмен-подводник. М.: Досааф, 1986, с. 26 – 33.
62. Современная Военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. – мн.: Харвест, 2003, - 576 с.
63. Управление процессом адаптации организма спортсменов высокой квалификации, - Киев: КгиФК, 1992. – 188 с.
64. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта /пер. с англ/ - Киев, Олимпийская литература, - 2001, - 486 с.
65. Усачев В., Русанова Т. Психологический паспорт водолаза. В сб.: «Спортсмен-подводник», М.: Досааф, 1987, С. 24 – 27.
66. Хатунцева С.М. Проблеми теорії адаптації // Педагогіка і психологія: Зб. наук. праць / За ред. І.Ф. Прокопенка, В.І. Лозової. – Харків: ОВС, 2002. – Вип.. 20. – С. 68 – 75.
67. Шапкин С.А. Методики изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. – М.: Изд-во «Ин-тут психологии РАН», 1999. – С. 132 – 165.
68. Шалимов П.М. Функциональные резервы организма в экстремальных ситуациях. – М.: Воениздат, 1991.
69. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов (Агишева Н.К., Алексеев и др.: Под ред. А.Т. Филатова. – Киев: Здоров’я, 1982. – 296 с.
70. Bennett P.B., Elliot D.H. The Psychology end Medicine of Diving. Best Publishing, 1993.
71. Diving Guide. Las Modern Publishing House. – Cairo, 1999. - 144 p.
72. Lazarus R.S. Emotion and adaptation. – N.Y.: Oxford Univers. Press, 1991. – 557 p.
73. Leigh E.G. Adaptation, adaptationism and optimality // Adaptationism and Optimality / S.H. Orzack and E. Sober (eds.). – Cambridge: University Press, 2001. – P. 335 - 357.
74. Lusher M. The Lusher color test. – London: Jonathan Cape, 1970. – 185 p.
75. Orzac S.H., Sobert E. Optimality models and the test of adaptationism // American Naturalist. - 1994. - № 143. – P. 361-380.
76. Strauss R. Diving medicine. Grunet&Stratton. New York, 1976.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

77. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982 – 126 с.
78. Lazarus R.S., Smitt C.A. Knowledge and appraisal in the cognition-emotion relation ship // Cognition and Emotion. – 1988. № 2, p. 281-300.
79. Monat A., Averill J., Lazarus R.. Anticipatory stress and coping reactions / Jornal of Personality and Social Psychology/ 1972, Vol. 24, p. 237-253.
80. Perrez M., Reichents M. Stress, Coping, and Helth. Huber Publishers, 1992.
81. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента – СПб.: Питер, 2001, - С. 94 – 98.
82. Стресс и тревога в спорте: Междун. сб. научных статей. – М.: Фис, 1983, - 288 с.
83. Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во Ленингр. универс.,1987, С. 130–133.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...