Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути оптимизации адаптационных возможностей через воздействие на психоэмоциональное состояние спортсменов методом «средовой адаптации».




С целью преодоления различных объективных и субъективных трудностей, возникающих в измененных, часто экстремальных условиях деятельности и в процессе действия физических и психических нагрузок при занятиях подводным спортом возникает необходимость решения задач психологического сопровождения и подготовки спортсменов. Такая подготовка должна базироваться, прежде всего, на принципе постепенности адаптации к водной среде, условиям и требованиям пребывания под водой на определенной глубине. В целях такой подготовки может быть предложен модифицированный вариант аутогенной тренировки в сочетании с методом «средовой адаптации», позволяющий оптимизировать адаптационные возможности спортсменов на основе регуляции психоэмоционального состояния.

Предложенный вариант такой аутогенной тренировки может быть условно разделен на 3 этапа – подготовительный, адаптационный и заключительный.

Наиболее важным разделом работы на подготовительном этапе является обучение спортсменов аутогенной тренировки (успокаивающий вариант). В начале отрабатываются приемы вызывания покоя (релаксации) во всем теле, тепла в правой руке по общепринятым методикам. При этом подчеркиваются важность тренировки сосредоточения внимания на решаемой задаче, зависимость результатов от самого занимающегося, психофизиологическая объективность вызванных состояний.

У подводных пловцов и у аквалангистов нецелесообразно вызывать чувство тяжести в правой руке, а затем во всем теле. Необходимо обучить спортсменов вызывать у себя чувство силы, хорошего мышечного тонуса в правой руке и во всем теле. Такое упражнение в аутогенной тренировке является третьим по счету (первое – вызывание покоя, отдыха во всем теле; второе – вызывание чувства тепла в правой руке). Предлагаем следующие формулировки (по Л.П..Яцкову):

«Я ощущаю вслед за отдыхом прилив силы в правой руке. Я чувствую приятный здоровый мышечный тонус в руке. Мышцы руки в состоянии приятной готовности к работе, деятельности. силу, приятный мышечный тонус в руке я вызываю легко, свободно. Мышечную силу, приятный здоровый тонус я чувствую также в левой руке, в ногах, во всем теле. Я с каждым вдохом вдыхаю новую мышечную силу, мышечный заряд. Вов всем теле я чувствую здоровье, силу, энергию. Силу, здоровый мышечный тонус во всем теле я вызываю легко, свободно. Мои мышцы, мое тело готово к длительной работе, к различной деятельности. я чувствую себя легко, свободно».

Упражнения подготовительного этапа отрабатываются за 2 – 3 недели занятий. Как показали наблюдения, на протяжении занятий у всех занимающихся повышаются настроение, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию, интерес к аутогенной тренировке, что создает благоприятный психологический базис для перехода ко второму этапу.

Второй этап («этап средовой адаптации») является наиболее ответственным. Желательно, чтобы он совпадал с началом отработки, особенно начинающими аквалангистами, практических навыков. Целью его является формирование устойчивой психологической и физической адаптации к среде в условиях подводного автономного плавания как в его групповом, так и индивидуальном вариантах. В начале второго этапа спортсменам подробно объясняются физические свойства подводной среды: ограничение видимости и зависимость ее от глубины; колебания окружающей температуры; возрастание давления воды по мере погружения; сменяющаяся своеобразная окраска окружающей среды (от светло-зеленых до темно-зеленых и темных тонов); увеличение размеров подводных объектов примерно на 0,25 их реальной величины; совершенно новые приемы и условия передвижения; наличие причудливого растительного и животного мира.

На втором этапе обосновывается важность принципа повторности, который является одним из основных положений вообще любой тренировки. Все планируемые у спортсмена качества могут быть сформированы только при неоднократных и регулярных повторениях определенных упражнений. Большое значение имеет также принцип постепенности, который лежит в основе развития функциональных возможностей организма в условиях повышенных нагрузок.

На втором этапе спортсменам разъясняется необходимость формирования таких новых навыков, как дыхание в акваланге только ртом и полное исключение носового дыхания, умение управлять «объемом» (глубиной) дыхательных движений (от чего зависят плавучесть и возможность удержаться на определенной глубине).

Важным разделом подготовки является выработка у подводных пловцов правильных и последовательных реакций при возникновении аварийных ситуаций (неполадки в снаряжении, травма барабанных перепонок, признаки баротравмы легких, вынужденный быстрый переход с одной глубины на другую и др.). С учетом вышеизложенного и должна проводиться аутогенная тренировка на втором этапе. Для решения ее задач предлагаются следующие формулировки:

«Я совершенно спокоен в этой новой для меня окружающей среде. Во всем теле сохраняются сила, энергия, здоровье. Окружающая среда для меня интересна, желаема и приятна. Движения мои в воде уверенные, спокойные, свободные. Все мои мышцы в воде в приятном здоровом тонусе. Дыхание мое во время плавания на различной глубине свободное, спокойное, ритмичное. Я легко и свободно, по своему желанию изменяю глубину вдоха и частоту дыхания. Вдох и выдох в акваланге я совершаю только ртом. Я чувствую силу, здоровье, энергию во всем теле, спокойствие. Все мои движения спокойные, правильные, целесообразные, навыки и приемы точные, отработанные, я в них уверен. Как на поверхности, так и на различной глубине я спокоен, чувствую силу, энергию во всем теле, окружающая среда интересна. В самой неожиданно возникшей ситуации я совершенно спокоен, действия мои отработаны, последовательны, технически обоснованы и правильны, я в них уверен№.

На втором этапе продолжается также отработка трех приемов подготовительного периода с тем отличием, что время для их тренировки сокращается. В начале второго этапа аутогенная тренировка проводится чаще в полном техническом снаряжении, что в определенной мере приближает ее к предстоящим «средовым» условиям. В дальнейшем основные положения (и особенно второго этапа) должны отрабатываться в течение тренировочных погружений и подводного плавания с аквалангом. По продолжительности второй период совпадает с периодом, необходимым для технической подготовки спортсмена-аквалангиста.

Третий (заключительный) этап аутогенной тренировки ставит своей целью дальнейшее закрепление полученных результатов как в технической, так и в психологической подготовке спортсменов с учетом накопленного ими определенного опыта и характерологических особенностей занимающихся. На данном этапе спортсменам разъясняется важность систематических и регулярных занятий аутогенной тренировкой. При этом особенно подчеркивается тот факт, что при перерывах в занятиях все выработанные ранее навыки, приемы, не подкрепляясь, ослабевают и исчезают. На третьем этапе спортсмены используют приемы аутотренинга уже во время подводного плавания, что позволяет им увеличить свои технические возможности. Сразу же после очередных погружений вызывается чувство покоя-отдыха; это предупреждает нарастание утомления, способствует активным восстановительным процессам в организме. Очень ценным на этом этапе являются обмен опытом и обсуждение занимающимися достигнутых результатов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...