Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА ІІІ. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХИКИ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПОДВОДНЫМ ПЛАВАНИЕМ.




Экспериментальное изучение значимых для адаптации факторов, влияющих на эффективность деятельности в подводном плавании.

Для решения задач, поставленных в исследовании, возникла необходимость выделить ряд факторов, значимых для адаптации и обуславливающих эффективность деятельности спортсменов, занимающихся подводным плаванием. Анализ литературы показал, что к такого рода факторам можно отнести внешние и внутренние, или, объективные и субъективные.

Среди факторов первой группы можно выделить:

§ условия деятельности:

§ вид, характер, величина нагрузки (физической, психической и т.п.) в ходе деятельности и др.

К факторам второй группы относятся:

§ профессиональная (спортивная) квалификация и опыт;

§ особенности личности;

§ мотивация деятельности;

§ особенности отдельных психических процессов и функций, нейродинамических свойств человека;

§ эмоциональные и волевые компоненты психики, самоконтроль;

§ психофизиологическое (функциональное) и психическое (психоэмоциональное) состояние;

§ работоспособность, высокий уровень которой характеризуется рядом признаков, среди которых легкость адаптации, регуляции функций и автоматизации навыков [34].

В тоже время, к факторам, негативно влияющим на выполнение деятельности можно отнести неблагоприятные психоэмоциональные состояния – стресс, нервно-психическое напряжение, тревожность, эмоциональную возбудимость, утомление и др. Как правило, они возникают из-за несоответствия требованиям и условиям деятельности индивидуальных возможностей человека. Так, утомление, возникающее вследствие тренировочной нагрузки, кроме физиологических признаков, характеризуется целым рядом изменений на психологическом уровне – появляется ощущение слабости, тягостной напряженности, неуверенности в правильности выполняемых действий, наблюдается отсутствие желание что-либо делать, возникают расстройства внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости); изменения в протекании сенсорно-перцептивных процессов; нарушения в моторной сфере; ухудшение памяти, продуктивности мышления; ослабление воли; изменение мотивации деятельности; нарушение сна; накопление негативных эмоциональных реакций и т.д.

В тоже время утомление – нормальное явление, а ярко выраженным негативным состоянием для выполнения деятельности есть переутомление. Более того, при условии достаточного времени для восстановления возникающее утомление приводит к повышению работоспособности по механизму адаптации, затрагивающему оптимальные режимы функционирования психической деятельности. Существенно и то, что деятельность человека в измененных условиях жизненной среды связано с получением, переработкой и оценкой большого объема информации и характеризуется высоким эмоциональным напряжением, психической нагрузкой, нередко переутомлением, периодически возникающими стрессовыми ситуациями. Под водой сильный стресс приводит, как правило, к критическим ситуациям [51],особенно, если это стресс эмоциональный, проявляющийся в экстремальных ситуациях, при угрозе, опасности, и негативных эмоциях. Его различные формы – тормозная, импульсивная проч. – приводят к изменениям в психических процессах и высшей нервной деятельности, в двигательной и речевой функциях. Как показали предварительные наблюдения в процессе проводимых нами исследований. Стресс оказывает разные эффекты на поведение человека как в процессе подготовки, так и непосредственно в ходе подводных погружений: от мобилизации к активизации до полной дезорганизации и подавления (в существенной степени это зависит от индивидуально-психологических особенностей личности спортсменов-подводников).

Опираясь на проведенный анализ представленного материала можно заключить, что учет обозначенных предпосылок и факторов имеет существенное значение для исследования приспособительных реакций у спортсменов и дает возможность определить мероприятие по оптимизации адаптационных возможностей в процессе психологической подготовки и обеспечения деятельности.

 

Оценка спортсменами тренировочных нагрузок и показателей работоспособности

 

В исследовании, направленном на определение общих, значимых для адаптации факторов были получены данные, характеризующие величину тренировочных нагрузок на основе самооценок спортсменов. Фактический материал представлен в таблице 1.

 

Таблица 1.

Оценка спортсменами тренировочных нагрузок

Оценка нагрузки n Низкая Нормальная Выше нормы Большая Очень большая р <=
Физическая нагрузка

 

28

6 % 44 % 21 % 17 % 12 %

0,01

Псих. нагрузка 5 % 19 % 48 % 22 % 6 %
Общая нагрузка 5 % 32 % 34 % 19 % 9 % --

Результаты показывают, что только около 5 % всех испытуемых оценивают общую суммарную величину нагрузок как низкую, а 9 % - как очень большую. Большинство оценивает тренировочные нагрузки в диапазоне от нормальной до большой (83 % опрошенных спортсменов).

В следующем исследовании были получены данные самооценки спортсменами динамики общей работоспособности, которая в значительной мере обусловливает эффективность деятельности вообще, и тренировочной в частности. Полученные результаты самооценки показателей работоспособности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика показателей работоспособности спортсменов

Общая работоспособность n Ухудшается Неизмен. Улучшается р <=
В течении тренировочного занятия 28 27 % 40 % 33 %

0,01

В течении недели 28 8 % 63 % 29 %

 

Представленные данные свидетельствуют, что большинство опрошенных имеют достаточно устойчивый уровень работоспособности. Обращает на себя внимание тот факт, что работоспособность на протяжении недельного периода учебно-тренировочных занятий (микроцикла) с учетом занятий с различными по величине и направленности нагрузкам, является существенно более стабильной (р <= 0,01) по сравнению с работоспособностью в ходе тренировки в течении 1-го дня.

Определенный интерес представляло изучение особенностей проявления психологических признаков утомления, возникающих у занимающихся в процессе тренировочной деятельности, что на наш взгляд, является важным аспектом оптимизации адаптационных реакций у спортсменов в процессе выполнения деятельности.

Данные, характеризующие процентное распределение типичных признаков утомления, возникающего в результате действия тренировочных нагрузок представлены в таблице 3.

Таблица 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...