Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Адаптация и адаптационные возможности человека к различным условиям деятельности.




На актуальность проблемы адаптации человека к постоянным изменениям окружающей среды указывает большое число специалистов [10, 26, 32, 34, 38, 42, 47, 54, 55, 67, 73]. Это связано с тем, что именно процесс адаптации определяет возможности человека относительно обеспечения деятельности в условиях повышенной стрессогенности, изменяющейся среды [38, 46].

Исследователями подчеркивается наличие тесной связи между адаптированностью и эффективностью деятельности человека [41, 46, 54]. Также указывается на существенное значение проблемы адаптации непосредственно для разрешения проблемы психофизиологического обеспечения деятельности. При этом основным критерием оценки адаптационного процесса считается достижение цели деятельности при минимизации усилий и «платы» за эту деятельность [31, 34].

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции.

Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению.

Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.

Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни [57].

Понятие «адаптация» тесно связано с понятием «стресс», который рассматривают как состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии исключительно сильного раздражителя [55]. Исследованиями Г. Селье [77] было показано, что при воздействии стрессового раздражителя происходит активация гипофиза, который увеличивает секрецию адренокортикотропного гормона, стимулирующего деятельность надпочечников, что стимулирует приспособительные механизмы, благодаря которым организм адаптируется к действию раздражителя. Механизмы такой срочной адаптации являются общими для различных стрессорных воздействий – физических, химических, эмоциональных. Это позволило сформулировать понятие об общем адаптационном синдроме, как основном механизме адаптации (Селье, 1982).

Общий адаптационный синдром характеризуется тремя стадиями: на первой стадии (стадия тревоги) происходит мобилизация защитных реакций организма; на второй (стадия резистентности) – возникает увеличение стойкости организма к действию стрессоров; третья стадия (истощение) характеризуется истощением адаптационных резервов. Г. Селье разграничивал понятия стресс и дистресс: стресс является полезным и приводит к адаптации, дистресс – вредным и приводит к различным психосоматическим заболеваниям.

В общем адаптационном синдроме выявлены еще четыре субсиндрома: эмоционально-поведенческий, вегетативный, когнитивный и социально психологический.

Классические представления про стресс были развиты Р. Лазарусом [72, 78], им были выделены два его вида: физиологический и психический. Не обращая на общий тип адаптационных реакций, виды стресса, согласно с автором, отличаются по своей природе и механизмами развития: физиологический стресс характеризуется опосредствованием стимулов автоматическими гомеостатическими механизмами, а психический – психическими процессами оценки возможной угрозы и поиском адекватного ответа на нее.

Адаптация – это последовательность психологических реакций на объективную ситуация, отражающих поведение, необходимое для совладания со специфической задачей [80]. Существует три основных уровня адаптации в зависимости от характера стресса.

1. Филогенетический – адаптация к изменениям среды (стресс вида).

2. Социокультурный – социальная адаптация к загрязнениям среды, экономическим переменам и др. (социальный, или культурный стресс).

3. Онтогенетический:

а) адаптация к задачам развития, эндогенно или социально обусловленным (стресс развития);

б) адаптация к нормативным или ненормативным критическим жизненным событиям (жизненный стресс);

в) адаптация к хроническим стрессорам (хронический стресс);

г) адаптация к нарушениям гомеостаза повседневной жизни (повседневные сложности).

Реакция адаптации начинается с субъективного восприятия/оценки ситуационных характеристик и продолжается как реакция на восприятие, что обычно проявляется в виде попытки совладания с ситуацией, когда привычный или автоматический ответ на нее невозможен [79]. Такая попытка называется копингом. Ответный копинг имеет более или менее эффективное влияние на первичный стрессор. Адаптация человека к ситуации может быть оценена не только на основе субъективного восприятия, но также и с опорой на объективные критерии. Аналогию следует искать в общей экспериментальной психологии, где адекватность ответа при проведении теста не может основываться лишь на субъективной оценке исполнения. Критерии для адекватной оценки определяются тем, в какой мере субъект выполнил требования, присущие данному тесту.

Анализ адаптации может фокусироваться на трех соотношениях. Первое – это соотношение между субъективным восприятием (или когнитивной репрезентацией) данной ситуации и ответом на субъективное восприятие. Если ответ соответствует требованиям, присущим характеристикам восприятия (оценки) и целям субъекта, то субъект быстро достигает внутреннего равновесия. Другими словами, ответ соответствует субъективному восприятию. Например, если субъект интерпретирует ситуацию как опасную, он может избежать ее. Если безопасность является целью, то такой ответ может восстановить внутреннее равновесие в короткий срок. Некоторые люди страдают от неспособности действовать в соответствии со своими оценками. У них существует подавление выбора оптимального поведения. Например, они чувствуют себя сердитыми или тревожными, но не могут выразить свои эмоции, что приводит к неадаптивному копингу, выступающему функцией их оценок, эмоций и целей. В результате возникает переживание несоответствия между проявленным поведением и воспринимаемыми требованиями.

Если рассмотрение адаптации касается лишь ее внутренних процессов или критериев, то такие процессы называются внутренним приспособлением. Если субъект достигает успехов во внутреннем приспособлении, он чувствует равновесие или спокойствие по отношению к субъективным стандартам независимо от объективных характеристик ситуации.

Вторым является соотношение между субъективным восприятием (оценкой) и объективными характеристиками ситуации, а третьим – соотношение между адаптивным ответом и объективными требованиями ситуации (рис. 2).

 

Рис. 2. Взаимоотношения между объективными характеристиками ситуации, ее субъективным восприятием и адаптацией.

 

Пассивная реакция на стрессор, который ошибочно воспринимается как неконтролируемый, может быть субъективно функциональной, но объективно дисфункциональной. При таком же восприятии реакция контроля над стрессором бывает субъективно дисфункциональной, но объективно функциональной. Объективно функциональные адаптационные усилия окажут влияние на благополучие человека в долговременной перспективе. Субъективно функциональные усилия обычно оказывают на внутреннее равновесие лишь кратковременное влияние.

Объективно функциональным копингом называется ответный копинг, направленный на удовлетворение требований объективных показателей ситуации. Субъективно функциональный копинг – это ответный копинг, направленный на удовлетворение требований, являющихся результатом субъективного восприятия ситуации.

Оптимальная адаптация предполагает адекватное восприятие и когнитивную репрезентацию, которые соответствуют психологическим характеристикам ситуации. Такая краткосрочная репрезентация является предпосылкой успешной адаптации. Если краткосрочная репрезентация становится элементом долговременной памяти, это называется «знанием» [78]. Если ситуация воспринимается ошибочно в смысле ее соответствия адаптационным характеристикам, то активация адекватных копинговых реакций менее вероятна.

Исследования, связанные с объективно функциональным копингом, посвящены следующим проблемам. Действительно ли люди, способные преодолевать требования ситуации с помощью соответствующего ответного копинга (например, «объективная контролируемость – продуктивное поведение»), более эффективны в последующих адаптационных процессах по сравнению с неспособными к этому людьми? Являются ли первые психически более здоровыми (в долговременном плане), чем последние?

К кратковременным критериям успешной адаптации относится прямое решение проблемы и, с другой стороны, уменьшение стрессовой реакции (например, путем использования более экономичного поведения в соответствии с рациональными принципами). Долговременные критерии адаптации относятся к физическому, психическому и социальному благополучию. Можно предположить, например, что психическое здоровье в значительной степени коррелирует со способностью к адекватной когнитивной репрезентации.

В соответствии с приведенными данными адаптационные проблемы объясняются: а) проблемами восприятия/оценки, например из-за неадекватной когнитивной репрезентации ситуации; б) дисфункциональной реакцией на адекватное восприятие. Последнее может происходить из-за ошибочного, автоматического, привычного реагирования или недостаточного опыта адекватного реагирования. Для лучшего совладания со стрессорами это дисфункциональные привычки и недостаточную компетентность следует отличать от убеждений субъекта. Завершенный копинг нередко представляет собой поведение как исход случайностей, которые происходят в контексте стрессового события. При этом выбор и регуляция поведения могут быть представлены как индивидуальные правила поведения или убеждения, особенно в тех случаях, когда сознательные адаптационные намерения и копинговые действия включены в стрессовый эпизод. Используемые человеком убеждения или правила поведения могут быть известны ему, считаться правильными, но не будут оказывать реального воздействия. В данном случае это зависит от влияния дисфункциональных привычек или недостатка соответствующих навыков поведения. Таким образом, может существовать расхождение между знанием того, что полезно, и умением это реализовать. Последующие проблемы составляют конкурирующие тенденции действий. Кроме того, используемые убеждения могут оказаться дисфункциональными по своей сути – например, мнение о том, что контролируемые ситуации связаны с возможностью ухода или уклонения (при избегании человеком, страдающим неврозом, вызывающих фобии ситуаций).

С учетом вышесказанного адекватная адаптация включает следующее:

1) способность понимать реальные, релевантные характеристики стрессора;

2) способность связывать результаты процессоров восприятия с функционально адекватными копинговыми реакциями;

3) наличие соответствующих действенных убеждений или правил поведения (поскольку процессы осознания включены в выбор способа реагирования);

4) наличие информации о субъективной и объективной эффективности кратковременного результата копинга; наличие информации о долговременных критериях успешной адаптации, таких как физическое, психическое и социальное благополучие.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...