Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава І. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ИЗМЕНЕННЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПОДВОДНЫМ ПЛАВАНИЕМ.




МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА

 

по специализации «Психология спорта»

 

на тему:

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ В ИЗМЕНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ)»

 

 

  Исполнитель: Студент отделения магистратура ФЗО и ПП ПРЕДКО Станислав Валерьевич  
  Научный руководитель: Гринь Александр Романович, кандидат педагогических наук, доцент

 

 

КИЕВ – 2005

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 4-6
гЛАВА і. Проблема адаптации человека в различных условиях деятельности…………………………………………………..   7-44
1.1. Психологические особенности и требования деятельности в условиях адаптации к нагрузкам в подводном плавании……………………………………………………….     7-15
1.2. Общие положения теории адаптации……………………….. 15-19
1.2.1. Адаптация и адаптационные возможности человека к различным условиям деятельности………………………….   20-26
1.2.2. Основные закономерности и виды адаптации……………… 27-34
1.3. Адаптация, дезадаптация и адаптационные возможности человека в измененных условиях существования и деятельности…………………………………………………..     34-44
глава ІІ. Методы и организация исследований………………………. 45-51
2.1. Методы исследования………………………………………... 45-50
2.2. Организация исследования…………………………………… 50-51
глава ІІІ. Исследование адаптационных возможностей психики спортсменов в процессе занятий подводным плаванием………………………………………………………     52-62
3.1. Экспериментальное изучение значимых для адаптации факторов, влияющих на эффективность деятельности в подводном плавании…………………………………………..     52-54
3.2. Оценка спортсменами тренировочных нагрузок и показателей работоспособности……………………………..   54-57
3.3. Определение уровня функциональных возможностей психической адаптации и показателей напряжения приспособительных механизмов психики у спортсменов……………………………………………………   58-59
3.4. Определение индивидуально значимых для адаптации факторов, влияющих на эффективность деятельности спортсменов…………………………………………………….     59-62
глава ІV. Оптимизация адаптационных возможностей спортсменов с использованием методов психорегуляции…………………...   63-68
4.1. Пути оптимизации адаптационных возможностей через воздействие на психоэмоциональное состояние спортсменов методом «средовой адаптации»……………….     63-66
4.2. Анализ результатов исследования…………………………… 67-68
выводы ………………………………………………………………….. 69-71

Список литературы…………………………………………………………….

72-80

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность – интенсивная разработка теории адаптации, особенно стремительно развернувшаяся в последнее время, привлекает внимание специалистов и исследователей из разных областей научных знаний, в том числе, работающих в сфере физической культуры и спорта. Влияние знаний в области адаптации на современный спорт особенно велико, поскольку сам спорт, особенно его «экстремальные виды, является сферой человеческой деятельности, в которой функциональные системы организма работают в режиме предельно возможных реакций, что создает хорошие предпосылки и большой интерес изучения адаптации организма к экстремальным условиям. Именно на материале спорта накоплен большой объем информации, отражающей различные положения теории адаптации [2, 5, 8, 13, 16, 23, 27, 35, 38, 43, 47, 51, 54, 55, 63 и др.]. В то же время, неоднозначные определения понятия «адаптация», несмотря на то, что они нашли широкое распространение в научной литературе [10, 31, 42, 56] часто затрудняют смысловую определенность при изучении материала, относящегося к данной области знаний. Здесь было бы точнее использовать термин «адаптация» для обозначения процесса приспособления, результат же этого процесса рассматривать как «адаптированность».

Следует учитывать, что проявления адаптации в спорте исключительно многообразны. В тренировке приходится сталкиваться с адаптацией к физическим нагрузкам различной интенсивности, координационной сложности, интенсивности и продолжительности, использованием большого арсенала упражнений, направленных на развитие физических качеств, совершенствование технико-тактического мастерства, психических функций. Более того, в видах спорта, связанных с приспособлением к экстремальным, необычным, измененным условиям, формирование основных адаптационных реакций связано с установлением нового режима функционирования основных систем организма и установлением гомеостаза, который при отсутствии сильных раздражителей сохраняется длительное время, что может характеризовать окончание процесса адаптации, либо переход в дезадаптацию. В связи с изложенным, исследование и анализ психологических аспектов проблемы адаптации, затрагивающей биологические, психофизиологические, социальные и прочие закономерности, проявляющиеся в различных условиях спортивной деятельности, является актуальным и до конца еще не изученным вопросом.

Цель исследования – раскрыть психологические аспекты адаптации к физическим нагрузкам в измененных условиях жизненной среды и различных условиях деятельности спортсменов при занятиях видами подводного плавания.

В соответствии с целевой направленностью в работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить роль психологической адаптации в процессе воздействия тренировочных нагрузок при занятиях подводным плаванием.

2. Определить значимые для адаптации психологические факторы, влияющие на эффективность деятельности спортсменов в подводном плавании.

3. Выявить уровни функциональных возможностей психической адаптации у спортсменов-подводников.

4. Наметить пути оптимизации адаптационных возможностей спортсменов с использованием методов психорегуляции в процессе психологической подготовки и сопровождения деятельности.

Объектом нашего исследования выступили адаптационные возможности спортсменов, занимающихся подводным плаванием, предметом – особенности и пути оптимизации адаптационных возможностей с использованием психорегуляции в процессе психологической подготовки и обеспечения спортивной деятельности.

 

 

В результате проведенных исследований предполагается:

Ø проанализировать психологические особенности и требования деятельности в условиях адаптации к тренировочным нагрузкам в подводном плавании;

Ø изучить адаптационные возможности и значимые для адаптации психологические факторы, определяющие эффективность деятельности при занятиях подводным плаванием;

Ø показать пути оптимизации адаптационных возможностей на основе использования методов управления и регуляции психоэмоциональных состояний у спортсменов.



Глава І. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ИЗМЕНЕННЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ПОДВОДНЫМ ПЛАВАНИЕМ.

1.1. Психологические особенности и требования деятельности в условиях адаптации к нагрузкам в подводном плавании.

Занятия многими видами спорта осуществляется, как правило, в обычных, естественных для жизнедеятельности и комфортных с точки зрения пребывания человека условиях окружающей среды. В то же время имеется ряд таких видов спорта, для которых характерны необычные особенности протекания деятельности в измененных условиях жизненной среды, требующие соответствующей к ней адаптации.

В полной мере это относится к различным видам подводного плавания, где все действия спортсменов осуществляются в условиях повышенного атмосферного давления при выполнении физических нагрузок под водой [4, 6, 8, 15, 64].

Популярность подводного спорта, плавание со специальными дыхательными аппаратами или с аквалангом представляет собой в своем роде уникальный вызов психофизиологическим возможностям человека [15, 64, 65]. Кроме термальных действий воды, организм подвергается воздействию повышенного атмосферного давления. В этих условиях повышается давление газов, содержащихся в околоносовых пазухах, дыхательных путях, желудочно-кишечном тракте и жидкостях организма.

В соответствии с измененными условиями деятельности в одной среде предъявляются и определенные требования к общему физическому здоровью спортсмена. Не каждый желающий может стать спортсменом-подводником. К занятиям подводным спортом допускаются физически развитые, выносливые, закаленные люди, не имеющие медицинских противопоказаний к плаванию под водой. Однако само по себе хорошее здоровье спортсмена-подводника не может исключить появление различных патологических состояний, если при погружениях не будут соблюдаться правила их безопасности [4, 8, 15, 17, 21].

В практике подводного спорта существует целый ряд факторов риска, имеют место и «неспецифические», но весьма опасные патологические состояния, возникновение которых может закончиться трагически для спортсмена (гипокликемическоий шок, кислородное отравление, декомпрессионная болезнь, абдоминальные боли, нервный синдром высоких давлений (НСВД); головокружения, как проявление вестибулярных расстройств, приводящее к потере ориентировки в пространстве и многое другое).

Можно констатировать, что подводный спорт имеет свои специфические особенности, которые связаны с необходимостью адаптации к пребыванию в водной среде. При погружении в воду на человека начинает действовать избыточное давление, возрастающее прямо пропорционально глубине погружения (на 0,1 на каждый метр глубины). Под водой спортсмен должен дышать сжатым воздухом под давлением, равным абсолютному давлению водной среды на данной глубине. Обычно тренированные пловцы делают это без труда при помощи специальных упражнений.

Теплообмен организма человека в воде значительно отличается от теплообмена в воздушной среде прежде всего своей интенсивностью из-за большой теплопроводимости и теплоемкости воды.

Для подводного спорта существенное значение как фактор, лимитирующий физическую работоспособность, приобретает температура воды, глубина плавания, наличие специальной аппаратуры и одежды.

В воде организм человека теряет тепловой энергии значительно больше, чем на воздухе при той же температуре. Кроме того, чем спортсмен быстрее плывет в прохладной воде, тем больше его организм отдает тепла и происходит большее напряжение механизмов терморегуляции. Систематические тренировки пловцов в прохладной воде повышают устойчивость организма к действию низких температур за счет повышения теплопродукции и уменьшения теплоотдачи.

Естественно возникает вопрос, от каких факторов зависит физическая работоспособность человека в водной среде? Можно ли прогнозировать степень интенсивности и длительности мышечной активности при занятиях подводным спортом? Какие механизмы ответственны за эффективность мышечных усилий при выполнении упражнений подводного плавания?

Под термином «физическая работоспособность» принято считать потенциальную способность человека проявлять максимум физического усилия в динамической, статической или смешанной работе (И.В.Аулик, 1979). Максимальное физическое усилие – понятие условное, так как известно, например, что высококвалифицированные спортсмены при высоком уровне мотивации и волевого напряжения устанавливают личные рекорды. Кроме того, практика свидетельствует, что в условиях чрезвычайной опасности или при психическом возбуждении человек способен проявить физические усилия, намного превышающие обычный уровень физической работоспособности.

В широком смысле слова, физическая работоспособность – комплексное понятие, зависящее от ряда факторов [61] (рис. 1).

Рис. 1. Факторы, определяющие физическую работоспособность спортсмена-подводника.

Данные научной литературы свидетельствуют, что величина ключевого фактора физической работоспособности человека, находящегося в воде – максимального потребления кислорода (МПК), значительно изменяется в зависимости от температуры воды: в диапазоне 20-30оС отмечается 10%-й прирост МПК на кажный градус повышения температуры воды. В воде с температурой более 35оС величина МПК резко снижается, ограничивая физическую работоспособность пловца (Pirnav, 1977).

Исследования показывают, что приспособление организма к температурным условиям окружающей среды, в т.ч. и водной, во время мышечной работы включает кортикальный механизм, т.е. участие коры головного мозга, который в соответствии с характером действующих сигналов изменяет течение безусловных реакций обмена веществ и сосудистой системы и повышает способность организма спортсмена противостоять термическим воздействиям. Когда приспособительные реакции становятся недостаточными, температура тела снижается, возникает последовательно развивающееся торможение коры, подкорковых отделов и понижение обмена веществ, что сказывается и на уровне физической и умственной работоспособности человека.

В процессе занятий подводным спорт ом у спортсменов вырабатываются приспособительные реакции к специфическим условиям водной среды, к горизонтальному или резко изменяющемуся положению тела в пространстве, происходит формирование динамического стереотипа способа плавания и стиля пловца-подводника. Защитные реакции и рефлексы прямостояния, сформированные и закрепленные в условиях наземного существования человека (особенно в начальный период обучения подводному плаванию) в ряде случаев, могут затруднять выполнение упражнений подводного спорта. При этом существенную негативную роль играют стрессовые воздействия новых раздражителей – воды, глубины погружения, особенностей дыхания, которые по мере развития тренированности теряют свое первоначальное возбуждающее значение, т.е. и здесь речь идет о реакциях адаптации [51].

Существенной особенностью деятельности в условиях водной среды является и то, что видимость в наиболее прозрачной воде даже при самых благоприятных условиях составляет не более 30 метров.

Коэффициент преломления световых лучей водой примерно равен 1,22 (у воздуха – 1,00), т.е. примерно равен коэффициенту преломления оптической системы глаза человека (1,30). Поэтому лучи света, проходя через воду и попадая в соприкасающийся непосредственно с водой незащищенный глаз, почти не преломляются. Это приводит к тому, что изображения предметов фокусируются за сетчаткой глаза как при дальнозоркости. Очертания предметов становятся расплывчатыми и неясными. А острота зрения ухудшается более чем в 100 раз, снижаясь до 0,1 [20, 69]. В силу этого глаз должен быть защищен от непосредственного контакта с водой, что достигается применением специальных масок, очков и т.п. Это приводит к явлению рефракции, т.е. мнимому изображению предметов, которые кажутся ближе к глазу и большими по размерам, примерно на ¼ натуральной величины.

Правильное восприятие размеров и расстояний под водой достигается со временем после соответствующей практики подводных погружений, что также связано с приспособлением сенсорно-перцептивных процессов и функций психики к условиям водной среды. Кроме того, в воде значительно ухудшается и цветоощущение (особенно синих и зеленых цветов). С увеличением глубины из-за свойств воды по-разному поглощать части видимого спектра изменяется и цветопередача.

Следует учитывать и то, что под водой пловец четко слышит звуки; находясь в лицевой маске, он имеет возможность свободно переговариваться с товарищем, освободившись на время от загубника дыхательного аппарата. Это объясняется тем, что скорость распространения звука в воде равна 1400 м/с (в воздухе 333 м/с). Однако в связи с увеличением скорости распространение звука определить его направление под водой не представляется возможным. Само передвижение в воде отличается от такового на суше (определенный режим дыхания, изменение давления окружающей среды в зависимости от глубины погружения, своеобразная окраска подводного мира). Спортсмен-аквалангист должен психологически адаптироваться к вышеуказанным факторам, которые обусловлены трудностями различного порядка: объективными трудностями деятельности и субъективными личного порядка.

К объективным трудностям подводного спорта относятся: деятельность в условиях необычной для человека окружающей среды, высокая зависимость от метеорологических факторов, относительная сезонность занятий, полная зависимость во время погружения от технического состояния дыхательного аппарата и снаряжения, полная зависимость возможностей спортсмена от длительности пребывания под водой и глубины погружения, необходимость прочных знаний технической аппаратуры и умения пользоваться ею.

К субъективным трудностям следует отнести относительную сложность адаптации к вышеотмеченным условиям и требованиям. Определенную трудность представляют преодоление психологического барьера в виде страха, тревоги, неуверенности при погружениях во всплытиях; приобретение навыка правильного ритма дыхания в акваланге, умение интенсивно использовать при необходимости минимально короткое время, которое исчисляется продолжительностью задержки дыхания на вдохе или выдохе (в случаях смены маски, акваланга, перехода на дыхание с помощью одного на двоих аппарата при отказе аппарата у товарища) и др.

Как объективные, так и субъективные трудности подводного спорта могут быть успешно преодолены с помощью психопрофилактических приемов, психотерапии при должной психологической подготовке. Профилактика психосоматических осложнений может быть достигнута только при осознанном соблюдении требований и правил, с которыми должен быть подробно ознакомлен спортсмен-аквалангист. В случае возникновения заболеваний необходимо проводить комплексную терапию с включением также и психотерапии. Психологическая подготовка должна проводиться параллельно общетехнической подготовкой аквалангистов и базироваться на принципе постепенности адаптации к условиям водной среды. С целью психологической подготовки может быть применена аутогенная тренировка в сочетании с предложенным Л.П. Яцковым методом «средовой адаптации» [69], который условно делится на три этапа:

Ø подготовительный,

Ø средовой адаптации (адаптационный),

Ø заключительный.

Первый этап (подготовительный) начинается одновременно со специфической подготовкой спортсменов. Он включает в себя общее знакомство с группой и индивидуально с каждым спортсменом, с его личностными особенностями.

Анализ специальной литературы [4, 6, 12, 15, 65, 70] показывает, что при исследовании психологического состояния спортсменов-подводников целесообразно применять метод выявления личностых особенностей – ВЛО – путем подробного изучения анамнестических данных с целью дальнейшего психотерапевтического потенцирования и коррекции положительный свойств личности и нивелировки отрицательных. При этом выявляются также потенциальная склонность к невротическим реакциям и их интра- или экстравертированность. Необходимо также учитывать скорость адаптации к меняющимся условиям, наличие фобических компонентов в необычных ситуациях. Однако не следует ориентироваться только на прирожденные спортивные способности, ибо человек от природы наделен замечательной способностью формирования у себя специфических качеств.

Можно констатировать, что деятельность под водой требует от человека мобилизации всех его психофизиологических возможностей, высшей степени нервно-психического напряжения, интенсивной умственной деятельности в условиях ограниченной информации и опасных воздействий окружающей водной среды. Именно поэтому оценка психологических качеств лиц, занимающихся подводным плаванием (или работающих под водой) является одним из важных этапов профессионального отбора и профориентации.

Профессиографический анализ деятельности спортсменов-подводников и легководолазов [6, 65] показывает, что взаимосвязь данных психофизиологических качеств с эффективностью профессиональной деятельности очень высокая (r = +0,78; р < 0,01). Это указывает на то, что эффективность профессиональной деятельности, наряду с хорошим физическим развитием, физической подготовленностью и функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем, во многом зависит от уровня развития таких психологических качеств как внимание, память, мышление и другие. Комплексное психофизиологическое обследование выявило у 30 % обследуемых недостаточное их развитие, что при прочих равных условиях значительно снижало уровень их профессиональной подготовленности, и, вероятно, адаптационные возможности психики в измененных условиях пребывания в водной среде.

Интересен в этой связи опыт работы транспортной медицинской службы ГДР, использующей с ноября 1980 года специальные критерии степени профессиональной пригодности с регистрацией данных психологического обследования в карточке, получившей название «Психологический паспорт водолаза» [65].

Контрольная программа такого обследования предусматривает исследование следующих функций психики:

v надежность реакции;

v восприятие;

v мышление;

v внимание (объем, качество, устойчивость);

v предельная нагрузка с точки зрения психологической устойчивости, надежности;

v личностные особенности (диагностика невроза, страха, тремора пальцев рук).

Объективная оценка разработанных критериев показателей позволяет индивидуально планировать работу по психологической подготовке подводников не только в интересах становления у них профессионально важных навыков и качеств, но и тренировки устойчивости психической сферы к конкретному спуску под воду, к любой неожиданной ситуации под водой.

Изложенное выше согласуется с рассмотрением деятельности человека в измененных условиях жизненной среды с позиции анализа ряда ее закономерностей:

· взаимодействия организма с внешней средой;

· общих принципов высшей нервной деятельности;

· возможностей адаптации организма к условиям существования;

· резервных возможностей организма;

· индивидуальных психологических особенностей человека и его возможностей в процессе деятельности;

· проявления утомления и процессов восстановления и др.

учет выявленных психологических особенностей и условий выполнения деятельности имеет чрезвычайно важное значение как для разрешения проблемы ее психофизиологического обеспечения, так и для определения мероприятий по оптимизации адаптационных возможностей человека к физическим нагрузкам в условиях водной среды в процессе занятий подводным плаванием.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...